Рабочая программа "Домоводство" 12 класс "Особый ребенок"
рабочая программа (11 класс)

Данная программа разработана для учащихся с умственной отсталостью II варианта обучения в образовательных учреждениях 8-го вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Домоводство»

для обучающихся 12 А класса «Особый ребенок»

Срок реализации 2023-2024

 учебный год

Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна

(Ф. И. О. педагога)

Учитель класса «Особый ребенок» высшей  квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана в соответствии с:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии II вариант обучения;

-Учебным планом.

    Общая характеристика предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.

Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещения» и «Уборка территории».

Цель обучения

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи:

  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Место учебного предмета в учебном плане

      Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 607 на 2023-2024 учебный год рассчитана на 204 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 6 часов в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни за счет уроков повторения.

Содержание учебного предмета

Покупки. Продовольственные и промтоварные магазины. Сожетно-ролевая игра «Покупки в магазине»

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара и расчёте на кассе. Складывание продуктов в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Закрепление умений различать предметы посуды для сервировки стола, для приготовления пищи, кухонных принадлежностей. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка.

Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

Сервировка стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расстановка посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расстановка солонок и ваз, подача блюд.

Приготовление пищи. Продукты питания. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения рыбных продуктов.  

Приготовление блюда.

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке.

Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи.

Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов.

Уход за вещами.

1. Уход за обувью.

Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

2. Уход за одеждой.

Чистка верхней одежды при помощи щетки.

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.

Машинная стирка. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке

Глажение утюгом. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды.

Уборка помещения.

Уборка мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании, мытье пола. Уборка с помощью пылесоса. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна. Правила безопасного использования специальных средств, спреев, для мытья окон и зеркал.

Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем, правила его хранения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся Программы по 2-му варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, Программа направлена на формирование 2-х групп результатов:

- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

        Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Личностные результаты обучения домоводству:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога;
  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.

Возможные предметные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

- Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

- Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

- Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

- Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

- Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Тематическое планирование по предмету

Наименование разделов

Количество часов

1.

Покупки

16

2.

Обращение с кухонным инвентарем

41

3.

Приготовление пищи

87

4.

Уход за вещами

26

5.

Уборка помещения

7

6.

Уборка территории

12

7.

Повторение

15

Итого

204

Домоводство

 «Особый ребенок» - 12 класс

I полугодие

№ п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Предполагаемый

результат

Словарь

Виды

деятельности учащихся

УМК

Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия)

Интеграция

1

Покупки

16

1

2

3

4

5

6

01.09, 01.09, 04.09, 05.09, 06.09, 07.09 

Ознакомление с продовольственными магазинами

6

Расширение представлений о продовольственных магазинах

Магазин,  

продавец, покупатель, продавать, покупать,

деньги, продукты

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением продовольственных магазинов.

Знакомство с продовольственным магазином.

Отгадывание загадок.

Задание «Собери разрезную картинку яблока».

Пальчиковая гимнастика.

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20магазина%20продуктов&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20продукты&lr=10884

https://yandex.ru/images/search?text=разрезная%20картинка%20яблока&lr=10884

Предметные и сюжетные картинки с изображением продовольственных магазинов; разрезная картинка яблока; карточки с изображением предметов; компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

7

8

9

10

11

12

08.09, 08.09, 11.09, 12.09, 13.09, 14.09 

Ознакомление с промтоварными магазинами.

6

Расширение представлений о  промтоварных магазинах

Магазин,

продавец, покупатель, продавать, покупать, товар,

деньги,

мебельный, канцелярский, книжный,

обувной, одежды, строительный, музыкальных инструментов, спортивный

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением промтоварных магазинов.

Отгадывание загадок.

Задание «Собери разрезную картинку кровати (книги, платья, кепки, туфлей)».

Пальчиковая гимнастика

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20магазина%20мебель&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20мебель&lr=10884

https://yandex.ru/images/search?text=разрезная%20картинка%20кровати&lr=10884

Предметные и сюжетные картинки с изображением промтоварных магазинов; разрезная картинка кровати, книги, платья, кепки, туфлей; карточки с изображением предметов; компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»

13

14

15

16

15.09, 15.09, 18.09, 19.09 

Сюжетно-ролевая игра «Покупки в магазине».

