Логопедическое занятие "Формирование слоговой структуры слова"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
учитель-логопед ГБОУ школы № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга Пельц Е.В.
Предмет: логопедическое занятие.
Класс: 2 А
Программа: коррекция устной речи у обучающихся с ЗПР.
Тема занятия: формирование слоговой структуры слова.
Лексическая тема по сказке «Приключения Буратино».
Форма занятия: групповая.
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление знаний о содержании сказки «Приключения Буратино»;
- активизация словарного запаса («сольдо», «каморка», «холст», «Пьеро», «Артемон», «Мальвина», «Буратино», «Карабас», Тортилла», «Джузеппе»);
- развитие грамматического строя речи путём согласования прилагательных с существительными;
- формирование навыков в выделении ударного слога в словах.
Предметные:
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие зрительного восприятия, слуховой памяти и внимания;
- развитие логического мышления, творческих способностей;
- активизация словаря по теме «Приключения Буратино»;
- развитие координации движений с речью.
Личностные:
- проведение самооценки на основе успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Личностные УУД:
1 Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
2 Формирование интереса к учебному материалу.
3 Адекватность оценки действий.
Регулятивные УУД:
1 Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2 Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3 Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4 Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1 Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя.
2 Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1 Формирование умения извлекать информацию.
2 Формирование умения обобщать.
Оборудование: карточки с картинками (соль, сольдо, мак, башмак, поле, полено, дог, бульдог, пень, ступень, рак, дурак, лиса, Алиса); карточки с написанными словами (барабан, удочка, мороз, Аня, тетрадь, виноград, банан, окна); картинка Мальвины, Буратино, школы; карточки с примерами 1+1=, 1+1+1=; золотые ключики по количеству детей; колокольчик; карточки «чтение», «математика», «письмо»;
Предварительная работа: просмотр сказки «Приключения Буратино».
Этап, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Формирование УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 1 мин. | Создание положительной мотивации, настрой на результативную работу, воспитание познавательного интереса. | Вступительная беседа | Групповая | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Ну а теперь можно присесть за парты. | Здороваются, подготавливаются к занятию. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу; воспитание познавательного интереса. |
Ориентировочный этап 3 мин. | Определение темы занятия | Беседа – сообщение темы занятия. Демонстрация карточек | Групповая | 1 Звуко-буквенный анализ и синтез. Мы узнаем, о чём будем говорить на занятии, ответив на вопросы, а для этого давайте откроем тетради рабочие и запишем сегодняшнее число. - согласный звук в слове, встречающийся 2 раза в слове «барабан»; - ударный звук в слове «удочка»; - звук на третьем месте в слове «мороз»; -Ударный гласный в слове «Аня»; - согласный звук в слове «тетрадь», встречающийся два раза; - второй звук в слове «виноград»; - согласный звук, встречающийся два раза в слове «банан»; - ударный звук в слове «окна». - Какое слово получилось? - Догадались, о чём мы будем сегодня говорить? - Правильно. Мы вспомним сказку «Приключения Буратино», которую вы смотрели в классе с воспитателем. | Дети записывают число. - [Б] - [у] - [р] - [а]; - [т]; - [и]; - [н]; - [о]. - Буратино. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу; воспитание познавательного интереса |
