Логопедическое занятие "Формирование слоговой структуры слова"
план-конспект

Занятие для обучающихся 2 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zan_21.12.2023.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

учитель-логопед ГБОУ школы № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга Пельц Е.В.

Предмет: логопедическое занятие.

Класс: 2 А

Программа: коррекция устной речи у обучающихся с ЗПР.

Тема занятия: формирование слоговой структуры слова.

Лексическая тема по сказке «Приключения Буратино».

Форма занятия: групповая.

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Задачи:

Образовательные: 

- расширение  и углубление  знаний   о содержании сказки  «Приключения Буратино»;

- активизация  словарного запаса («сольдо», «каморка», «холст», «Пьеро», «Артемон», «Мальвина», «Буратино», «Карабас», Тортилла», «Джузеппе»);

- развитие грамматического строя речи путём согласования прилагательных с существительными;

- формирование навыков в выделении ударного слога в словах.

Предметные:

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование  навыков звуко-слогового  анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- развитие зрительного восприятия, слуховой памяти и внимания;

- развитие логического мышления, творческих способностей;

- активизация словаря по теме «Приключения Буратино»;

- развитие координации движений с речью.

Личностные:

- проведение самооценки на основе успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Личностные УУД:

1 Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

2 Формирование интереса к учебному материалу.

3 Адекватность оценки действий.

Регулятивные УУД:

1 Формирование умения определять цель деятельности на занятии.

2 Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

3 Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

4 Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1 Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя.

2 Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1 Формирование умения извлекать информацию.

2 Формирование умения обобщать.

Оборудование: карточки с картинками (соль, сольдо, мак, башмак, поле, полено, дог, бульдог, пень, ступень, рак, дурак, лиса, Алиса);  карточки с написанными словами (барабан, удочка, мороз, Аня, тетрадь, виноград, банан, окна); картинка Мальвины, Буратино, школы; карточки с примерами 1+1=, 1+1+1=; золотые ключики по количеству детей; колокольчик; карточки «чтение», «математика», «письмо»;  

Предварительная работа: просмотр сказки «Приключения Буратино».

Этап, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

1 мин.

Создание положительной  мотивации, настрой на результативную работу, воспитание познавательного интереса.

Вступительная беседа

Групповая

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Ну а теперь можно присесть за парты.

Здороваются, подготавливаются к занятию.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу; воспитание познавательного интереса.

Ориентировочный этап

3 мин.

Определение  темы занятия

Беседа – сообщение  темы занятия.

Демонстрация карточек

Групповая

1 Звуко-буквенный  анализ и синтез.

Мы узнаем, о чём будем говорить на занятии, ответив на вопросы, а для этого давайте откроем тетради рабочие и запишем сегодняшнее число.

- согласный звук в слове, встречающийся 2 раза в слове «барабан»;

- ударный звук в слове «удочка»;

- звук на третьем месте в слове «мороз»;

-Ударный гласный в слове «Аня»;

- согласный звук в слове «тетрадь», встречающийся два раза;

- второй звук в слове «виноград»;

- согласный звук, встречающийся два раза в слове «банан»;

- ударный звук в слове «окна».

- Какое слово получилось?

- Догадались, о чём мы будем сегодня говорить?

- Правильно. Мы вспомним сказку «Приключения Буратино», которую вы смотрели в классе с воспитателем.

Дети записывают число.

- [Б]

- [у]

- [р]

- [а];

- [т];

- [и];

- [н];

- [о].

- Буратино.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу; воспитание познавательного интереса

Практический этап

11 мин.

Обеспечение применения знаний на практике.

Вопрос-загадка.

Художественное слово Беседа.

Беседа. Ответы на вопросы.

Групповая

2 Чтение и преобразование слов. Слоговой анализ и синтез.

- Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе).

- Вот весёлый, светлый дом,

И ребят так много в нём!

Учат там писать, считать,

Помогают умным стать.

- Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается.

- На солнечной полянке

Стоит красивый дом.

С верными друзьями

Живёт Мальвина в нём.

- Кто такая Мальвина?

- Мальвина-учительница.