4

Закрепление представлений о продуктах питания и промышленных товарах

Продукты питания, промышленные товары,

овощи, фрукты,

молоко, колбаса, сыр, хлеб, булка, рыба, сосиски, карандаш, тетрадь.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением продуктов питания, промышленных товаров.

Отгадывание загадок.

 Игра «Покупка продуктов питания».

Игра «Покупка промышленных товаров»

Игры: «Подбери по цвету», Внимательно слушай и показывай», «Найди пару». Раскраска.

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20продуктов%20питания%20для%20детей&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением продуктов питания, промышленных товаров; муляжи продуктов питания, раскраска, цветные карандаши, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»

2

Обращение с кухонным инвентарем

41

17

18

19

20

21

20.09, 21.09, 22.09, 22.09, 25.09

Посуда. Виды посуды.

5

Ознакомление с посудой для приготовления пищи и правилами ухода за ней.

Посуда,

пища,

для приготовления,

для приема, для хранения

Отгадывание загадок.

Рассматривание предметных картинок и муляжей  продуктов питания, требующих и не требующих обработку.

Рассматривание предметных  и сюжетных картинок с изображением посуды для приготовления, для приема, для хранения пищи.

Виды посуды.

«Собери разрезную картинку кастрюли (чашки, миски)»

В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида».

http://go.mail.ru/search?gp=800000&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F

Предметные картинки и муляжи  продуктов питания требующих и не требующих обработку, предметные и сюжетные картинки с изображением посуды для приготовления пищи, для приема, для хранения пищи, разрезная картинка кастрюли, чашки, миски, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

22

23

24

25

26.09, 27.09, 28.09, 29.09 

Кухонные принадлежности.

4

Ознакомление с понятием «кухонные принадлежности»

Кухонный принадлежности,  ложки, вилки, лопатки, половники,

ножи,

доски разделочные, терки, крышки

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением кухонного инвентаря.

Беседа.

Дидактическая игра «Найди кухонный инвентарь»

https://yandex.ru/images/search?lr=10884&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C

Предметные и сюжетные картинки с изображением кухонного инвентаря, картинки предметов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

26

27

28

29.09, 02.10, 03.10 

Уход за посудой. Хранение посуды.

3

Ознакомление с уходом за посудой и хранением.

Посуда, уход, хранение

Рассматривание предметных  и сюжетных картинок с изображением посуды для приготовления, для приема, для хранения пищи.

Правила ухода за посудой.

Хранение посуды.

Задание «Укрась тарелку».

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=VAzkk4VEPAM

Предметные и сюжетные картинки с изображением посуды для приготовления пищи, для приема, для хранения пищи, раскраска, краски, кисть, стакан для воды, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

29

30

31

32

33

34

35

04.10, 05.10, 06.10, 06.10, 09.10, 10.10, 11.10 

Бытовые электроприборы и их виды.

7

Расширение представлений о бытовых электроприборах

Посуда, гигиенические средства, телевизор, утюг, пылесос, гладильная доска.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением бытовых предметов, техники.

Беседа о видах бытовых электроприборов.

Упражнения по теме: «Бытовая техника».

Игра «Один – много».

Дыхательные упражнения

В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20с%20изображением%20бытовой%20техники&stype=image&lr=10884&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением бытовых предметов, техники, предметы в количестве один – много, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

36

34

38

39

40

41

42

12.10, 13.10, 13.10, 16.10, 17.10, 18.10, 19.10 

Правила пользования бытовыми электроприборами

7

Ознакомление с правилами пользования бытовыми электроприборами

Бытовые электроприборы, телевизор, утюг, пылесос, электрический чайник, миксер, микроволновая печь, холодильник ,стиральная машина.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением бытовых электроприборов.

Беседа о правилах пользования бытовыми электроприборами.

Упражнения по теме: «Бытовая техника».

Игра «Один – много».

Дыхательные упражнения

https://www.youtube.com/watch?v=8B6utR2uglc

Предметные и сюжетные картинки с изображением бытовых электроприборов, предметы в количестве один – много, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

43

44

45

46

47

48

20.10, 20.10, 23.10, 24.10, 25.10, 26.10 

Правила техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами.