Практический этап 11 мин. | Обеспечение применения знаний на практике. | Вопрос-загадка. Художественное слово Беседа. Беседа. Ответы на вопросы. | Групповая | 2 Чтение и преобразование слов. Слоговой анализ и синтез. - Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе). - Вот весёлый, светлый дом, И ребят так много в нём! Учат там писать, считать, Помогают умным стать. - Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается. - На солнечной полянке Стоит красивый дом. С верными друзьями Живёт Мальвина в нём. - Кто такая Мальвина? - Мальвина-учительница. Однажды в доме у Мальвины Был деревянный Буратино. Но он учиться не хотел- Желания он не имел. - Что говорил Буратино об учёбе? - Сегодня мы с вами поучимся у Мальвины и скажем, на самом ли деле учение – это мучение? - Учиться будем старательно и слушать будем внимательно. Первый урок – чтение. Мальвина говорит: «Надо прочитать слово, добавить к нему слог в начало или в конец слова и назвать новое получившееся слово». Сова встречаются в сказке «Приключения Буратино». «Соль» (сольдо), лото (золото), рак (дурак), поле (полено), лиса (Алиса), пень (ступень), мак (башмак), дог (бульдог). После каждого разгаданного слова обучающиеся вспоминают и называют ситуации из сказки про Буратино, в которых встречаются данные слова. Если ребята затрудняются в ответах, то помогает логопед. - В сказке что связано со словом «дурак»? - Мальвина довольна вашими ответами. - Молодцы, ребята! - «Молодцы, ребята!» - говорит Мальвина. - Но это ещё не всё. 3 Задание на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления, памяти. - Карточки теперь надо перевернуть обратной стороной и получится общая картинка, если мы с вами правильно составили слова. Игра на внимание: найди сказочных героев, отличающихся от остальных; верни героям сказок головные уборы. - Урок чтения окончен. Переменка. | - Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. - Это не учение, а мучение. - сольдо; - золото; - дурак; - полено; - Алиса; - ступень; - башмак; - бульдог. - Сольдо – это разменная монета в итальянских государствах 12-19 в.в. Это были монеты позолоченного цвета, поэтому в сказке иногда вместо сольдо произносят просто «золотые». Буратино, к примеру в сказке продал свою азбуку за 4 сольдо, а Карабас Барабас подарил Буратино пять золотых. - Слово «дурак». Страна Дураков, в которой голод, разруха, чахлые деревья, покосившиеся колокольни, кучи мусора, кривые и грязные улицы, однако о ней идёт слава, как о весёлой и счастливой стране. Главное положение в этой стране занимают коты в золотых очках и лисицы. - Бульдоги полицейские. - Лиса Алиса и друг её кот Базилио – два хитрых обманщика. Просят милостыню под видом инвалидов. Алиса ходит на трёх лапах. Базилио притворяется слепым. Оба очень любят деньги, ради них готовы всё. Обманули Буратино рассказами о стране Дураков и Поле Чудес: если на последнем закопать деньги, вырастет дерево, увешанное монетами. - Лестница со ступеньками вела в лучший мире театр, с ярким светом, громкой и радостной музыкой. В этом театре герои стали хозяевами, Буратино начал играть со своими друзьями, а папа Карло продавал билеты и играл на шарманке. Ставили добрые спектакли и никто никого не бил.
Ребята отвечают. | Предметные: Развитие логического мышления. Коммуникативные: Формирование умения высказывать свои предположения. Познавательные: Развитие мыслительных операций, формирование умения обобщать. Регулятивные: Формирование умения определять цель деятельности на занятии. |
Физминутка 2 минуты | Художественное слово Словесная игра. | Групповая | 4 Физминутка «Буратино». Координация речи с движением. Буратино подтянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. | Обучающиеся слушают, запоминают слова и движения, а потом повторяют. | ||
Практический этап 8 минут | Художественное слово.Демонстрация наглядного материала. | Групповая | 5 Слоговой анализ и синтез. Зазвенел опять звонок. На другой спешим урок. Урок математики. Мальвина говорит: «Надо решить необычные примеры 1+1+1= Это значит, надо выделить в словах первые слоги, «сложить» их и назвать получившееся слово и мы узнаем к примеру, что купил папа Карло, продав свою куртку? - Итак, папа Карло продал свою куртку и купил … Аз+бумага+карандаш= - Разгадав следующий пример 1+1= мы узнаем, что купил Буратино, продав азбуку… Бинокль+летний= - Что было спрятано за куском холста в каморке папы Карло? Дверной+царица= - Что оказалось в пещере за таинственной дверцей каморки папы Карло? Тема+атр= - Молодцы, ребята! Справились с заданиями Мальвины. Она вас хвалит. - Урок математики окончен. | - азбуку; - билет; - дверца; - театр. | ||