Однажды в доме у Мальвины

Был деревянный Буратино.

Но он учиться не хотел-

Желания он не имел.

- Что говорил Буратино об учёбе?

- Сегодня мы с вами поучимся у Мальвины и скажем, на самом ли деле учение – это мучение?

- Учиться будем старательно и слушать будем внимательно.

Первый урок – чтение.

Мальвина говорит: «Надо прочитать слово, добавить к нему слог в начало или в конец слова и назвать новое получившееся слово». Сова встречаются в сказке «Приключения Буратино».

«Соль» (сольдо),

лото (золото),

рак (дурак),

поле (полено),

лиса (Алиса),

пень (ступень),

мак (башмак),

дог (бульдог).

После каждого разгаданного слова обучающиеся вспоминают и называют ситуации из сказки про Буратино, в которых встречаются данные слова. Если ребята затрудняются в ответах, то помогает логопед.  

- В сказке что связано со словом «дурак»?

- Мальвина довольна вашими ответами.

- Молодцы, ребята!

- «Молодцы, ребята!» - говорит Мальвина.

- Но это ещё не всё.

3 Задание на развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления, памяти.

- Карточки теперь надо  перевернуть обратной стороной и получится общая картинка, если мы с вами правильно составили слова.

Игра на внимание: найди сказочных героев, отличающихся от остальных; верни героям сказок головные уборы.

- Урок чтения окончен. Переменка.

- Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса.

- Это не учение, а мучение.

- сольдо;

- золото;

- дурак;

- полено;

- Алиса;

- ступень;

- башмак;

- бульдог.

- Сольдо – это разменная монета в итальянских государствах 12-19 в.в. Это были монеты позолоченного цвета, поэтому в сказке иногда вместо сольдо произносят просто «золотые». Буратино, к примеру в сказке продал свою азбуку за 4 сольдо, а Карабас Барабас подарил Буратино пять золотых.

- Слово «дурак». Страна Дураков, в которой голод, разруха, чахлые деревья, покосившиеся колокольни, кучи мусора,  кривые и грязные улицы, однако о ней идёт слава, как о весёлой и счастливой стране. Главное положение в этой стране занимают коты в золотых очках и лисицы.

- Бульдоги полицейские.

- Лиса Алиса и друг её кот Базилио – два хитрых обманщика. Просят милостыню под видом инвалидов. Алиса ходит на трёх лапах. Базилио притворяется слепым. Оба очень любят деньги, ради них готовы всё. Обманули Буратино рассказами о стране Дураков и Поле Чудес: если на последнем закопать деньги, вырастет дерево, увешанное монетами.

- Лестница со ступеньками вела в лучший мире театр, с ярким светом, громкой и радостной музыкой. В этом театре герои стали хозяевами, Буратино начал играть со своими друзьями, а папа Карло продавал билеты и играл на шарманке. Ставили добрые спектакли и никто никого не бил.

 

Ребята отвечают.

Предметные:

Развитие логического мышления.

Коммуникативные:

Формирование умения высказывать свои предположения.

Познавательные:

Развитие мыслительных операций, формирование умения обобщать.

Регулятивные:

Формирование умения определять цель деятельности на занятии.

Физминутка 2 минуты

Художественное слово

Словесная игра.

Групповая

4 Физминутка «Буратино». Координация речи с движением.

Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Обучающиеся слушают, запоминают слова и движения, а потом повторяют.

Практический этап

8 минут

Художественное слово.Демонстрация наглядного материала.

Групповая

5 Слоговой анализ и синтез.

Зазвенел опять звонок.

На другой спешим урок.

Урок математики. 

Мальвина говорит: «Надо решить необычные примеры 1+1+1=

Это значит, надо выделить в словах первые слоги, «сложить» их и назвать получившееся слово и мы узнаем к примеру, что купил папа Карло, продав свою куртку?

- Итак, папа Карло продал свою куртку и купил …

Аз+бумага+карандаш=

- Разгадав следующий пример 1+1= мы узнаем,  что купил Буратино, продав азбуку…

Бинокль+летний=

- Что было спрятано за куском холста в каморке папы Карло?

