Рабочая программа по предмету "Профильный труд" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.trud_5_klass_fgos.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа-интернат»
______________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Калачинская
адаптивная школа-интернат»
_____________ Н.В. Козицкая
(подпись)
приказ № __ от «__ » ____2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Профильный труд»
для 5 класса 1 вариант УП
(обучение на дому Кузьмина Ярослава)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: учитель _______________С.Р. Боглаева (подпись) Рассмотрена на заседании МО « ___ » ___ 202_г., протокол № 1 Руководитель МО __________А.В. Котова (подпись) Согласована на МС протокол № 1 «___ » ______202__г. Согласовано зам. директора по УР ________ Н.М. Добжанская (подпись) |
Калачинск, 2023 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» для учащегося 5 класса с лёгкой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
- Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
- Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства « Просвещение», Санкт – Петербург 2013.
Актуальность. Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающегося и развитие его способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у обучающегося необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Цель по учебному предмету «Профильный труд»: формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.
Программа по предмету «Профильный труд» в 5 классе решает следующие задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- освоение отдельных операций и технологий;
- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
- расширение знаний о материалах,правилах безопасного использования.
Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные, наглядные, практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающегося.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Профильный труд» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.
Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающийся получает практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы.
Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающегося к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающийся доводил начатое дело до конца, имел время для достижения максимального для его возможностей качества работы.
Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.
Название разделов
Вводное занятие
Работа с бумагой
Работа с тканью
Работа с картоном и бумагой
Уход за комнатными растениями
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС). Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа.
Распределение часов по четвертям
I четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Всего за год |
…ч. | ||||
4. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе включают:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- развитие навыков сотрудничества с учителем;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимся содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.
В программе 5 класса по предмету «Профильный труд» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- владение основными приемами работы инструментами;
- представления о различных видах профильного труда;
- понимание значения и ценности труда;
- умение организовать своё рабочее место;
- понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности в процессе выполнения трудовых заданий;
Достаточный уровень
- экономное и бережное расходование материалов;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
- выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
- осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- гордиться своими успехами и достижениями;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную деятельность.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
- вступать в диалог и поддерживать его с педагогом для решения различных учебных задач;
- ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
- действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
- использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5 – балльной системе отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
• оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
• оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
• оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
• оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики з-полняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; за-планировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Дом»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
3. Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;
- требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;
- утюжка изделия.
4. Работа с картоном и бумагой:
- картон: применение и свойства;
- обои;
- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;
- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;
- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.
5. Уход за комнатными растениями:
- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;
- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;
- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;
- опрыскивание и полив растений.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Сроки | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
Вводное занятие | ||||
1 | Беседа о труде и рабочих профессиях. Рабочее место и правила ухода за ним. | 1 | Рассказ учащегося об известных им профессиях. Ответы на вопросы учителя. Рассматривание иллюстраций о профессиях. Беседа. Повторение правил ухода за рабочим местом. | |
Работа с бумагой | ||||
2 | Правила работы с бумагой, ножницами, клеем | 1 | Повторение правил безопасного труда с ножницами, клеем. Называние инструментов для работы с бумагой. | |
3 | Бумага, виды (писчая, цветная), назначение | 1 | Повторение свойств и видов бумаги. | |
4 | Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.) | 1 | Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма работы. Рассказ о проделанной работе. | |