6

Ознакомление с правилами техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами

Электричество, электрические бытовые приборы,

утюг, чайник, пылесос, телевизор, микроволновая печь, стиральная машина, миксер

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением электрических бытовых приборов.

Беседа о правилах техники  безопасности при использовании бытовых электрических приборов.

Задание «Собери разрезную картинку».

Пальчиковые игры.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=2&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением электрических бытовых приборов, разрезные картинки, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

49

50

51

27.10, 27.10, 07.11 

Уход за электробытовыми приборами. Хранение приборов.

3

Ознакомление с уходом и хранением электробытовых приборов.

Электричество, электрические бытовые приборы,

утюг, чайник, пылесос, телевизор, микроволновая печь, стиральная машина, миксер

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением электрических бытовых приборов.

Беседа об уходе и хранении электробытовых приборов

Задание «Собери разрезную картинку».

Пальчиковые игры.

https://www.youtube.com/watch?v=8B6utR2uglc

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=2&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением электрических бытовых приборов, разрезные картинки, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

52

53

54

55

56

57

08.11, 09.11, 10.11, 10.11, 13.11,

14.11 

Сервировка стола.

6

Ознакомление с сервировкой стола.

Завтрак, обед, полдник, ужин, праздник,

сервировка,

стол.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением посуды и продуктов для завтрака, обеда, полдника, ужина, праздника.

Рассматривание картинок с изображением сервировки стола к завтраку, обеду, полднику, ужину, празднику.

Задание «Собери разрезную картинку блюдца (чашки, тарелки)».

Игра «Один – много», «Большой – маленький».

Просмотр развивающего мультфильма

В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20сервировки%20стола%20к%20завтраку&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://www.youtube.com/watch?v=h-RP7IaxEUI

Предметные и сюжетные картинки с изображением посуды и продуктов для завтрака; сервировки стола к ужину; разрезная картинка чашки; картинки с изображением предметов в количестве один и много; двух размеров большой и маленький; компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

3

Приготовление пищи

37

58

59

60

61

62

63

64

15.11, 16.11, 17.11, 17.11, 20.11, 21.11, 22.11 

Продукты питания.

7

Закрепление представлений о продуктах питания

Продукты, овощи, фрукты, молочные,мясные, рыбные, колбасные, кондитерские изделия

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением продуктов питания.

Отгадывание загадок

Задание «Собери разрезную картинку».

Пальчиковая гимнастика.

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20правильное%20питание%20детей&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20продуктов%20с%20витаминами%20для%20детей&stype=image&lr=10884&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением продуктов питания, овощей, фруктов, разрезные картинки, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

65

66

67

68

69

70

23.11, 24.11, 24.11, 27.11, 28.11, 29.11 

Различение овощей и фруктов.

6

Умение различать овощи и фрукты.

Фрукты,

яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос

овощи,

лук, картофель, морковь, свекла, ,кабачок,

 помидор, капуста

Рассматривание изображений и самих овощей.

Рассматривание изображений и самих фруктов.

Беседа о различении овощей и фруктов. 

Обведение овощей и фруктов по трафарету.

Задание «Собери разрезную картинку овоща, фрукта».

Просмотр развивающего мультфильма «

Запоминай-ка овощи!»  и про фрукты.

https://www.youtube.com/watch?v=eFh0wbaNyZM

https://www.youtube.com/watch?v=U5Q53LCUIxU

Картинки овощей, овощи, картинки фруктов, фрукты, трафарет, карандаш, лист бумаги, разрезные картинки овощей, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий природный мир»

71

72

73

74

30.11, 01.12, 01.12, 04.12 

Различение напитков.

4

Умение различать напитки

Напиток вода, чай, сок,

какао, лимонад, компот, морс, квас,

 кофе

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением напитков.

Беседа.

Задание «Раскрась стакан с соком».

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=NRNkN0XCNZY

Предметные и сюжетные картинки с изображением напитков, раскраска, цветные карандаши, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

75

76

77

78

79

80

05.12, 06.12, 07.12, 08.12, 08.12, 11.12 

Различение молочных продуктов.

