Конспект урока по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)
план-конспект занятия по географии (8 класс)
8 класс.
География.
Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями».
Цель урока: познакомить учащихся с открытием Антарктиды русскими мореплавателями.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная: формировать у учащихся связный рассказ о трудностях открытия южного материка, уметь называть имена первооткрывателей, показывать путь кораблей на карте.
Коррекционно - развивающая: корригировать произвольное внимание, речь, логическое мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас через выполнение опережающих заданий.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей и необычной природе других материков; воспитывать интерес к учёбе и предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта с маршрутом кораблей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, портреты мореплавателей, дополнительная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytie_antarktidy_russkimi_moreplavatelyami.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс.
География.
Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями».
Цель урока: познакомить учащихся с открытием Антарктиды русскими мореплавателями.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная: формировать у учащихся связный рассказ о трудностях открытия южного материка, уметь называть имена первооткрывателей, показывать путь кораблей на карте.
Коррекционно - развивающая: корригировать произвольное внимание, речь, логическое мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас через выполнение опережающих заданий.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей и необычной природе других материков; воспитывать интерес к учёбе и предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта с маршрутом кораблей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, портреты мореплавателей, дополнительная литература.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
2.Проверка домашнего задания по теме «Географическое положение Антарктиды».
Беседа по вопросам, работа с картой:
- Сравните физические карты Австралии и Антарктиды. По каким признакам они сходны, а по каким отличаются?
- Какие материки находятся вблизи Антарктиды, а какие удалены от неё?
3.Изучение нового материала.
Какой материк был открыт значительно позднее других материков?
Покажите по карте, каким путём мореплаватели могли попасть из Европы в Антарктиду.
Рассказ учителя:
История открытия и исследования загадочного материка уходит в давние времена.
Фантастические очертания таинственной Южной земли издавна отмечали на географических картах.
Герхард Кремер (Меркатор), выдающийся картограф 16 в. верил в Антарктиду и допускал вероятность существования этого континента: Антарктида на картах вычерчена им лично.
Древние греки допускали шарообразность Земли и наличие в ее Южном полушарии большого участка суши, противостоящего Арктике (отсюда название). Но в связи с отсутствием средств сообщения доказать или опровергнуть эти гипотезы было невозможно.
Во времена средневековья необоснованная мысль о южных землях была забыта, но в конце эпохи с развитием мореходства на картах снова появился воображаемый материк.
Путешественники-мореплаватели открыли много новых земель, но Южной земли не достигли.
В 1503—1510 гг. француз Гонневиль искал Антарктиду, но не мог даже приблизительно определить ее положение. К тому же на обратном пути во Францию экспедиция Гонневиля была уничтожена пиратами.
В 1739 году на поиски "Южной Земли" была снаряжена экспедиция под командованием Жана Батнетта Буве де Лозье. Мореплаватель был уверен, что открыл Южный материк, однако это был лишь остров в густом тумане…(На карте – остров Буве).
Первые научные обоснования существования южного материка сделал выдающийся русский естествовед Михаила Васильевича Ломоносова в 1761 г. Ломоносов впервые разработал классификацию морского льда и обосновал происхождение различных его видов.
По мнению Ломоносова, "падуны" (так ученый называл айсберги) образовываются около больших берегов, от которых они отрываются. Ломоносов предполагал, что айсберги опускаются с какой-то земли, которая, вероятнее всего, лежит в районе Южного полюса и покрыта льдом, из которого и образуются падуны. Исследования Ломоносова приобрели широкое распространение в научном мире.
И в 1773 г. экспедиция под руководством англичанина Джеймса Кука стала первой в истории человечества, пересекшей Южный полярный круг.
Через год поиски возобновились, и экспедиция достигла рекордной на то время южной широты — 71°10 , но не материка. Поэтому после плавания Кука на картах Южного полушария перестали изображать землю, заменяя океаном.
Только в январе 1820 г. успехом увенчалось плавание русской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Материк Антарктида был наконец открыт, а его береговая линия исследована экспедицией, обогнувшей его пять раз.
Шли годы, Антарктида все больше манила к себе исследователей и учёных своей немой белоснежной загадочностью.
Роберт Фолкон Скотт в 1901-1904 годах совершил свою 1-ю экспедицию в Антарктиду.
Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом — метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории.
Но исследователей манил к себе Южный полюс. Северный полюс к тому времени был уже открыт.
И в 1910 г. английский капитан Роберт Фолкон Скотт вновь отправился из Новой Зеландии в Антарктиду на его покорение. Плавание к Антарктиде и путешествие по материку были трагическими, но Скотт достиг своей цели 17 января 1912 г. Представьте себе, что пережил Скотт, узнав, что его опередили: 14—16 декабря 1911 г. Южный полюс был открыт норвежцем Руалем Амундсеном.
Более предусмотрительный норвежец передвигался по Антарктиде при помощи нескольких собачьих упряжек. В отличие от него Скотт взял с собой только одну собачью упряжку, рассчитывая еще на коней и моторные сани, которые не помогли ему и его спутникам — они шли к полюсу пешком. Сам Скотт и четыре его спутника погибли на обратном пути от голода и холода, не дойдя до одной из своих баз всего 19 км.
Спасательная экспедиция, нашедшая последний лагерь Р.Скотта и его спутников, воздвигла крест с надписью: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!".
Амундсен отправился в свое путешествие в том же году, что и Скотт; остановился в феврале 1911 г. на 79° ю. ш. на зимовку, а в октябре двинулся к полюсу, взяв с собой 70 собак и четырехмесячный запас еды. Он с четырьмя спутниками ежедневно преодолевал 30 км на высоте 4000 м над уровнем океана. Путь к полюсу они выбирали в зависимости от ровности льда, что и позволило им поднять над целью своего путешествия норвежский флаг.
Ребята, Вы можете гордиться тем, что более 100 лет назад в составе экспедиции Роберта Скотта на берег Антарктиды ступил первый украинец Антон Омельченко — уроженец села Батьки Зеньковского района на Полтавщине.
Французский, английский, американский и русский бизнес заинтересовался возможными природными богатствами материка еще в 19 в. Антарктида — неплодородная земля, покрытая очень толстым слоем ледовой коры, но под этой корой могли быть уголь и нефть, урановая руда и т. п.
Прибрежные районы Антарктиды стали местом китобойного промысла, начало которому положило изобретение норвежцем Свеном Фойном гарпунной пушки (1868 г.).
В 1892— 1894 гг. норвежец Карл Ларсен на судне "Язон" объединил картографические работы с охотой на китов, с того времени китобойный промысел в Антарктике приобрел характер индустрии.
4. Физкультминутка
5.Закрепление.
1. Работа с учебником.
Прочитав текст учебника на стр. 91-93, ответьте на следующие вопросы:
Почему опытные мореплаватели не смогли в 18 веке достичь берегов Антарктиды?
Расскажите о первой русской экспедиции к Южному материку.
Кто первым достиг Южного полюса?
2.Обобщение.
6.Итог урока.
7.Задание на дом: стр. 91-93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 7 классе на тему "Сочинительные союзы"
Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему "Сочинительные союзы". Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки....
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...
Презентация по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)
8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....