5 | Измерительная линейка. Разметка деталей. Работа с измерительной линейкой | 1 | Повторение назначения измерительной линейки. Знакомство с разметкой деталей. Практическая работа по разметке при помощи линейки. Составление алгоритма измерений. Рассказ о выполненной работе. | |
6 | Клей: назначение, свойства Ножницы канцелярские: устройство, пользование Вырезание и наклеивание деталей | 1 | Повторение правил безопасного труда. Повторение о свойствах клея. Знакомство с устройством канцелярских ножниц. Повторение правил безопасного пользования ножницами труда. | |
7-8 | Разметка деталей по длине. Вырезание и наклеивание деталей | 2 | Повторение правил разметки. Составление алгоритма. Практическая работа по разметке деталей. Рассказ о проделанной работе. | |
Работа с тканью | ||||
9 | Правила безопасности при работе с тканью Ткань: применение, виды, названия видов ткани Лицевая и изнаночная стороны ткани Долевые и поперечные срезы ткани | 1 | Повторение правил безопасного труда Знакомство с видами ткани, их применением. Записывание названия тканей в тетрадь Знакомство с понятиями: лицевая, изнаночная сторона ткани. Знакомство с понятиями: долевые и поперечные срезы ткани. | |
10 | Виды пуговиц. Пришивание пуговицы. Способы пришивания пуговиц. | 1 | Знакомство с видами пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Практическая работа | |
11-12 | Выполнение швов | 2 | Знакомство с требованиями к выполнению шва в подгибку. Рассказ о проделанной работе | |
13 | Вырезание выкройки салфетки, проверка выкройки измерением, сложением сторон. | 1 | Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма. Вырезание выкройки. Рассказ о проделанной работе. | |
15-16 | Требования к выполнению шва в подгибку с закрытым срезом Подготовка кроя к пошиву Выполнение швов. Подгиб угла, обработка косыми стежками | 2 | Знакомство со швом в подгибку с закрытым срезом, с требованиями к выполнению шва. Повторение требований к выполнению шва в подгибку. Повторение требований к выполнению шва в подгибку. Рассказ о проделанной работе. Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма работы. Рассказ о проделанной работе. | |
17 | Электроутюг: назначение, устройство Утюжка салфетки. | Знакомство с устройством и назначением утюга. Повторение правил безопасного труда. Повторение правил безопасного труда. Составление рассказа о работе. Практическая работа: утюжка салфетки. | ||
Работа с картоном и бумагой–17 ч | ||||
18-19 | Правила работы с картоном и бумагой. Картон: применение и свойства | 2 | Повторение правил безопасного труда. Беседа о назначении бумаги и картона. Повторение о свойствах и применении картона. Определение образцов бумаги и картона. | |
20-21-22 | Нож для рицевания картона: приемы работы. Изготовление макета комнаты из тонкого картона. Раскрашивание пола акварелью | 3 | Повторение правил безопасного труда. Повторение правил безопасного труда. Беседа о составлении макета комнаты. Повторение правил безопасного труда. Беседа о выполнении работы. Анализ выполненной работы. | |
23 | Обои: назначение, виды. Оклеивание стен макета обоями | 1 | Знакомство с видами и назначением обоев. Работа с измерительной линейкой. Повторение о видах обоев. | |
24-25-26 | Изготовление мебели из цветной бумаги. Приклеивание мебели | 3 | Повторение правил безопасного труда. Называние предметов мебели. Изготовление мебели из бумаги. Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по приклеиванию мебели. | |
Уход за комнатными растениями | ||||
27 | Комнатные растения: названия. Требования к размещению растений. Светолюбивые и теневыносливые растения | 1 | Комнатные растения: названия. Знакомство с требованиями к размещению комнатных растений. Знакомство с разновидностями комнатных растений | |
28 | Полив цветов. Требования к воде. Периодичность и приемы полива цветов. | 1 | Знакомство с правилами полива и требованиями к воде для полива комнатных растений. Знакомство с периодичностью и приемами полива цветов. | |
29 | Подготовка воды для полива. Приспособления для опрыскивания | 1 | Подготовка воды для полива. Знакомство с приспособлениями для опрыскивания | |
30 | Опрыскивание и полив растений | 1 | Опрыскивание и полив растений | |
31 | Чистка и промывка поддонов | 1 | Чистка и промывка поддонов | |
32 | Обтирание цветочных горшков | 1 | Обтирание цветочных горшков | |
33 | Правила обрезки растений | 1 | Знакомство с правилами обрезки растений | |
34 | Обрезка и сбор сухих листьев | 1 | Обрезка и сбор сухих листьев |
7. Материально-техническое и методическое обеспечение программы
- учебная литература:
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
- дидактический материал по главным темам курса;
2) научно-методическая литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;
- интернет-ресурсы.
8.Материально-техническое обеспечение
Ноутбук
Утюг электрический
Лейка для комнатных растений
Инвентарь для ухода за комнатными растениями
Пульверизатор
Коллекция пуговиц
Иглы швейные ручные
Ножницы раскройные
Ножницы канцелярские
Образцы аппликаций «Жилая комната»
Образцы видов ручных швов
Руководства по эксплуатации бытовых электроприборов
Приложение 1
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по профильному труду уч-ся 5 класса
Кузьмина Ярослава
Фамилия имя уч-ся Предметные результаты | I полугодие | II полугодие |
экономное и бережное расходование материалов; | ||
знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом | ||
выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок; | ||
осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности; | ||
Средний бал | ||
Тип оценки | ||
Уровень |
У - «удовлетворительно», до 3,4 балов - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Х - «хорошо», 3,5 - 4,4 бала - от 51% до 65% заданий;
О - «отлично», 4,5- 5 балов - (очень хорошо) свыше 65%,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса (обучение на дому)
Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения ученицы 8 «а» класса Кузьминой Анны (обучение на дому) на основе федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...
Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта
Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...
Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...
Рабочая программа 2 класс ручной труд1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...