Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Понимание слов, обозначающих предметы (посуда)"
план-конспект урока (6 класс)

Материал данного урока можно использовать по программе 9.2 для расширения представлений детей о предметах (посуда) и пополнения словарного запаса по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету Речь и  альтернативная коммуникация

2023г. в 6Б классе

Учитель – дефектолог  Стеблевская О.В.

Тема: «Понимание слов, обозначающих предмет (посуда)».

Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.

Задачи:

Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающая: развивать  речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; материал для игр: «Что это?», «Загадки и отгадки», «Что для чего?». Методическое и дидактическое обеспечение: волшебный мешочек, разрезные картинки, пластилин, детская посуда.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

 Организационный момент.

 Эмоциональный настрой (повторяем за учителем).

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

 Актуализация темы: « Понимание слов, обозначающих предмет (посуда)» -показ фрагмента мультфильма «Федорино горе».

 Сообщение новых знаний. Дидактическая игра «Что это?». Дети поочерёдно опускают руку в волшебный мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.

- Я нащупала тарелку. Она круглая.

- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983aa.jpg https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983ab.jpg https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983ac.jpg https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983ad.jpg    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983ah.jpg

 Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, присели, одну руку поставили на пояс. Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками в воздухе круг

Только стукни, разобьются хлопают в ладоши, топают

Вот серебряные ложки, потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, нагнулись, вытянулись. Он посуду нам принёс

Закрепление материала: Дети лепят чайную пару из пластилина.

 На доске изображение грустной Федоры.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983an.jpg

Игра «Загадки и отгадки». 

- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда. Дети отгадывают загадки (на экране появляются отгадки-картинки с названиями посуды, одну из которых – отгадку, надо выбрать).

1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)

3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)

4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник). Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.

 Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.

 Игра «Что для чего?». Вам нужно взять картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983bd.jpg– это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983be.jpg- это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.

 Рефлексия.

- Дети Федоре понравились ваша активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно. (Картинки с изображением самовара и чашек каждому ребенку).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983bi.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u132522/t1492969983bj.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."

Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока....

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...