"Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа
план-конспект урока (11 класс)

Якупова Римма Раисовна

Урок "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа. Цель урока: познакомить со значением слова "лекала", его назначением и видами. повторить и закрепить пройденный материал по темам "Основы швейного производства", "Моделирование" и "Конструирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_na_fevral_2024g.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изготовление лекал.

Цели урока:

образовательные

- Дать понятие слову «лекало"

-  Познакомить с видами лекал, формировать у обучающихся представление об изготовлении лекал.

- Закрепить знания по темам: «Моделирование», «Основные этапы швейного производства».

-  Учить применять полученные знания на практике.

Воспитательные

·  Уважение друг к другу, умение слушать друг друга.

·  Умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.

·  Уважение к людям рабочих профессий.

Развивающие

·  Творческие способности, творческую инициативу.

·  Интерес к предмету.

·  Эстетический вкус.

·  Наблюдательность, умение анализировать.

·  Глазомер, воображение, память, речь, мышление, аккуратность, ответственность, терпеливость.

·  Коммуникативные умения и навыки.

Оборудование: тетрадь, ноутбук, карточки,  раздаточный материал комплекты лекал в М 1:4 (брюки, халат, жакет, мужская сорочка), лекала короткого рукава, бумага, линейка, карандаш, презентация, видиоролики.

Тип урока: комбинированный.

Словарь: лекала, индивидуальные, базовые, лекала-оригиналы, лекала-эталоны, рабочие лекала, основные и вспомогательные лекала, градация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- приветствие.

- проверка  готовности к уроку.

Наш урок начинается

Все девчата улыбаются

И учитель тоже рад

Видеть всех своих девчат.

II. Сообщение темы урока и целей урока.

- Тема нашего урока «Изготовление лекал».

-Сегодня на уроке мы узнаем, какие существуют виды лекал (выкроек), научимся их различать. Повторим и закрепим знания по темам «Основные этапы швейного производства», «Моделирование», "Конструирование", будем учиться применять полученные знания на практике.

III. Повторение пройденного материала.

-Из каких трех основных стадий состоит процесс изготовления одежды? (моделирование и конструирование; подготовка ткани к раскрою и раскрой; шитье и отделка изделия.)

-Из каких цехов состоит производство?( Экспериментальный цех, подготовительный цех, раскройный цех, швейный цех, отделочный цех)

- Тестирование (слайд2)

  • - Что называется моделированием?(творческий процесс разработки эскизного рисунка модели) Художник- модельер.
  • - Что называется конструированием? (расчет и построение чертежей деталей одежды, изготовление лекал и составление технической документации). Модельер- конструктор. (слайд 4)
  • Задание: перед вами моделирование блузы и рукава, нужно привести в соответствие с конструированием этих моделей. (класс разбивается на две группы). (слайд 5)

- В роли кого вы сейчас были? (конструктора)

   Итог опроса - Мы повторили пройденный материал и применили его на практике (оценки за работу).

III. Изучение нового материала,

Слово учителю.

  В условиях промышленного швейного производства раскрой деталей любого изделия производят по специальным выкройкам — лекалам.

  Лекалами называются шаблоны деталей изделия с припусками на швы, изготовленные из картона или плотной бумаги.

 Правильное построение и разработка лекал является одним из наиболее важных моментов в швейном производстве.

 Что бы изготовить лекало или выкройку необходимо построить чертежи изделия. Это очень сложный процесс требующий знаний математики и черчения, усидчивости, внимания, точности в расчетах и занимает много времени. В условиях промышленного швейного производства чертежи строят на компьюторах конструкторы в спец. программах САПР, что намного ускоряет процесс изготовления чертежей и лекал    (показ видиоролика).

  Сейчас хочу вам предложить побывать в роли конструктора.

Предлагаю вам построить чертеж основы платья по своим меркам в программе Patterns CAD (выполняют работу по своим меркам на компьюторе).

-У вас получился чертеж и выкройка основы платья в определенном размере или индивидуально для одного человека?

Лекала делятся на индивидуальные и базовые.  Базовые различают лекала-оригиналы, лекала-эталоны и рабочие лекала.

   Лекала-оригиналы изготавливают по чертежам деталей изделия на базовый (средний) размер и рост с учётом припусков на швы и подгиб. По этим лекалам разрабатывают лекала-эталоны всех размеров и ростов. Лекала-эталоны служат образцами для проверки рабочих лекал и не используются при раскрое. По лекалам-эталонам изготавливают рабочие лекала, предназначенные для раскладки на ткани и обмеловки контуров деталей изделия, а также для проверки качества кроя. Выполняют градацию лекал.

Рабочие лекала бывают основные и вспомогательные.