Дверной+царица=

- Что оказалось в пещере за таинственной дверцей каморки папы Карло?

Тема+атр=

- Молодцы, ребята! Справились с заданиями Мальвины. Она вас хвалит.

- Урок математики окончен.

- азбуку;

- билет;

- дверца;

- театр.

Физминутка  5 минут

Беседа.

Демонстрация наглядного

материала.

Использование

музыки.

Групповая

6 Перемена.

- Выходим, ребята, на перемену. Подходите сюда.

Давайте вспомним героев сказки про Буратино  и подберём к ним слова на карточках, которые говорят о их чертах характера.

Кот Базилио – ленивый

Лиса Алиса – хитрая

Пьеро – печальный

Артемон – верный, заботливый

Мальвина – воспитанная

Папа Карло – добрый

Буратино – весёлый

Карабас – суровый, жадный, злобный.

- Молодцы, ребята! Верно выполнили задание.

Обучающиеся подбирают карточки со словами-прилагательными, называющими их черты характера, к картинкам героев сказки «Буратино».

Практический этап

5 мин.

Художественное слово.

Демонстрация наглядного материала.

Беседа.

Групповая

7 Выделение слогов в словах.

- Заливается звонок

На другой зовёт урок.

Урок письма.

Мальвина говорит: «Посмотрите на альбом Буратино. Я хотела научить его думать, написала слова и дала задание:

Буратино возмутился: «Это не учение, а мучение!» Сунул нос в чернильницу, сморщился и упали на слова чернильные кляксы.

- Давайте выполним это задание, вставим в слова недостающие буквы и слоги.

- Что получилось?

- Давайте запишем эту фразу.

- От какой дверцы оказался золотой ключик?

- Мальвина говорит, что вы молодцы!

- Звенит весёлый звонок.

Закончен третий урок.

Мальвина подводит итог.

Занавес опускается.

Мальвина с вами прощается:

- Вы правильно отвечали,

Хорошие знания показали.

Оценку «5» всем ставлю я.

До свидания, друзья.

- Ребята, прав ли был Буратино, говоря «Это не учение, а мучение».

- Если есть ключик, то дверь обязательно откроется.

- От дверцы в кукольный театр в каморке папы Карло за холстом.

Ответы ребят.

Предметные:

Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.

Познавательные:

Развитие мыслительных операций, логического мышления.

Уточнение знаний о названиях морских обитателей.

Регулятивные:

Контроль процесса и результатов деятельностиКоммуникативные:

Умение слушать, отвечать  на вопросы.

Практический (продолжение) 3 минут

Обеспечение применения знаний на практике.

Демонстрация карточек

Составление пословицы.

Использование ИКТ.

Групповая

8 Задание «Удар Ударович».

- Мы с вами много знаем пословиц. Какая пословица подощла бы к этой сказке?

- Если мы из названных мной слов выделим ударный слог, то узнаем какая пословица подходит к сказке.

- Слова следующие, записывайте слоги ударные:

- Друг, позже, познание, поёт, сяду, в, белый, дело.

- Какая получилась пословица?

- Подходит ли эта пословица к сказке «Приключения Буратино»? О чём она говорит?

Ответы обучающихся.

Выделяют ударные слоги:

- друг;

- поз;

- на;

- ёт;

-ся;

- в;

- бе;

- де.

- Друг познаётся в беде.

- На помощь человеку, оказавшемуся в беде,  придёт лишь настоящий друг, а тот, кто только называл себя другом, но не готов оказать помощь- вовсе не друг.

Рефлексивно- оценочный этап 2 мин.

Подведение итогов, оценивание результатов своей деятельности.

Беседа.

Групповая.

- Наше занятие подошло к концу.

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Что вам понравилось?

- Какое задание было трудным?

- Каких героев сказок мы вспомнили сегодня?

- Какие новые слова вы узнали?

-  Я вам на память о нашем сегодняшнем занятии хочу подарить вот такие золотые ключики, чтобы вы смогли найти в жизни ту дверцу, за которой ваше счастье.

- Занятие окончено. Спасибо.

Ответы обучающихся.

_________________/_______________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...