6

Закрепление понятия «молочные продукты» Умение различать молочные продукты

 

Молочные продукты, молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением молочных продуктов.

Беседа.

Игра «Один-много».

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=VGh-KgBwLFQ

Предметные и сюжетные картинки с изображением молочных продуктов, карточки с изображением молочных продуктов в количестве один-много, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»  

81

82

83

84

85

86

12.12, 13.12, 14.12, 15.12, 15.12, 18.12 

Различение муки и мучных изделий.

6

Ознакомление с мукой и изделиями из муки

Изделия из муки,

хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари макаронные изделия (макароны,вермишель, рожки)

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением изделий из муки.

Беседа.

Дидактическая игра «Найди изделие из муки».

Дидактическая игра «Один-много»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=TSQFxFBAxSw

Предметные и сюжетные картинки с изображением изделий из муки, карточки с изображением продуктов, карточки с изображением изделий из муки в количестве один-много, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

87

88

89

90

91

92

19.12, 20.12, 21.12, 22.12, 22.12, 25.12 

Различение кондитерских изделий.

6

Ознакомление с кондитерскими изделиями

Кондитерские изделия, торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением кондитерских изделий.

Беседа. Дидактическая игра «Найди кондитерское изделие».

Дидактическая игра «Один-много»

Просмотр развивающего мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=fpI4T1G0YBc

Предметные и сюжетные картинки с изображением кондитерских изделий, карточки с изображением продуктов, карточки с изображением кондитерских изделий в количестве один-много, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

93

94

26.12, 27.12

Мясные продукты, готовые к употреблению. 

2

Ознакомление с мясными продуктами, готовыми к употреблению

Мясные продукты,

 колбаса, ветчина

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мясных продуктов, готовых к употреблению 

Беседа.

Дидактическая игра «Найди мясной продукт»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=7Bf9nEMd7xo

Предметные и сюжетные картинки с изображением мясных продуктов, готовых к употреблению, карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

Домоводство

 «Особый ребенок» - 12 класс

II полугодие

№п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Предполагаемый

результат

Словарь

Виды

деятельности учащихся

УМК

Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия)

Интеграция

3

Приготовление пищи

50

95

96

97

98

09.01, 10.01, 11.01, 12.01 

Мясные продукты, готовые к употреблению. 

4

Ознакомление с мясными продуктами, готовыми к употреблению

Мясные продукты,

 колбаса, ветчина

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мясных продуктов, готовых к употреблению 

Беседа.

Дидактическая игра «Найди мясной продукт»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=7Bf9nEMd7xo

Предметные и сюжетные картинки с изображением мясных продуктов, готовых к употреблению, карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

99

100

101

102

103

104

105

12.01, 15.01, 16.01, 17.01, 18.01, 19.01, 19.01 

Мясные продукты, требующие обработки.

7

Ознакомление с мясными продуктами, требующие обработку

Мясные продукты,

мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мясных продуктов, требующие обработку

Беседа.

Дидактическая игра «Найди мясной продукт»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=7Bf9nEMd7xo

Предметные и сюжетные картинки с изображением мясных продуктов, требующие обработку,

карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

106

107

108

22.01, 23.01, 24.01 

Правила хранения мясных продуктов.

3

Ознакомление с правилами хранения мясных продуктов

Мясные продукты,

 колбаса, ветчина,  мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мясных продуктов

Беседа.

Правила хранения мясных продуктов

Дидактическая игра «Найди мясной продукт»

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=7Bf9nEMd7xo

Предметные и сюжетные картинки с изображением мясных продуктов,

карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

109

110

111

112

113

114

25.01, 26.01, 26.01, 29.01, 30.01, 31.01 

Рыбные продукты, готовые к употреблению.

6

Ознакомление с рыбными продуктами, готовыми к употреблению.

Рыбные продукты, крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая)

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением рыбных продуктов, готовых к употреблению.

Беседа.

Дидактическая игра «Найди рыбный продукт»

Просмотр развивающего мультфильма

https://ok.ru/video/9286059405

Предметные и сюжетные картинки с изображением рыбных продуктов, готовых к употреблению, карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

115

116

117

118

119

120

121

01.02, 02.02, 02.02, 05.02, 06.02, 07.02, 08.02 

Рыбные продукты, требующие обработки.

