Рабочая программа "Сенсорное развитие".
рабочая программа

Попова Лидия Николаевна

Программа разработана в соответствие с ФГОС ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «Сенсорное развитие»

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

       Классы:

       Объём:  занятий

Учитель – дефектолог: Попова Л.Н.

                               

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

1.3.

Создание образовательной среды

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание коррекционного курса

2.2.

Календарно-тематическое планирование

2.2.1

Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Всего – 26 обучающихся.

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – 26 человек

Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыминавыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений. 

Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся

на 2022 - 2023 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

 класс

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Формы промежуточной аттестации по итогам года

Освоение основной адаптированной образовательной программысопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,установленном образовательной организацией: мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.

Обучающиесядолжны знать:

Обучающиеся должны уметь: 

  • точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
  • выполнять выразительные движения;
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
  • определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
  • различать и называть основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
  • находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении

  • выполнять действия с различными предметами; 
  • выполнять действия с различными материалами. 
  • выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, по показу, самостоятельно

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

  1. Создание образовательной среды

        Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства(см.таблицу 3).

Таблица 3

Сведения о создании условий для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе. 
  2. Конструкторы: металлический, пластмассовый. 
  3. Материалы для изо деятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага. 
  4. Наборы для рукоделия, бусины. 
  5. Природный материал. 
  6. Предметные и сюжетные картинки. 
  7. Наборы геометрических фигур. 
  8. Натуральные фрукты, овощи. 

Емкости для жидкостей и сыпучих материалов. 

Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);

Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;

Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.


2. Содержательный раздел

Программа включает в себя 4 раздела:

  1. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений с помощью педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и  движений разных частей тела (повороты, броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Игровой массаж. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, собирание пирамидки ). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно – двигательное восприятие

Изучение на ощупь фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Знакомство с различными видами материалов Мех, шелк, шерсть) Игры с сыпучими предметами(крупа, фасоль, горох).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение заданий обозначающих,  словом положения различных частей своего тела ( сели, встали)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 1-2 деталей, с помощью педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

класс (2 вариант)

Раздел

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

1 четверть, 18 занятий

Развитие зрительного восприятия

Диагностика

2

Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

2

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2

Игры с мелким дидактическим материалом (мозаика, шнуровка)

2

Кинезиологические упражнения

2

Упражнения с массажным мячом

2

Дидактические игры с липучками, фетром

2

Игры на нахождение общих признаков

2

Повторение пройденного

2

2 четверть, 14 занятий

Развитие слухового восприятия

Упражнение «Угадай что звучит?»

2

Игры на локализацию неподвижного и подвижного источника звука.

2

Дидактические игры «Найди звук», «Где звенит».

2

Упражнения на воспроизведение ритма.

2

Упражнения на воспроизведение ритма.

2

Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков.

2

Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков.

2

3 четверть, 20 занятий

Восприятие особых свойств предметов

Знакомство с холодными, теплыми, горячими предметами в бытовой обстановке учебного помещения.

2

Дидактическая игра «Холодно. Тепло. Горячо»

2

Дидактическая игра «Покажи и найди».

2

Дидактическая игра «Что какого вкуса». 

2

Дидактическая игра «Что какого вкуса». 

2

Игровой массаж мячиками разной фактуры.

2

Игровой массаж мячиками разной фактуры

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

4 четверть, 18 занятий

Кинестетическое и кинетическое развитие

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Тактильные игры

2

Тактильные игры

2

Тактильные игры

2

 Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении».

2

 Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении».

2

Ориентировка на листе бумаги (верх, низ)

2

Ориентировка на листе бумаги (верх, низ)

2

Диагностика.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

рабочая программа "Развитие графических навыков"

Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"

Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи  на основе изучения предметов и явлений    окружающей действительности ....

Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях  детских домов - интернатов. Рабочая ...