Логопедический проект в группе компенсирующей направленности детей с ТНР: «Формирование слоговой структуры слова у детей»
проект
Логопедичесий проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_slogovoy_struktury_slova_u_detey.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»
Логопедический проект в группе компенсирующей
направленности детей с ТНР:
«Формирование слоговой структуры слова у детей»
Разработчик: учитель-логопед
Павлова Галина Николаевна
Когалым
2023г.
Актуальность
Формирование речи ребенка происходит под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда и к пяти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Нарушение слоговой структуры слова – это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Оно сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, как только ребенок сталкивается с новой слоговой структурой слова. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе со старшими дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Цель проекта: создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР.
Задачи:
- Учить воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
- Учить составлять предложения со словами различной слоговой структуры.
- Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
- Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической
структуры слов родного языка.
- Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
- Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание,
память, мышление.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Повышать интерес родителей и воспитателей к коррекционному процессу.
- Создать благоприятную атмосферу сотрудничества всех участников проекта.
Ожидаемые результаты проекта
В ходе коррекционной работы дети могут научиться:
-определять количество слогов;
- подбирать слова к слоговым схемам;
- употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;
-составлять предложения со словами различной слоговой структуры;
-овладеть элементарными навыками слогового анализа.
Сроки реализации проекта
Сентябрь – май 2023-2024 года.
Ресурсы проекта. Интернет ресурсы, презентации, методические ресурсы.
Планирование проекта.
I Подготовительный этап (сентябрь- октябрь)
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Диагностика воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ.
3. Изучение методической литературы по теме.
4. Разработка технологий и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
5. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.
6. Составление плана реализации проекта.
II Основной этап (октябрь- апрель)
- Подгрупповые и индивидуальные занятия (2 раза в неделю с каждым ребенком) с детьми старшей и подготовительной группы, включающие задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.
- Проведение консультации для родителей: «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников?»
- Пополнение информации в речевых уголках для родителей на заданную тему.
- Индивидуальные консультации для родителей по запросу.
- Изготовление памяток-картотек для педагогов ДОУ « Игры и игровые упражнения со слогами»
- Предоставление родителям и педагогам «Картотеки игр на развитие слоговой структуры слова» на электронном носителе.
- Выступления на родительском собрании.
III Заключительный этап (май)
1. Предоставление памяток для родителей по преодолению нарушений слоговой структуры слов в домашних условиях и значимости данной методики.
2. Предоставление каталога для педагогов. «Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
3. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников за 2023- 2024 уч. г.
Литература:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
- Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
- Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
- Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...
Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет
Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....
Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
Данная тема очень актуальна для учителей - логопедов. В последние время наблюдается увеличение количества детей с нарушением слоговой структуры слова, часть детей уже ранее получали логопедическую пом...
Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"
Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Обобщение опыта работы за учебный год по теме: формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи . Целью работы было: формирование слоговой структуры слова и формирование ...
Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете....