Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта
рабочая программа (8 класс) по теме

Ракеева Татьяна Ринатовна

Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутствие речи, глубокая умственная отсталость). Мальчик обучается 8 классе. За основу взята программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; С.-П.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №23

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО                                                         СОГЛАСОВАНО                                                      УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                                                            Зам. Директора по УР                                                   Директор  СКОШ №23                          

протокол от «___»  20___г.                                            Л.А. Клещевникова                                                       Х.И. Гладикова      

Руководитель МО                                    

________ Г.М. Газимова                                                _________________                                                          _________________                                                

                                                                   

«____»_____ 20__  г.                                                      «___»____20__ г.                                                              «____» ___ 20___г.                          

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Письмо, чтение»

(8 класс, надомное обучение ГУО)

РАКЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ РИНАТОВНЫ

учителя  

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» _____________20 ____г.

2015 – 2016 учебный год

Письмо

по программе VIII вида специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

Составитель: Ракеева Т.Р.,  учитель  ГБОУ «Нижнекамская школа№23»

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Письмо» в 8 классе создана на основе стандарта  основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на учащегося 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.

2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /  под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; С.-П.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год.

 Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и общие сведения по предмету и календарно – тематическое планирование.

Пояснительная записка

Программа по обучению грамоте  составлена для индивидуального обучения на дому с учетом особенности психо - физического, умственного и речевого развития ученика 8 «Б» класса ________________. 

Мальчик имеет сложную структуру дефекта:  атипичный аутизм, умственная отсталость тяжелой степени, дистрофия сетчатки глаз, полное отсутствие речи.  Поэтому по заключению ЦД и Ка он обучается на дому и его учебная нагрузка по предмету составляет 0,5 часа в неделю.

У ____________ наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности: примитивизм, конкретность мышления, большие пробелы в знаниях, трудности в овладении понятиями. ____________ не знает цветов, не может показать на себе и картинке с изображением человека части тела: глаза, рот, руки, ноги и т.п.  Резко отстает речевое развитие: из – за несформированности речевого дыхания произносит отдельные слабые звуки и просто вокализирует голосом. Однако за прошлый учебный год стал артикулировать за учителем отдельные звуки (А,У), повторять некоторые упражнения для языка из артикуляционной гимнастики и развития речевого дыхания. Обращенную речь понимает на бытовом уровне, из - за чего возникают трудности в коммуникации и социального взаимодействия.

У мальчика наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, что проявляется в расторможенности, нервозности, «полевом» поведении, в быстрой пресыщаемостью деятельностью, в трудности коммуникации и социального взаимодействия.  Обращенную речь понимает на  примитивном бытовом уровне, не может выполнить мелкие просьбы -  инструкции взрослого: принеси, выброси, подними, сядь рядом и т.п. на запрет часто реагируют агрессией и самоагрессией:  бросанием предметов,  криком, визгом и другими деструктивными действиями. В связи с низким уровнем мотивационно-потребностной стороны деятельности и нарушением моторных функций рук, предметные действия формируются трудно.

Из – за грубого нарушения зрения мальчик не ориентируется во времени, в пространстве, на листе бумаги, не воспринимает предметных и сюжетных картинок. Поэтому центральными задачами в реализации программы  является формирование у ученика  умения слушать и понимать значение слова, звука, соотносить его с конкретным предметом, затем действием и звуком. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения пассивный словарный запас  ребенка должен обогатиться словами разной степени общности и разных категорий.

Таким образом, __________  не в состоянии освоить программу  коррекционной школы VIII вида по письму за 8 класс, поэтому для него была адаптирована программа по предмету «Письмо» на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью   под ред. Л.Б. Баряевой 3 класса.

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.

В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся могут выполнять вместе с учителем: картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули. В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь, а образное восприятие предметов и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами.

