"Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа
план-конспект урока (11 класс)
Урок "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа. Цель урока: познакомить со значением слова "лекала", его назначением и видами. повторить и закрепить пройденный материал по темам "Основы швейного производства", "Моделирование" и "Конструирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_na_fevral_2024g.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изготовление лекал.
Цели урока:
образовательные
- Дать понятие слову «лекало"
- Познакомить с видами лекал, формировать у обучающихся представление об изготовлении лекал.
- Закрепить знания по темам: «Моделирование», «Основные этапы швейного производства».
- Учить применять полученные знания на практике.
Воспитательные
· Уважение друг к другу, умение слушать друг друга.
· Умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.
· Уважение к людям рабочих профессий.
Развивающие
· Творческие способности, творческую инициативу.
· Интерес к предмету.
· Эстетический вкус.
· Наблюдательность, умение анализировать.
· Глазомер, воображение, память, речь, мышление, аккуратность, ответственность, терпеливость.
· Коммуникативные умения и навыки.
Оборудование: тетрадь, ноутбук, карточки, раздаточный материал комплекты лекал в М 1:4 (брюки, халат, жакет, мужская сорочка), лекала короткого рукава, бумага, линейка, карандаш, презентация, видиоролики.
Тип урока: комбинированный.
Словарь: лекала, индивидуальные, базовые, лекала-оригиналы, лекала-эталоны, рабочие лекала, основные и вспомогательные лекала, градация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- приветствие.
- проверка готовности к уроку.
Наш урок начинается
Все девчата улыбаются
И учитель тоже рад
Видеть всех своих девчат.
II. Сообщение темы урока и целей урока.
- Тема нашего урока «Изготовление лекал».
-Сегодня на уроке мы узнаем, какие существуют виды лекал (выкроек), научимся их различать. Повторим и закрепим знания по темам «Основные этапы швейного производства», «Моделирование», "Конструирование", будем учиться применять полученные знания на практике.
III. Повторение пройденного материала.
-Из каких трех основных стадий состоит процесс изготовления одежды? (моделирование и конструирование; подготовка ткани к раскрою и раскрой; шитье и отделка изделия.)
-Из каких цехов состоит производство?( Экспериментальный цех, подготовительный цех, раскройный цех, швейный цех, отделочный цех)
- Тестирование (слайд2)
- - Что называется моделированием?(творческий процесс разработки эскизного рисунка модели) Художник- модельер.
- - Что называется конструированием? (расчет и построение чертежей деталей одежды, изготовление лекал и составление технической документации). Модельер- конструктор. (слайд 4)
- Задание: перед вами моделирование блузы и рукава, нужно привести в соответствие с конструированием этих моделей. (класс разбивается на две группы). (слайд 5)
- В роли кого вы сейчас были? (конструктора)
Итог опроса - Мы повторили пройденный материал и применили его на практике (оценки за работу).
III. Изучение нового материала,
Слово учителю.
В условиях промышленного швейного производства раскрой деталей любого изделия производят по специальным выкройкам — лекалам.
Лекалами называются шаблоны деталей изделия с припусками на швы, изготовленные из картона или плотной бумаги.
Правильное построение и разработка лекал является одним из наиболее важных моментов в швейном производстве.
Что бы изготовить лекало или выкройку необходимо построить чертежи изделия. Это очень сложный процесс требующий знаний математики и черчения, усидчивости, внимания, точности в расчетах и занимает много времени. В условиях промышленного швейного производства чертежи строят на компьюторах конструкторы в спец. программах САПР, что намного ускоряет процесс изготовления чертежей и лекал (показ видиоролика).
Сейчас хочу вам предложить побывать в роли конструктора.
Предлагаю вам построить чертеж основы платья по своим меркам в программе Patterns CAD (выполняют работу по своим меркам на компьюторе).
-У вас получился чертеж и выкройка основы платья в определенном размере или индивидуально для одного человека?
Лекала делятся на индивидуальные и базовые. Базовые различают лекала-оригиналы, лекала-эталоны и рабочие лекала.
Лекала-оригиналы изготавливают по чертежам деталей изделия на базовый (средний) размер и рост с учётом припусков на швы и подгиб. По этим лекалам разрабатывают лекала-эталоны всех размеров и ростов. Лекала-эталоны служат образцами для проверки рабочих лекал и не используются при раскрое. По лекалам-эталонам изготавливают рабочие лекала, предназначенные для раскладки на ткани и обмеловки контуров деталей изделия, а также для проверки качества кроя. Выполняют градацию лекал.
Рабочие лекала бывают основные и вспомогательные.