7

Ознакомление с рыбными продуктами, требующие обработку

Рыбные продукты, мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением рыбных продуктов, требующие обработку.

Беседа.

Дидактическая игра «Найди рыбный продукт».

Задание «Собери разрезную картинку рыбы».

Просмотр развивающего мультфильма

https://ok.ru/video/9286059405

Предметные и сюжетные картинки с изображением рыбных продуктов, требующие обработку,

карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

122

123

124

09.02, 09.02, 12.02 

Правила хранения рыбных продуктов.

3

Ознакомление с правилами хранения рыбных продуктов

Рыбные продукты, крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая),) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением рыбных продуктов.

Беседа.

Дидактическая игра «Найди рыбный продукт».

Задание «Собери разрезную картинку рыбы».

Просмотр развивающего мультфильма

https://ok.ru/video/9286059405

Предметные и сюжетные картинки с изображением рыбных продуктов, карточки с изображением продуктов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

125

126

127

128

129

130

131

13.02, 14.02, 15.02, 16.02, 16.02, 19.02, 20.02 

Приготовление отварных блюд.

7

Ознакомление с приготовлением отварных блюд

Пища, продукты, овощи, мясо, рыба, крупы, молоко,

посуда, кастрюля, плита

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с приготовлением отварных блюд.

Беседа о продуктах питания и посуде для приготовления пищи.

Задание «Собери разрезную картинку кастрюли».

Просмотр развивающего мультфильма

https://videouroki.net/video/23-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii-deleted.html

https://www.youtube.com/@user-bu8ud6ot1i

Предметные и сюжетные картинки с изображением  приготовления отварных блюд, разрезная картинка кастрюли, компьютер

Интеграция с уроками по предмету:  «Речь и альтернативная коммуникация»  

132

133

134

135

136

137

138

21.02, 22.02, 26.02, 27.02, 28.02, 29.02, 01.03 

Приготовление жареных блюд.

7

Ознакомление с приготовлением жареных блюд.

Пища, продукты, овощи, мясо, рыба,

посуда, кастрюля, сковородаплита,

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с приготовлением жареных блюд..

Беседа о продуктах питания и посуде для приготовления пищи.

Задание «Собери разрезную картинку сковородки».

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/@user-bu8ud6ot1i

Предметные и сюжетные картинки с изображением  приготовления жареных блюд, разрезная картинка сковородки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

139

140

141

142

143

144

01.03, 04.03, 05.03, 06.03, 07.03,      11.03 

Приготовление салатов.

6

Ознакомление с приготовлением салатов

Салат,

фрукты,

овощи, мясо,

 рыба

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с приготовлением салатов.

Беседа о продуктах для приготовления салатов.

 Просмотр развивающего видео

https://dzen.ru/video/watch/61481c479ee984048f09e2e3

Предметные и сюжетные картинки с изображением приготовления салатов, предметные картинки продуктов для приготовления салатов, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

4

Уход за вещами

26

145

146

147

12.03, 13.03, 14.03 

Обувь. Виды обуви.

3

Ознакомление с обувью и  ее видами

Обувь ,ноги, сапоги, ботинки, туфли, кеды, сандалии,

босоножки, кроссовки, тапки, домашняя, спортивная, повседневная, модельная

Рассматривание картинок с изображением обуви.

Знакомство с назначением, разновидностями и использованием обуви.

Игра «Один – много».

Пальчиковая гимнастика.

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=все%20о%20видах%20детской%20обуви&stype=image&lr=10884&noreask=1&parent-reqid=1483745135542034-8022045331237482141008623-man1-3709&source=wiz

https://www.youtube.com/watch?v=DizKqEt745E

Картинки с изображением обуви; картинки с изображением  обуви в количестве один и много; компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

148

149

15.03, 15.03 

Уход за обувью.

2

Ознакомление с уходом за обувью

Обувь, ноги, сапоги, ботинки, туфли, кеды, сандалии,

босоножки, кроссовки, тапки, мыть, чистить, крем

Рассматривание картинок с изображением обуви.