Наряду с обучением учащихся изображению реальных образов и отвлеченных понятий (цвет — времена года, дружба — два сердца, дружба — две руки, протянутые друг другу), их учат элементам «символического письма», то есть «письму» не с помощью изображения целого рисунка, а лишь отдельной его части. Такими изображениями являются некоторые пиктограммы, например «ухо», «рука» и др.

На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Учитывая возможности каждого ребенка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами и др.

Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу «Программы» положено использование невербальных приемов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.

В процессе обучения учащихся на уроках активно применяются различные упражнения – это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. В процессе обучения письму учитель использует, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая детям выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ребенком конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения (действия и их последовательность), определяет критерии оценки результата. По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий и операций, заменяя его словесной инструкцией.

В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками (в адаптированной программе применение картинок ограничено из – за грубого нарушения зрения);
  • упражнения с пиктограммами (в адаптированной программе применение картинок ограничено из – за грубого нарушения зрения);
  • «письменные» упражнения;
  • упражнения с буквами.

Такая классификация позволяет систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью, поскольку из-за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью педагога.

 «Письменные упражнения» — это сенсомоторные упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование пространственных представлений, координацию движений «взгляд — рука». Они знакомят учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразительности. «Письменные» упражнения включают рисование вместе с учителем на песке, манке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком.

При обучении «письму» широко используются грифельные доски, расположенные на одной из стен класса, магнитные и ковролиновые доски. По мере обучения школьники начинают выполнять «письменные» упражнения в альбомах- тетрадях, где различные изображения прорисованы пунктирными линиями и точками. Такие варианты альбомов-тетрадей специально разрабатываются для учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Подобные упражнения могут выполняться и в тетрадях.

По мере развития моторных навыков учащиеся переходят к рисованию различных картинок, пиктограмм, «написанию» слов с помощью внутренних и внешних трафаретов. Они могут делать это вместе с учителем или самостоятельно. При этом обязательным условием является создание ситуаций, направленных на коммуникативное общение, на воспитание умения доводить выполнение задания до логического конца, после чего следуют обсуждение и положительная оценка • письма» учащегося. В основе «упражнений со словами» нежит метод «глобального» чтения. Поэтому упражнения со словами могут выполнять только те учащиеся, которые способны овладеть этим видом чтения.

«Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения по мере освоения учащимися материала по предмету «Графика и письмо», начиная с четвертого класса. Более раннее использование этого вида упражнений возможно индивидуально, исходя из возможностей учащихся. Для того чтобы упражнения со словами в работе с учащимися рассматриваемой категории дали положительный результат, необходим определенный пропедевтический этап, направленный на развитие представлений о предметах, действиях, качествах предметов, на их соотнесение с картинным и графическим изображением. Данный вид упражнений имеет целью сформировать целостное восприятие слов. Для этого используются карточки со словами, написанными красным цветом, который является наиболее привлекательным для детей. Постепенно, по мере того как они перестают обращать внимание на яркость изображения и переключаются на само слово, для написания букв можно использовать черный цвет. В начале работы размер букв должен быть не менее 10 см, затем — 5, 3, 1 см. Размеры букв последовательно уменьшаются по мере овладения навыком «чтения».

Таким образом, предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

  • рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
  • рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
  • рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
  • обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
  • писанию печатных букв — «печатанию» букв;
  • писанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
  • составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) — вместе с учителем;
  • рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
  • списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
  • письму букв, слогов, слов и коротких предложений.

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учетом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил. Предмет интегрируется с различными учебными предметами: развитие речи, чтение, изо, счет, ознакомление с окружающим миром.

  На предмет «Письмо»  в индивидуальном учебном плане отводится  18 часов в год - 0,5 часа в неделю.

Содержание  учебного материала

«Письменные упражнения». 

1. Повторение. «Письменные упражнения»: «письмо» линий пальцем на манке или песке, фломастерами, различными маркерами, карандашами, ручками им листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя. Практические упражнения в «письме» на бумаге, на песке (манке) на повторность и чередование точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий. Письмо различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и самостоятельно.  «Письмо» по трафарету букв А У М  О (трафарет — размер буквы 10-5 см) (задание предлагается исходя из индивидуальных возможностей учеников) – 5 часов.

2. Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»). Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя). Пальчиковая гимнастика. Обучение выполнению простых мудр. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных – 3 часа.

3. «Рисуночное письмо». Упражнения для развития графомоторных навыков: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится мяч...», «Прямая улица с домами». Рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке») – 3 часа.

4. «Письменные упражнения». «Письмо» линий (прямых и извилистых) пальцем на манке или песке, насыпанным в различные емкости. «Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, различными маркерами на листе бумаги. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на листе бумаги. «Письмо» линий на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой.  «Письмо» по трафарету букв И, Э, Ы (трафарет — размер буквы 5-10 см) — задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей ученика – 7 часов.

«Общие сведения по предмету».

Предмет: письмо

Класс: 8б, ___________________, надомное обучение

           Программа: VIII вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ГУО)

Количество часов в неделю 0,5

Сведения по часам:

Период

Кол- во часов

Из них:

Плановых уроков

Контрольных работ

Других видов проверочных работ

Практических работ

I четверть

5

-

-

-

5

II четверть

3

-

-

-

3

III четверть

5

-

-

-

5

IV четверть

5

-

-

1

4

Год

18

-

-

1

17

Используемый учебно-методический комплекс (указывается название, автор, издательство, год издания):

         - дополнительная литература А.А.Хилько «Тетрадь по обучению грамоте», «Просвещение» М. 1992;

                                                        О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Мои первые прописи» АСТ, Астрель Москва,2010.

         

Календарно – тематическое планирование по предмету «Письмо»

п/п

Раздел. Тема урока.

Кол- во

часов

Дата

Основные

 задачи

Коррекционные цели

Словарная работа

I четверть «Письменные упражнения» – 5 часов.

1.

2.

3.

4.

5.

 «Письмо» линий пальцем на манке, песке, фломастерами, различными маркерами, карандашами, ручками или листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

Практические упражнения в «письме» на бумаге, на песке (манке) на повторность и чередование точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий.

Письмо различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и самостоятельно.  

«Письмо» по трафарету букв  А У М  О.

1

1

1

2

Повторение пройденного в 7 классе. Развитие чувства ритма ученика в практических упражнениях в «письме» на бумаге, на песке (манке) на повторность и чередование точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий. Закреплять навык произнесения, узнавания  букв, «письмо»  по трафарету букв.

Обучение правильному удержанию карандаша, ручки, начертанию букв.

Развитие точных движений рук, мелкой моторики и  скоординированности движений рук и пальцев. Коррекция артикуляционного и речевого аппарата, дыхания при проговаривании и произнесении звуков. Коррекция навыков правильной посадки за партой во время письма.

палочки, точка,  карандаш,

буква

II четверть Упражнения для развития тонкой моторики рук – 3 часа.

6.

7.

 

8

Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Пальчиковая гимнастика. Самомассаж рук.

1

1

1

Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции. Развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя). Обучение выполнению простых мудр. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных.

Коррекция произвольных движений различных частей тела, общей и ручной моторики.

Рука, голова, массаж

III четверть «Рисуночное письмо»  – 5 часов.

9.

10.

11.

12.

13.

Рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий.

Рисование объектов угловатой формы «Окна в доме», «Праздничная гирлянда» «Цветные кубики в коробке».

 «Письмо» линий пальцем на манке;  прямых и извилистых линий фломастерами, маркерами на листе бумаги.  «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам. «Письмо» линий на грифельной доске мелом.

1

2

2

Переключение с одного вида деятельности на другое.  Выполнять упражнения для развития графомоторных навыков,  дополняя рисунок так, чтобы получился сюжет «По извилистой дорожке катится мяч...», «Прямая улица с домами». Учить рисовать объекты угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения. Накопление пассивного словаря, уточнение смыслового значения слов. Развитие движений кисти и пальцев рук.

Коррекция пространственного восприятия, точных движений рук, памяти, внимания.

Линия, мел

IV четверть «Письменные упражнения» – 5 часов.

14.

15.

16.

17.

18.

Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой.  «Письмо» по трафарету букв И, Э, Ы (трафарет — размер буквы 5-10 см).

Повторение, обобщение.

1

3

1

Учить узнавать изучаемые буквы. Научить писать по обводке трафарету букв. Переключение с одного вида деятельности на другую. Воспитание усидчивости.

Коррекция и развитие речи, речевого дыхания, формирование  навыка удержания карандаша, ручки. Коррекция мелкой моторики и  скоординированности движений рук, навыка правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом и ручкой.        

Буква, ручка, карандаш

Чтение

по программе VIII вида специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

Составитель: Ракеева Т.Р.,  учитель  ГБОУ «Нижнекамская школа№23»

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Чтение» в 8 классе создана на основе стандарта  основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на учащегося 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.

2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /  под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; С.-П.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год.

 Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и общие сведения по предмету и календарно – тематическое планирование.

Пояснительная записка

Программа по обучению грамоте  составлена для индивидуального обучения на дому с учетом особенности психо - физического, умственного и речевого развития ученика 8 «Б» класса ____________________. 

Мальчик имеет сложную структуру дефекта:  атипичный аутизм, умственная отсталость тяжелой степени, дистрофия сетчатки глаз, полное отсутствие речи.  Поэтому по заключению ЦД и Ка он обучается на дому и его учебная нагрузка по предмету составляет 0,5 часа в неделю.

У ____________ наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности: примитивизм, конкретность мышления, большие пробелы в знаниях, трудности в овладении понятиями. Резко отстает речевое развитие: из – за несформированности речевого дыхания произносит отдельные слабые звуки и просто вокализирует голосом. Однако за прошлый учебный год стал артикулировать за учителем отдельные звуки (А,У), повторять некоторые упражнения для языка из артикуляционной гимнастики и развития речевого дыхания. Обращенную речь понимает на бытовом уровне, из - за чего возникают трудности в коммуникации и социального взаимодействия.

У мальчика наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, что проявляется в расторможенности, нервозности, «полевом» поведении, в быстрой пресыщаемостью деятельностью, в трудности коммуникации и социального взаимодействия.  Обращенную речь понимает на  примитивном бытовом уровне, не может выполнить мелкие просьбы -  инструкции взрослого: принеси, выброси, подними, сядь рядом и т.п. на запрет часто реагируют агрессией и самоагрессией:  бросанием предметов,  криком, визгом и другими деструктивными действиями. В связи с низким уровнем мотивационно-потребностной стороны деятельности и нарушением моторных функций рук, предметные действия формируются трудно.

Из – за грубого нарушения зрения мальчик не ориентируется во времени, в пространстве, на листе бумаги, не воспринимает предметных и сюжетных картинок. Поэтому центральными задачами в реализации программы  является формирование у ученика  умения слушать и понимать значение слова, звука, соотносить его с конкретным предметом, затем действием и звуком. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения пассивный словарный запас  ребенка должен обогатиться словами разной степени общности и разных категорий.

Таким образом, __________________  не в состоянии освоить программу  коррекционной школы VIII вида по чтению за 8 класс, поэтому для него была адаптирована программа по предмету «Чтение» на основе Программы «Альтернативное чтение»  Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью   под ред. Л.Б. Баряевой  3 класса.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

— «чтение» телесных и мимических движений;

  •  «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
  • «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. п.);
  • «чтение» пиктограмм;
  • глобальное чтение;
  • чтение букв, цифр и других знаков;
  • чтение по складам и т. п.

При обучении «Альтернативному чтению» основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства  коммуникации.

В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащихся о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов печатного материала, обычно в обложке или переплете. Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством.

Поэтому важными моментами деятельности учителя являются формирование круга чтения и чтение учащимся, а также обучение их самостоятельному чтению жестово-двигательных и знаково-символических изображений.

Формируя круг чтения учащихся, учитель должен в первую очередь руководствоваться принципом соответствия произведений развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью(социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому), поскольку подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован на детей с более высоким уровнем интеллектуального развития.

В процессе обучения чтению в Программе определены следующие задачи, которые в той или иной степени должен решать педагог:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес, к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
  • знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
  • использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Однако главной задачей учителя в ходе обучения чтению является организация речевой среды, пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений). Использование пиктограмм позволяет учащимся составлять несложные рассказы «из личного опыта», давать «словесный» отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности.

Темы уроков-занятий по обучению альтернативному чтению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании других учебных предметов и в ходе реализации коррекционно-развивающей области образования.        

В процессе работы по предмету «Альтернативное чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • упражнения по прослушанному тексту;
  • упражнения со словами и т. п.

Такой порядок упражнений позволяет систематизировать работу учителя по обучению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по предмету «Альтернативное чтение».

К практическим упражнениям относят игры с образными игрушками, то есть проигрывание различных ситуаций общения с использованием образных игрушек (роль ведет учитель, роль вместе с учителем ведет ученик), упражнения с иллюстративным материалом, упражнения на подражание действиям педагога и др.

Поэтому при обучении учащихся альтернативному чтению необходимо предлагать задания, направленные на выполнение движений и соотнесение их с соответствующей картинкой. Алгоритм использования картинок в работе с литературным материалом может включать подбор картинок к каждому слову текста, к каждой строке, а также подбор сюжетных картинок к разным текстам.

На определенном этапе работы, когда учащиеся начинают осмысливать простые изображения, можно предложить им показать, назвать персонажи короткого произведения, изобразить наиболее характерные особенности поведения, используя голос, имитацию движений, составить книжки - самоделки из рисунков, аппликаций, выполненных учителем или учащимся совместно с учителем. С помощью реальных предметов, игрушек, картинок проводятся элементарные беседы по сюжетным иллюстрациям.

Художественные тексты, прежде всего стихотворные, широко применяются на уроках-занятиях по всем учебным предметам и в коррекционно-развивающей области. Одно и то же произведение может быть творчески использовано педагогами в бытовых, игровых и учебных ситуациях, то есть пройти через жизненный и игровой опыт учащегося.

В зависимости от интеллектуальных и речевых особенностей учащихся тексты литературных произведений могут быть адаптированы, но таким образом, чтобы не искажался их смысл. Учитель может прочитать (рассказать) произведение сам или предложить послушать его аудиозапись. Рекомендуется использовать оба вида подачи литературного материала. В ряде случаев, если это возможно, художественное произведение представляется наглядно: в виде режиссерской игры с объемными, плоскостными игрушками н моделями, с использованием кукол бибабо, стендового, мальчикового театров и т. п.

В ходе уроков учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации.  При этом под невербальными средствами коммуникации обычно подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:

  • естественно - экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика),  выполняющие функции передачи эмоций, комментировании, замещения отдельных слов или фраз. Характерный признак :»тих средств — их обобщенность, по- лисемантпчпог 11.. зависимость грамматического значения от контекста;
  • искусственно : депрессивные (например, язык танца), передающие информацию в самом обобщенном виде и требующие специального уточнения и разъяснения;
  • специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.

Особое значение и обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, среди которых велик процент детей, не имеющих ноаможности использовать вербальную речь, приобретают специальные средства, к которым относится система  так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов. В этом случае специальные коммуникативные коды можно рассматривать как средства первичной коммуникации, которая предшествует формированию языкового общения и является необходимой основой для его развития. При серьезном раннем органическом поражении центральной нервной системы они становятся основным инструментом коммуникации и полностью замещают звуковую (произносительную) речь. Очевидно, что невербальные средства коммуникации в качестве средства замещения звуковой речи должны использоваться только в работе с учащимися, не способными к общению посредством устной речи. Невербальные коммуникативные средства развивают у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыки символизации, вырабатывают умения воспроизводить и сопоставлять, что является незаменимым для формирования представлений и понятий.