Физминутка 5 минут | Беседа. Демонстрация наглядного материала. Использование музыки. | Групповая | 6 Перемена. - Выходим, ребята, на перемену. Подходите сюда. Давайте вспомним героев сказки про Буратино и подберём к ним слова на карточках, которые говорят о их чертах характера. Кот Базилио – ленивый Лиса Алиса – хитрая Пьеро – печальный Артемон – верный, заботливый Мальвина – воспитанная Папа Карло – добрый Буратино – весёлый Карабас – суровый, жадный, злобный. - Молодцы, ребята! Верно выполнили задание. | Обучающиеся подбирают карточки со словами-прилагательными, называющими их черты характера, к картинкам героев сказки «Буратино». | ||
Практический этап 5 мин. | Художественное слово. Демонстрация наглядного материала. Беседа. | Групповая | 7 Выделение слогов в словах. - Заливается звонок На другой зовёт урок. Урок письма. Мальвина говорит: «Посмотрите на альбом Буратино. Я хотела научить его думать, написала слова и дала задание: Буратино возмутился: «Это не учение, а мучение!» Сунул нос в чернильницу, сморщился и упали на слова чернильные кляксы. - Давайте выполним это задание, вставим в слова недостающие буквы и слоги. - Что получилось? - Давайте запишем эту фразу. - От какой дверцы оказался золотой ключик? - Мальвина говорит, что вы молодцы! - Звенит весёлый звонок. Закончен третий урок. Мальвина подводит итог. Занавес опускается. Мальвина с вами прощается: - Вы правильно отвечали, Хорошие знания показали. Оценку «5» всем ставлю я. До свидания, друзья. - Ребята, прав ли был Буратино, говоря «Это не учение, а мучение». | - Если есть ключик, то дверь обязательно откроется. - От дверцы в кукольный театр в каморке папы Карло за холстом. Ответы ребят. | Предметные: Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Познавательные: Развитие мыслительных операций, логического мышления. Уточнение знаний о названиях морских обитателей. Регулятивные: Контроль процесса и результатов деятельностиКоммуникативные: Умение слушать, отвечать на вопросы. | |
Практический (продолжение) 3 минут | Обеспечение применения знаний на практике. | Демонстрация карточек Составление пословицы. Использование ИКТ. | Групповая | 8 Задание «Удар Ударович». - Мы с вами много знаем пословиц. Какая пословица подощла бы к этой сказке? - Если мы из названных мной слов выделим ударный слог, то узнаем какая пословица подходит к сказке. - Слова следующие, записывайте слоги ударные: - Друг, позже, познание, поёт, сяду, в, белый, дело. - Какая получилась пословица? - Подходит ли эта пословица к сказке «Приключения Буратино»? О чём она говорит? | Ответы обучающихся. Выделяют ударные слоги: - друг; - поз; - на; - ёт; -ся; - в; - бе; - де. - Друг познаётся в беде. - На помощь человеку, оказавшемуся в беде, придёт лишь настоящий друг, а тот, кто только называл себя другом, но не готов оказать помощь- вовсе не друг. | |
Рефлексивно- оценочный этап 2 мин. | Подведение итогов, оценивание результатов своей деятельности. | Беседа. | Групповая. | - Наше занятие подошло к концу. - Что мы делали сегодня на занятии? - Что вам понравилось? - Какое задание было трудным? - Каких героев сказок мы вспомнили сегодня? - Какие новые слова вы узнали? - Я вам на память о нашем сегодняшнем занятии хочу подарить вот такие золотые ключики, чтобы вы смогли найти в жизни ту дверцу, за которой ваше счастье. - Занятие окончено. Спасибо. | Ответы обучающихся. |
_________________/_______________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...
Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова
Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
Дидактический материал. Слоговые таблицы....
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...
Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...