Знакомство с уходом за обувью

Игра «Найди пару».

Пальчиковая гимнастика

Просмотр развивающего видео

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://videouroki.net/video/17-ukhod-za-obuv-iu-deleted.html

Картинки с изображением обуви, предметные и сюжетные картинки по уходу за обувью, парные карточки с изображением обуви, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

150

151

152

153

154

18.03, 19.03, 20.03, 21.03, 22.03

Одежда. Виды одежды.

5

Ознакомление с одеждой и ее видами

Одежда, домашняя, праздничная, школьная, летняя, зимняя, демисезонная., детская, взрослая

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с одеждой.

Виды одежды.

Задание «Собери разрезную картинку рубашки (платья, футболки, куртки)»

Раскраска.

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20с%20изображением%20видов%20одежды&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=разрезная%20картинка%20рубашки&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением  одежды,  ее видов; разрезная картинка рубашки, платья, футболки, куртки; раскраска, цветные карандаши, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету:  «Окружающий социальный мир»

155

156

157

22.03, 03.04, 04.04 

Уход за одеждой.

3

Ознакомление  с уходом за одеждой

Одежда,

чистить, стирать, сушить, гладить.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением  одежды.

Уход за одеждой.

Дидактические игры; «Один – много»,  «Большой - маленький».

Задание «Собери разрезную картинку футболки  (брюк)»

Раскраска.

И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников».

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20одежды&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20ухода%20за%20одеждой&stype=image&lr=10884&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки с изображением одежды,   разрезная картинка рубашки, брюк; карточки с изображением одежды большого и маленького размера и в количестве один и много; раскраска, цветные карандаши, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

158

159

160

161

05.04, 05.04, 08.04, 09.04

Чистка одежды.

4

Ознакомление  с чисткой одежды

Одежда, чистить, мыло, щетка, ролик для чистки, пятновыводитель, отбеливатель

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением  одежды.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чистки  одежды, средств для чистки одежды.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=sAGtrBzlDsY

Предметные и сюжетные картинки с изображением одежды,

предметные и сюжетные картинки с изображением чистки  одежды, средств для чистки  одежды, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

162

163

164

165

166

10.04, 11.04, 12.04, 12.04, 15.04 

Стирка одежды.

5

Ознакомление со стиркой одежды

Одежда стирать, сушить, сушилка,

порошок, жидкое средство для стирки, мыло, таз, стиральная машина

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением  одежды.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением  стирки одежды, средств для стирки одежды.

Просмотр развивающего мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=QzNxbKrPtJo

Предметные и сюжетные картинки с изображением одежды,

предметные и сюжетные картинки с изображением стирки одежды, средств для стирки одежды, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

167

168

169

170

16.04, 17.04, 18.04,

19.04 

Глажение одежды.

4

Ознакомление с глажением одежды 

Одежда стирать, сушить, сушилка, гладить,  гладильная доска,

утюг

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением  одежды.

Глажение одежды. Предметы, необходимые для глажения одежды.

Задание «Раскрась футболку (платье, рубашку)»

https://www.youtube.com/watch?v=8B6utR2uglc

Предметные и сюжетные картинки с изображением одежды,

предметные и сюжетные картинки с изображением глажения одежды, средств для глажения одежды, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

5

Уборка помещения

7

171

172

173

19.04, 22.04, 23.04 

Уборка мебели.

3

Ознакомление с уборкой мебели

Спальня, кухня, гостиная, ванная, туалетная комната, кровать, мебель

Рассматривание предметных и сюжетных картинок на тему: «Уборка мебели».  

Пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения на тему: «Уборка мебели».

Отгадывание загадок.

Раскраска.

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20помещений&stype=image&lr=10884&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=раскраска%20кровати&stype=image&lr=10884&source=wiz

Предметные и сюжетные картинки на тему: «Уборка мебели», карточки с изображением предметов,

раскраска, цветные карандаши, компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»    

174

175

176

24.04, 25.04, 26.04 

Уборка пола

3

Ознакомление с уборкой пола.

Веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства, пылесос

Рассматривание картинок с изображением предметов для уборки пола.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением уборки пола. 

Задание «Собери разрезную картинку пылесоса»

В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида».