Основные лекала — это лекала для раскроя основных деталей изделия, например переда, спинки, рукава, воротника платья или блузки, переднего и заднего полотнищ юбки, передней и задней половинок брюк. Вспомогательные лекала используются для разметки и уточнения мест расположения вытачек, складок, карманов, петель и пуговиц и др.
Закрепление нового материала:
Построение опорной схемы на кл. доске
- Что называется лекалом?
- Какие различают лекала?
- Как изготавливают лекала-оригиналы?
- Для чего служат лекала-эталоны?
- Какими бывают рабочие лекала?
- Для чего служат основные лекала?
- Для чего используют вспомогательные лекала?
- Чем отличается выкройка от лекал?(выкройки строятся по индивидуальным меркам, на простой бумаге, без припусков на швы, одноразова в применении).
(работа в тетради)
Физминутка. (Продолжение изучения нового материала)
Учитель:
Рабочие лекала используют непосредственно в технологическом процессе раскроя и изготовления изделия. Эти лекала изготавливают лекальщики по лекалам-эталонам, выполненным конструктором. На рабочие лекала наносят:
- линии направления долевой нити и линии допускаемых отклонений от долевого направления нитей ткани при раскладке лекал,
-контрольные надсечки для совмещения деталей при их соединении,
- указывают маркировочные данные: наименование изделия, номер модели, наименование детали, количество деталей кроя, величины размера и роста.
Рабочие лекала изготавливают из плотного картона толщиной от 0,9 до 1,62 мм, края лекал укрепляют материалами, предохраняющими лекала от повреждения. Готовые лекала хранят в подвешенном состоянии, на кронштейнах. Весь комплект основных и вспомогательных рабочих лекал, находящихся в производстве, проверяют по лекалам-эталонам не реже одного раза в месяц.
Раскладка и обводка лекал. Раскладка лекал — сложный процесс. Она должна быть выполнена самым экономичным способом, так, чтобы площадь выпадов ткани была наименьшей.
Рабочие лекала раскладывают на специальном полотне в соответствии с указанными на них направлениями долевой нити, направлением рисунка и волокнистым составом используемой при изготовлении изделия ткани. Затем обводят контуры лекал, отмечают направление долевой нити и контрольные точки. Обводку лекал выполняют тонко заточенным мелом или простым карандашом, если раскладку выполняют на бумаге.
(Показ видиоролика)
Закрепление нового материала:
- Из чего изготавливают рабочие лекала?
- В каком положении хранят рабочие лекала?
- Сколько раз в месяц проверяют лекала-эталоны?
(работа в тетради)
IV. Практическая работа.
Задание: на основе изученного материала выполнить размножение короткого рукава на бумаге.
Практическая работа. Размножение лекал
Ход работы.
- Обвести рукав.
- Выполнить размножение.
Проверка качества работы. Самоконтроль.
V. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием слова «лекало», назначением и видами лекал.
- О каких видах лекал вы узнали?
- Для чего служат лекала-эталоны?
- Для чего предназначены рабочие лекала?
- На чём раскладывают лекала для обводки?
- Что надо учитывать при раскладке лекал на полотне?
- Почему необходимо следить за качеством кроя?
- Для чего нумеруют детали кроя?
Качество кроя и пошив изделия полностью зависит от изготовленного лекала. Знания, полученные на нашем уроке, возможно, помогут вам в дальнейшем, если вы выберите профессию, связанную со швейным производством.
Оценка работы учащихся на уроке.
- В каком цеху занимаются разработкой моделей и конструированием для массового производства одежды (в экспериментальном) Художник-модельер Конструктор Изготовитель лекал Портной
- В чём заключается основная работа подготовительного цеха? (подготовка материалов для передачи их раскроя, измеряют длину, ширину, проверяют качество ткани) Контролёр качества
- В какой цех передают ткань после её подготовки? ( раскройный цех).
- В чём заключается работа раскройного цеха? (настилают ткань, раскраивают изделия) Настильщик, раскройщик
- Настил ткани, во сколько слоёв может быть? (10-200 слоёв ).
- После раскроя, в какой цех передаются изделия? (швейный цех). Здесь работают: операторы швейного оборудования, швеи, утюжильщики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида
В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....
Конспект урока по биологии "Медоносная пчела" (корр. школа 8 класс)
Коррекционно-образовательная: формировать знания о биологических особенностях медоносных пчел, раскрытие практического значения пчеловодства, усвоение знаний о роли пчел в природе.Коррекционно - разви...
Конспект урока по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)
6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока: Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...
Презентация по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)
6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока: Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...
Конспект урока по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)
8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....
Презентация по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)
8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....
Презентация к уроку "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа
Урок "Изготовление лекал" для 11 класса корр.школа. Цель урока: познакомить со значением слова "лекала", его назначением и видами. повторить и закрепить пройденный материал по...
- Мне нравится (1)