Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Морское путешествие навстречу весне»
план-конспект

Каткова Марина Александровна

 Конспект занятия для старшего  дошкольного возраста  группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskoe_puteshestvie_navstrechu_vesne.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности  по речевому  развитию в старшей  группе компенсирующей   направленности для детей с ОНР

"Морское путешествие навстречу весне»

                                                          Составила: учитель – логопед Каткова М.А.

Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах, диких животных и их детенышах.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы, Дикие животные и их детеныши»; активизировать знания детей о поведении перелетных птиц и диких животных в весенний период; учить правильно, называть животных и их детенышей; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов (4-х звуковые слова), совершенствовать навыки выполнять фонематический анализ слов; закреплять умение составлять предложения по картинкам, отвечать на вопросы полным ответом;

  • Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, творческое воображение; учить ориентироваться на плоскости и в пространстве; автоматизировать правильное звукопроизношение в свободной речи, развивать координацию речи с движением.
  •  Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

  • Магнитная доска, дерево, солнце
  • Тематические картинки по теме:  весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны, гнезда.
  • Символы звуков, слоговые домики,буквы;
  • Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверт с письмом.
  • Мимио – презентация.

Ход занятия

Организационный момент: 

– Ребята, к нам в группу прилетел попугай,  пираты захватили и  заколдовали его острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар.  Вы готовы им помочь? ( Слайд 1)

Дети: – Да, готовы!

Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: – На лодке, на плоту, на корабле. Мы выбираем корабль.

Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие  предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам нужно плыть? Что нарисовано на первом острове? ( Слайд 2)

Дети: – Снежинки и цифра 1

Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?

Дети: – Далеко.

Педагог: – Чтобы наш корабль отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:

«Корабль по волнам плывёт,
В путешествие зовет – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
 

(Дети передвигаются по группе  и произносят звук Л).

На острове  они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны.

Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали - заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?

Дети: – О зиме.

Педагог: – Какое время года наступит после зимы?

Дети: – Весна.

Педагог: –  Чтобы расколдовать остров, назовите признаки весны, а в этом помогут нам картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют их и прикрепляют к солнышку)

Дети: – Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда мы с вами поплывем. (Слайд 3)

Дети: – На остров, обозначенный  разноцветной гусеницей  и  цифрой 2.

Педагог: – Произнесём волшебные слова

«Туча мимо проплыла.
Корабль  плывет – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»

Педагог: Мы приплыли на следующий остров, и я предлагаю вам сесть за столы.  

( Дети рассаживаются за столы)

Педагог: –  Пираты приготовили вам еще одно задание.

Здесь зашифровано название перелетной птицы, отгадайте ее по первым звукам названий картинок.

Слайд 4  ( улитка, труба, компас,акула)

(Дети из букв составляют слово УТКА)

Дети: - УТКА

Педагог: – Составьте звуковую схему слова УТКА и выполните слоговой анализ.

(Дети выполняют задание, на экране - образец выполненного задания)

Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.

Дети: – На остров, обозначенный птенчиками и цифрой 3.

Педагог: – Я превращаю вас в птиц, и мы летим с вами на следующий остров.

Физминутка

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут, (машут руками)

Склонились над водой,

Качают головой.

Гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся. (опускаются вниз)

Педагог: – Мы прилетели с вами на остров, и я предлагаю вам приступить к выполнению следующего задания.

(Дети переходят к дереву. На нём расположены картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц).

Педагог: – Ребята, мы с вами попали в весенний лес. Это  большой дом для зверей и птиц. А кто же это поёт в лесу?

Дети: - Это птицы!

Педагог: –Раньше на одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали и посадили всех на одно дерево. Посмотрите  и выберите каждый по одной перелетной птичке.

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Педагог: – А теперь разделите на слоги название перелетных птиц и расселите их в гнезда в соответствии с количеством слогов. (Дети выполняют задание и распределяют в гнезда птиц)

Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда мы поплывем дальше.

Дети: – На острове нарисован  медведь, ищем цифру 4.

(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).

«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».

Педагог: – Давайте немного отдохнем (Дети садятся на стульчики)

 Мы попали на остров животных, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим.

(Слайд  5)

Педагог: – Посмотрите, кто же спрятался в лесу?

Дети: - Дикие животные.

Педагог: – Назовите, каких животных вы видите.

( Дети  отвечают на вопрос)

Педагог: – А как изменилась  жизнь зверей в лесу с приходом весны?

 Дети: - Медведь, еж и барсук спали зимой , а весной ...  проснулись.

- заяц был зимой белый, а весной стал ... (серым), шубка у белки была серая, а стала рыжая.

Педагог: Весной  у  обитателей леса  появляются детёныши. Давайте поиграем и узнаем, как зовут детёнышей и их мам: 

Дети:

- У лисы - лисенок, у зайчихи - зайчонок, у волчицы - волчонок, у барсучихи- барсучонок, у ежихи - ежонок, у белки – бельчонок (Слайд 6)

Детей встречает Попугай  (Слайд 7)  

– Ребята, вы расколдовали все острова и  в благодарность жители островов оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.

(Дети читают записку из картинок-символов )

В первой записке надо «Заглянуть под шляпу». Под шляпой  находят следующую записку «Смотреть  в бутылке». В бутылке находят ещё одну записку «Смотрите в  сундуке пирата». В нем   дети обнаруживают  «золотые монеты» (конфеты). 

Педагог: А теперь, я предлагаю вам вернуться обратно в  детский сад.  Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: « Крабле,скрибли, бумс».

Открывайте глаза. Вот мы с вами  и вернулись в наш любимый детский сад. Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось  наше морское путешествие?

(Ответы детей). А что вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной группы (2-ой год обучения) "Безопасное колесо".

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Технологическая карта построения интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности на тему "На весенней полянке"

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «Звуки, слоги и слова»

Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово»Задачи:Развивающие:Создание проблемной ситуации,Развивать фонематическое восприятие,Развивать память, внимание,Развивать словесно-логическое...