Логопедический проект в группе компенсирующей направленности детей с ТНР: «Формирование слоговой структуры слова у детей»
проект

Павлова Галина Николаевна

Логопедичесий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_slogovoy_struktury_slova_u_detey.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Сказка»

Логопедический проект в группе компенсирующей

направленности детей с ТНР:

«Формирование слоговой структуры слова у детей»

Разработчик: учитель-логопед

 Павлова Галина Николаевна

Когалым

2023г.

Актуальность

Формирование речи ребенка происходит под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда и к пяти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Нарушение слоговой структуры слова – это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Оно сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, как только ребенок сталкивается с новой слоговой структурой слова. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе со старшими дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.  

Цель проекта: создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Задачи:

  1. Учить воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
  2. Учить составлять предложения со словами различной слоговой структуры.
  3. Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
  4. Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической

структуры слов родного языка.

  1. Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
  2. Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
  3.  Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание,

память, мышление.

  1.  Активизировать и обогащать словарный запас.
  2.   Повышать интерес родителей и воспитателей к коррекционному процессу.
  3.   Создать благоприятную атмосферу сотрудничества всех участников проекта.

Ожидаемые результаты проекта

В ходе коррекционной работы  дети могут научиться:

-определять количество слогов;

- подбирать слова к слоговым схемам;

- употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;

-составлять предложения со словами различной слоговой структуры;

-овладеть элементарными навыками слогового анализа.

Сроки реализации проекта

Сентябрь – май 2023-2024 года.

Ресурсы проекта. Интернет ресурсы, презентации, методические ресурсы.

Планирование проекта.

I Подготовительный этап (сентябрь- октябрь)

1. Выбор темы проекта и его разработка.

2. Диагностика воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ.

3. Изучение методической литературы по теме.

4. Разработка технологий и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

5. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.

6. Составление плана реализации проекта.

II Основной этап (октябрь- апрель)

  1. Подгрупповые и индивидуальные занятия (2 раза в неделю с каждым ребенком) с детьми старшей и подготовительной группы, включающие задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.
  2. Проведение консультации для родителей: «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников?»
  3. Пополнение информации в речевых уголках для родителей на заданную тему.
  4. Индивидуальные консультации для родителей по запросу.
  5. Изготовление памяток-картотек для педагогов ДОУ « Игры  и игровые упражнения со слогами»
  6. Предоставление родителям и педагогам «Картотеки игр на развитие слоговой структуры слова»  на электронном носителе.
  7. Выступления на родительском собрании.

III Заключительный этап (май)

1. Предоставление памяток для родителей по преодолению нарушений слоговой структуры слов в домашних условиях и значимости данной методики.

2. Предоставление каталога для педагогов. «Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

3. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников за 2023- 2024 уч. г.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10.  Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....

Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования  слоговой структуры  слова у детей дошкольного  возраста....

Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.

Данная тема очень актуальна для учителей - логопедов. В последние время наблюдается увеличение количества детей с нарушением слоговой структуры слова, часть детей уже ранее получали логопедическую пом...

Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"

Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Обобщение опыта работы за учебный год по теме: формирование слоговой структуры слова у детей с  общим недоразвитием речи . Целью работы было: формирование слоговой структуры слова и формирование ...

Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете....