Рабочая программа "Сенсорное развитие".
рабочая программа
Программа разработана в соответствие с ФГОС ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«Сенсорное развитие»
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Классы:
Объём: занятий
Учитель – дефектолог: Попова Л.Н.
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | |
1.3. | Создание образовательной среды | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1. | Содержание коррекционного курса | |
2.2. | Календарно-тематическое планирование | |
2.2.1 | Календарно-тематическое планирование |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Всего – 26 обучающихся.
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – 26 человек
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыминавыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений.
Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся
на 2022 - 2023 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
класс | ||||
Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Формы промежуточной аттестации по итогам года
Освоение основной адаптированной образовательной программысопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,установленном образовательной организацией: мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.
Обучающиесядолжны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
|
|
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
- Создание образовательной среды
Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства(см.таблицу 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
Емкости для жидкостей и сыпучих материалов. | Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения); Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами); Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения; Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время; Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях; Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. |
2. Содержательный раздел
Программа включает в себя 4 раздела:
- Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений с помощью педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты, броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Игровой массаж. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, собирание пирамидки ). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. |
Тактильно – двигательное восприятие | Изучение на ощупь фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Знакомство с различными видами материалов Мех, шелк, шерсть) Игры с сыпучими предметами(крупа, фасоль, горох). |
Кинестетическое и кинетическое развитие | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение заданий обозначающих, словом положения различных частей своего тела ( сели, встали) |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 1-2 деталей, с помощью педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.
Календарно-тематическое планирование
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
класс (2 вариант)
Раздел | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения |
1 четверть, 18 занятий | |||
Развитие зрительного восприятия | Диагностика | 2 | |
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок). | 2 | ||
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 2 | |
Игры с мелким дидактическим материалом (мозаика, шнуровка) | 2 | ||
Кинезиологические упражнения | 2 | ||
Упражнения с массажным мячом | 2 | ||
Дидактические игры с липучками, фетром | 2 | ||
Игры на нахождение общих признаков | 2 | ||
Повторение пройденного | 2 | ||
2 четверть, 14 занятий | |||
Развитие слухового восприятия | Упражнение «Угадай что звучит?» | 2 | |
Игры на локализацию неподвижного и подвижного источника звука. | 2 | ||
Дидактические игры «Найди звук», «Где звенит». | 2 | ||
Упражнения на воспроизведение ритма. | 2 | ||
Упражнения на воспроизведение ритма. | 2 | ||
Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков. | 2 | ||
Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков. | 2 | ||
3 четверть, 20 занятий | |||
Восприятие особых свойств предметов | Знакомство с холодными, теплыми, горячими предметами в бытовой обстановке учебного помещения. | 2 | |
Дидактическая игра «Холодно. Тепло. Горячо» | 2 | ||
Дидактическая игра «Покажи и найди». | 2 | ||
Дидактическая игра «Что какого вкуса». | 2 | ||
Дидактическая игра «Что какого вкуса». | 2 | ||
Игровой массаж мячиками разной фактуры. | 2 | ||
Игровой массаж мячиками разной фактуры | 2 | ||
Игровые упражнения на развитие осязания. | 2 | ||
Игровые упражнения на развитие осязания. | 2 | ||
Игровые упражнения на развитие осязания. | 2 | ||
4 четверть, 18 занятий | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Тактильные игры | 2 | |
Тактильные игры | 2 | ||
Тактильные игры | 2 | ||
Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении». | 2 | ||
Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении». | 2 | ||
Ориентировка на листе бумаги (верх, низ) | 2 | ||
Ориентировка на листе бумаги (верх, низ) | 2 | ||
Диагностика. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
рабочая программа "Развитие графических навыков"
Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...