Основные лекала — это лекала для раскроя основных деталей изделия, например переда, спинки, рукава, воротника платья или блузки, переднего и заднего полотнищ юбки, передней и задней половинок брюк. Вспомогательные лекала используются для разметки и уточнения мест расположения вытачек, складок, карманов, петель и пуговиц и др.

Закрепление нового материала:

Построение опорной схемы на кл. доске

  • Что называется лекалом?
  • Какие различают лекала?
  • Как изготавливают лекала-оригиналы?
  • Для чего служат лекала-эталоны?
  • Какими бывают рабочие лекала?
  • Для чего служат основные лекала?
  • Для чего используют вспомогательные лекала?
  • Чем отличается выкройка от лекал?(выкройки строятся по индивидуальным меркам, на простой бумаге, без припусков на швы, одноразова в применении).

(работа в тетради)

Физминутка. (Продолжение изучения нового материала)

Учитель:

  Рабочие лекала используют непосредственно в технологическом процессе раскроя и изготовления изделия. Эти лекала изготавливают лекальщики по лекалам-эталонам, выполненным конструктором. На рабочие лекала наносят:

- линии направления долевой нити и линии допускаемых отклонений от долевого направления нитей ткани при раскладке лекал,

-контрольные надсечки для совмещения деталей при их соединении,

- указывают маркировочные данные: наименование изделия, номер модели, наименование детали, количество деталей кроя, величины размера и роста.

Рабочие лекала изготавливают из плотного картона толщиной от 0,9 до 1,62 мм, края лекал укрепляют материалами, предохраняющими лекала от повреждения. Готовые лекала хранят в подвешенном состоянии, на кронштейнах. Весь комплект основных и вспомогательных рабочих лекал, находящихся в производстве, проверяют по лекалам-эталонам не реже одного раза в месяц.

Раскладка и обводка лекал. Раскладка лекал — сложный процесс. Она должна быть выполнена самым экономичным способом, так, чтобы площадь выпадов ткани была наименьшей.

Рабочие лекала раскладывают на специальном полотне в соответствии с указанными на них направлениями долевой нити, направлением рисунка и волокнистым составом используемой при изготовлении изделия ткани. Затем обводят контуры лекал, отмечают направление долевой нити и контрольные точки. Обводку лекал выполняют тонко заточенным мелом или простым карандашом, если раскладку выполняют на бумаге.

(Показ видиоролика)

Закрепление нового материала:

  • Из чего изготавливают рабочие лекала?
  • В каком положении хранят рабочие лекала?
  • Сколько раз в месяц проверяют лекала-эталоны?

(работа в тетради)

IV. Практическая работа.

Задание: на основе изученного материала выполнить размножение короткого рукава на бумаге.

Практическая работа. Размножение лекал

Ход работы.

  1. Обвести рукав.
  2. Выполнить размножение.

Проверка качества работы. Самоконтроль.

V. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием слова «лекало», назначением и видами лекал.

- О каких видах лекал вы узнали?

- Для чего служат лекала-эталоны?

- Для чего предназначены рабочие лекала?

- На чём раскладывают лекала для обводки?

- Что надо учитывать при раскладке лекал на полотне?

- Почему необходимо следить за качеством кроя?

- Для чего нумеруют детали кроя?

Качество кроя и пошив изделия полностью зависит от изготовленного лекала. Знания,  полученные на нашем уроке, возможно,  помогут вам в дальнейшем, если вы выберите профессию,  связанную со швейным производством.

Оценка работы учащихся на уроке.

- В каком цеху занимаются разработкой моделей и конструированием для массового производства одежды (в экспериментальном) Художник-модельер Конструктор Изготовитель лекал Портной

- В чём заключается основная работа  подготовительного цеха? (подготовка материалов для передачи их раскроя, измеряют длину, ширину, проверяют качество ткани) Контролёр качества

  • В какой цех передают ткань после  её подготовки? ( раскройный цех). 
  • В чём заключается работа раскройного цеха? (настилают ткань, раскраивают изделия) Настильщик, раскройщик
  • Настил ткани,  во сколько слоёв может быть? (10-200 слоёв ).
  • После раскроя, в какой цех передаются изделия? (швейный цех). Здесь работают: операторы швейного оборудования,  швеи, утюжильщики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Конспект урока по биологии "Медоносная пчела" (корр. школа 8 класс)

Коррекционно-образовательная: формировать знания о биологических особенностях медоносных пчел, раскрытие практического значения пчеловодства, усвоение знаний о роли пчел в природе.Коррекционно - разви...

Конспект урока по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)

6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока:  Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...

Презентация по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)

6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока:  Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...

Конспект урока по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)

8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....

Презентация по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)

8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....

Презентация к уроку "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа

Урок "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа. Цель урока: познакомить со значением слова "лекала", его назначением и видами. повторить и закрепить пройденный материал по...