Передача мысли с помощью символов, то есть системы знаков для воспроизведения всего того, что учащийся наблюдает, переживает и понимает, помогает взрослому человеку понять его внутреннее состояние. Это является отправной точкой для построения обучения в рамках предмета «Альтернативное чтение».

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

  • как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
  • как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнйтивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
  • как этап в освоении детьми чтения.

Эффективным средством, позволяющим удовлетворять одну из главных человеческих потребностей — потребность в общении, является метод пиктограмм.

Цель применения метода пиктограмм, прежде всего, организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы — эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Уроки-занятия с использованием пиктограмм пробуждают и развивают их когнитивные возможности, стимулируют и активизируют деятельность учащихся, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи учащихся, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

Опираясь на богатый зарубежный опыт в области специального образования, и внедряя его в практику работы российских коррекционно-образовательных учреждений, основную проблему авторы «Программы» видят в том, чтобы методически правильно ввести учащегося в мир пиктограмм и научить его пользоваться ими.

Система работы с невербальными средствами коммуникации, направленная на развитие у учащихся продуктивных механизмов обработки информации как базы для формирования навыков коммуникативного поведения на уроках альтернативного чтения, предусматривает:

  • первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы);
  • формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков;
  • закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой;
  • самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков — «чтение пиктограмм».

Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы также варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

Ребенок, владеющий кодовой системой, сможет не только самостоятельно «читать» их, но и «отвечать» на вопросы по содержанию прочитанного.

Для составления пиктографических текстов может быть использован материал детских художественных произведений или специально составленные учителем короткие рассказы.

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо» «СБО», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы.

На предмет «Чтение»  в индивидуальном учебном плане отводится  17 часов в год - 0,5 часа в неделю.

Контрольно – измерительный материал:

1 четверть: Игра – импровизация «Кто как передвигается».

2 четверть: Рассматривание иллюстраций и разыгрывание содержания картинок с помощью куклы бибабо.

3 четверть: «Чтение» движений в двигательной игре: «Веселая гимнастика».

Год: Игра «Найди предмет по картинке».

 «Общие сведения по предмету».

Предмет: чтение

Класс:  8б,  __________________ надомное обучение

Программа:  VIII вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ГУО)

Количество часов в неделю: 0,5 часа

Сведения по часам:

Период

Кол- во часов

Из них:

Плановых уроков

Контрольных работ

Других видов проверочных работ

Практических работ

I четверть

4

II четверть

4

III четверть

5

IV четверть

4

год

17

Используемый учебно- методический комплекс (указывается название, автор, издательство, год издания):

-  учебник «Букварь» В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, «Просвещение» Москва, 2002г.

- Баряева JI. Б. Азбука дорожного движения. — М.: ДРОФА, 2006.

- Баряева Л. В., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! (см. список рекомендуемой литературы).

- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Знакомимся с окружающим миром; 

- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. Ребенок и мир животных

Содержание  учебного материала

- «Чтение» телесных и мимических движений – 4 часа.

- «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах – 4 часа.

- «Чтение» телесных и мимических движений – 5 часов.

- «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах  – 4 часа.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам  учащегося

Учащийся должен / может  знать:

-упражнения артикуляционной гимнастики;

- пиктограммы, обозначающие «нюхать», «спать», «идти», «смеяться».

Учащийся должен / может  уметь: 

- выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- «читать» пиктограммы, обозначающие «нюхать», «спать», «идти», «смеяться»;

- повторять упражнения и движения по образцу учителя и куклы бибабо.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел. Тема урока.

