Особенности общения детей с речевой патологией
статья

Федулова Ольга Вячеславовна

Речь является важнейшей функцией человека - универсальным средством общения, организации деятельности, мышления. Общение присутствует во всех сферах жизни и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует его личность в целом. Межличностные отношения, являясь одним из главных условий полноценного развития ребенка, имеют сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его среда и продукты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_detey_s_rechevoy_patologiey.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Речь является важнейшей функцией человека - универсальным средством общения, организации деятельности, мышления. Общение присутствует во всех сферах жизни и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует его личность в целом. Межличностные отношения, являясь одним из главных условий полноценного развития ребенка, имеют сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его среда и продукты

Сфера межличностного общения в дошкольном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей, можно назвать работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, О. С. Орлова, Л. И. Гончарук, Г. А. Волкова и некоторых других.

Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов, психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Актуальность проблемы межличностных отношений детей с речевой патологией обусловлена теоретической, практической и социальной значимостью.

Для ребенка, который имеет нарушения речи, общение представляет собой непростой процесс. У младших школьников с речевыми нарушениями недостаточно сформированы языковые средства, отмечается задержка формирования коммуникативной и обобщающей функции речи, проблемы в формировании коммуникативной сферы.

Среди причин, влияющих на общение младших школьников с речевой патологией: речевой негативизм, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и др.

Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития

Трудности межличностных отношений могут возникнуть у любого ребенка, но особо остро эта проблема стоит для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Общение для детей с речевыми нарушениями представляет собой трудный процесс.  Детям с нарушениями речи трудно вступать в контакт со сверстниками из-за чего коммуникативная деятельность оказывается ограничена.

В результате своих исследований особенностей общения детей с речевыми нарушениями О.А. Слинько был сделан вывод, что главной причиной неблагоприятных межличностных отношений детей может быть несформированность средств общения, то есть речи. Препятствием в развитии межличностных отношениях может являться как сам дефект, так и отношение ребенка к своему недостатку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

Консультация для родителей на тему: "Об исследованиях, которые назначают детям с речевой патологией"

Очень часто детям с различными  речевыми нарушениями врачи - неврологи назначают дополнителные исследования  состояния и функционирования различных систем организма ребенка. Что это за иссле...

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия Н...

Приемы формирования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

Консультация для родителей, воспитателей ДОО, студентов, раскрывающая практические приемы формирования интонации у детей с речевой патологией...

Значение развития моторики у детей с речевой патологией

На всех этапах жизни ребенка движения играют важную роль.В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки у детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. В даль...