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%B5&stype=image&lr=10884&noreask=1&parent-reqid=1475182328968775-1185352041520547371713849-man1-4505&source=wiz

Картинки с изображением предметов для уборки пола; сюжетные картинки с изображением уборки пола, разрезная картинка пылесоса,

компьютер.

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»  

177

26.04 

Мытье стекла (зеркала)

1

Ознакомление с мытьем стекол, зеркал

Мытье, стекло, зеркало

Рассматривание сюжетных картинок с изображением мытья стекол, зеркал. Работа с пиктограммами. Последовательность действий при мытье окна.

Правила безопасного использования специальных средств, спреев, для мытья окон и зеркал.

https://ru.lovepik.com/images/cleaning-the-windows.html

Сюжетные картинки с изображением мытья стекол, зеркал, картинки предметов и материалов, необходимых для мытья стекол, зеркал,  пиктограммы, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»

6

Уборка территории

12

 

178

179

180

27.04, 02.05, 03.05

Уборка мусора на территории школы.

3

Сформировать

представление о

чистоте и порядке на

территории

школы.

Школьная

территория

, чистота,

порядок.

Просмотр

видеороликов;

Работа с

наглядными

пособиями, картинками

https://www.youtube.com/watch?v=iKpRJURUvNc

Наглядные

пособия, картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

181

182

183

03.05, 06.05, 07.05 

Сгребание травы и листьев.

3

Ознакомление с уборкой травы и листьев.

Школьная

территория, сгребать, грабли, трава, листья

Просмотр

видеороликов;

Работа с

наглядными

пособиями, картинками

https://www.youtube.com/watch?v=iKpRJURUvNc

Наглядные

пособия, картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

184

185

186

08.05, 13.05, 14.05 

Уборка снега.

3

Ознакомление с уборкой снега

Школьная

территория, уборка, лопата, снег

Просмотр

видеороликов;

Работа с

наглядными

пособиями, картинками.

https://www.youtube.com/watch?v=O6nl7dsixdo

Наглядные

пособия, картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

187

188

189

15.05, 16.05, 17.05 

Уход за уборочным инвентарем. Правила его хранения.

3

Ознакомление с уходом за уборочным инвентарем и  правилами его хранения

Школьная

территория, уборочныйинвентарь

Просмотр

видеороликов;

Работа с

наглядными

пособиями, картинками.

Беседа об уходе за  уборочным инвентарем и  правилах хранения

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/513751-ochistka-i-uborka-inventarja-na-hranenie

Наглядные

пособия, картинки, компьютер

Интеграция с уроками по предмету: «Окружающий социальный мир»

7

190

191

192

193

194

195

196

197-204

17.05, 20.05, 21.05, 22.05, 23.05, 24.05, 24.05  

Повторение.

15

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:

Используемая литература:

1.Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. -

М.: Просвещение, 2018.

2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной

(коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.:

Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2012.

3. С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Москва ВЛАДОС, 2012г.

4. Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных)

учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.

5. Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.

6. Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.

7. Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. - М.: 2011.

8. Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально - бытовая ориентировка М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова

Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе. - М.-2014г.

Материально-техническое оснащение:

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)

предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря,

бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в

соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки

белья, глажения белья и др.

Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды,

чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для

украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина,

тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая

техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита,

электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный

инвентарь, лейки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая тетрадь для учащихся к курсу "Школьникам о правах ребенка"

тетрадь содержит задания для учащихся к каждому занятию. задания разнообразны, это и работа с хрестоматийным материалом, и творческие задания и работа с иллюстрициями....

Рабочая программа "Трудный ребенок" Координация деятельности структур и ведомств в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних

       В условиях современной общественной ситуации трудно отрицать наличие таких проблем, как невостребованность обществом получаемых знаний, молодёжная безработица, а зача...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...

Рекомендации для педагогов по организация пространства и рабочего места для ребенка с ОВЗ

Рекомендации для педагогов по организация пространства и  рабочего места для ребенка с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (вариант 7.2) ПО ПРЕДМЕТУ «Математика»

Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2) по математике предназначена для коррекции предметных навыков и умений детей с ОВЗ 8 класса, для к...