Кол- во

часов

Дата

Основные

 задачи

Коррекционные цели

Словарная работа

I четверть «Чтение» телесных и мимических движений – 4 часа.

1.

2.

3.

4.

Упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции.

Упражнения для губ и языка перед зеркалом.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Обобщение, закрепление. Игра – импровизация «Кто как передвигается».

1

1

1

1

Закрепление умения выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, поднять и нахмурить брови). Коррекция артикуляционного аппарата посредством упражнений для губ и языка перед зеркалом (по образцу и словесной инструкции учителя).  Учить слушать учителя, подражать и изображать героев песен и стихотворений. Учить «читать» движения в подвижных и двигательных играх-импровизациях: «Кто как передвигается».

Коррекция речеслухового анализатора, мимических мышц лица.

Глаза, щеки, брови

Лопаточка, вкусное варенье, часики

Петушок, гуси

Медведь, лягушка

II четверть «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах – 4 часа.

5.

6.

7.

 8.

Аудиальные и зрительные упражнения «Послушай и покажи».

Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом «Слушай и выполняй движения».

Зрительные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками «Внимательно рассмотри... слушай и показывай...».

Обобщение, закрепление. Разыгрывание содержания картинок с помощью куклы бибабо.

1

1

1

1

12.11

26.11

10.12

24.12

Накопление пассивного словаря, уточнение смыслового значения слов. Учить слушать учителя и выполнять задания, упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку», «Слушай и выполняй движения».

Зрительные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри... слушай и показывай...»; (учитель показывает — учащийся выбирает картинку с изображением того или иного объекта). Совместное с рассматривание иллюстрации к сказкам, разыгрывание содержания картинок с помощью куклы бибабо.

Коррекция и развитие речедвигательного и речеслухового анализатора.

Звук, буква.

Начало, конец слова.

Машина, морковь, мама, малина

III четверть «Чтение» телесных и мимических движений – 5 часов.

9.

10.

11.

12.

13.

«Чтение» движений, куклы бибабо «Повторяй за куклой».

 «Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх-импровизациях «Веселая гимнастика», «Бульканье», «Солнышко и туча», «Я грущу и улыбаюсь».

Расстегивание, застегивание, «соединение с помощью липучек», крупных кнопок.

Обобщение, закрепление. «Чтение» движений в двигательной игре: «Веселая гимнастика».

1

2

1

1

Учить работать в паре с учителем, слушать объяснение учителя, работать с куклой бибабо. Формирование навыка «Чтения» движений, которые выполняет кукла бибабо с открывающимся ртом и подвижным языком: повторение движений языком и губами. Развитие координации движений, мимики, понимания обращенной речи в подвижных и двигательных играх-импровизациях: «Веселая гимнастика», «Бульканье», «Солнышко и туча», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Развивать слуховое и зрительное внимание. Коррекция органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.

Улыбка, язык, губы

Гимнастика, солнышко, водичка, туча

IV четверть «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах  – 4 часа.

14.

15

16.

17.

Аудиальные и зрительные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, природу, предметы бытовой техники: слушай и показывай на картинке.

Учимся «читать» пиктограммы.

Игровые упражнения с пиктограммами «Выбери такую же».

Обобщение. Игра «Найди предмет по картинке».

1

1

1

1

Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие при помощи аудиальных и зрительных упражнений с использованием картинок. Знакомство  с пиктограммами «нюхать», «идти», «смеяться», «спать».  Закрепление «чтения »пиктограмм при помощи игровых ситуаций, в которых требуется выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других (например, «кукла» — «мишка» — «машина» — «кукла» и др.). Продолжать учить слушать и наблюдать за учителем.        

Коррекция познавательной деятельности. Развитие звкоподражания и вокализации.

Коррекция органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...

Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...

Адаптированная рабочая прграмма по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому

Данная рабочая программа может быть использована для индивидуального обучения на дому обучающихся 6 класса по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др. 4 часа в неделю....

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если ...