Конспект непосредственно образовательной деятельности по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной группы (2-ой год обучения) "Безопасное колесо".
план-конспект занятия на тему
Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения»Развитие навыков связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pl_pdd_2.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с № 17
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского района
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по коррекции общего недоразвития речи
у детей подготовительной группы
(2-ой год обучения)
Тема: «Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения»Развитие навыков связной речи ».
«Безопасное колесо»
Учитель-логопед ВКК Алексеева С.В.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:
- «Транспорт. Правила дорожного движения».
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕМА:
Развитие навыков связной речи
КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Развитие творческих способностей на основе предметной и речевой деятельности;
- Учить устанавливать и закреплять причинно – временные отношения между событиями;
- Совершенствовать навыки речедвижения, отрабатывать интонационные и выразительные средства;
- Совершенствовать навыки понимания обращенной речи;
- Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
- Актуализация имеющихся знаний детей о транспорте и правилах дорожного движения».
- Развивать навыки языкового чутья и словотворчества;
- Совершенствовать навыки словообразования с использованием знакомых и малознакомых словоформ, тем самым формируя морфологические обобщения;
- Развитие навыка слогового анализа, синтеза, представлений;
- Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, синтеза, представлений;
- Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий, опираясь на зону ближайшего развития и имеющиеся конкретные интересы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
- Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.
- Учить навыкам самоконтроля.
- Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
- Воспитание личных качеств ребенка, активности, самостоятельности, творчества.
Задачи:
- систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, соблюдать и выполнять правила дорожного движения
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города.
2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения.
Коррекционно – развивающие:
- Коррециязвукоопроизношения (автоматизация в речи).
- Развитие общих речевых навыков.
- Развитие просодических компонентов речи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Активизация словаря по лексическим темам «Транспорт. Правила дорожного движения».
- Закрепление навыка использования относительных прилагательных, причастий, деепричастий.
- Развитие языкового анализа, синтеза и представлений.
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках.
- Закрепить навык выделения звука в слове.
- Совершенствование умения выполнять звуко- слоговой анализ слов.
- Развитие связной речи..
- Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
- Развитие зрительно- пространственных представлений:
- Воспитывать зрительное внимание и быстроту реакции.
- Развивать мелкую и общую моторику.
Психоло – педагогические:
- Развитие памяти, зрительного и слухового внимания.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
- Воспитание активного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращ1нную речь.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Материалы и оборудование:
- Комплект напольный «Азбука дорожного движения» Альма.
- Модели автомобилей с магнитным элементом (для магнитной доски).
- Дорожные знаки (для магнитной доски).
- Светофоры, пешеходы, велосипедисты, регулировщики, объекты социально-культурного быта, пешеходная разметка, лежачий полицейский.
- Светофор транспортный с пешеходным переходом электрифицированный.
- Компьютер, проектор, экран.
- Игрушка «Колесо», «Регулировщик».
- Запись «Шум города».
- Презентация (Приложение 1).
- Картинки для звукового анализа
- Звуковые пеналы.
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Регулируемый пешеходный переход.
- Наградные знаки для детей.
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Дорожные знаки.
« Безопасное колесо»
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Приветствие.
- Введение в тему.
«Колесо»: «Я качу, качу, качу.
Домик свой найти хочу».
Л: Что случилось?
«Колесо»: «Я попал впросак, друзья,
Где-то на дороге,
Случилась там со мной беда.
И я здесь в итоге!
От чего же я, друзья,
Отлетел в пути?
Помогите мне скорей «домик» мой найти»!
Л: От чего же может быть это колесо?
Д: Колесо может быть от автобуса (троллейбуса, легкового автомобиля, грузового
автомобиля, мотоцикла, велосипеда, …. (перечисление транспорта, уточнения его вида.
Л: Какое оно?
Д. в диалоге с логопедом: Колесо из резины (резиновое), пластмассы (пластмассовое).
Бывают широкие и наоборот (узкие), большие и ( маленькие), грязные и (чистые), старые (новые).
Л: Но все колёса обязательно какие (по форме)?
Д: Все колёса круглые.
Л: «Да. Только круглые друзья из беды спасут меня!».
(Картинки с круглыми предметами).
О чём можно сказать «круглый», « круглая», «круглое»?
Д: Круглый руль, круглый диск, круглый дорожный знак, …
Л: И первым поможет нам предмет, чьё название начинается со звука [Д’].
Д: Первым поможет нам «электронный (компьютерный ) диск.
- Включаются «шумы улицы».
Л: Дети что вы слышите?
Д: Я слышу шум моторов, (сигналы машин, разговор людей, сирену…).
Л: Значит мы оказались где?
Д: Мы оказались на улице.
Л: Улица какая?
Д:Городская, шумная, оживлённая.
Л: Зачем людям нужен транспорт?
Д: Транспорт нужен для того, чтобы…..
Л: На каком виде пассажирского транспорта могут передвигаться люди?
Д: Люди могут передвигаться на троллейбусах, автобусах, …и т.д.
Колесо:«Да-это все мои друзья. Но своих не слышу я».
Л: Может быть тебе помогут речевые звуки?
Слушай внимательно и собирай звуки в слово:
1.[Г], [Р], [У], [З], [О], [В’], [И], [К] (ГРУЗОВИК)
Слово ТАКСИ по звукам произнеси ты:
Д:[Т], [А], [К], [С’], [И] .
2. Собери слово из слогов:БУС, ТРО, ЛЛЕЙ (ТРОЛЛЕЙБУС).
А слово ТРАМВАЙ раздели на слоги самостоятельно.
- В названиикакого слова мы слышим гласные звуки [А], [О], [У]. (АВТОБУС).
- Подберите звуковую схему к слову, которому она соответствует: (ТАКСИ)
- Назовите звуки самостоятельно. Дайте им характеристику.
Л: Попробуем приладить к нему и вместе с колесом прокатиться на такси. Если такси приближается , то свои слова оно будет произносить громче, а если удаляется , то тише.Возьмите мячики, и, катая их между ладонями, произносите вместе с нами.
«Колесо и дети»: «Я качу, качу, качу.
Домик свой найти хочу». (Изменение силы голоса)
«Колесо» Нет, не подхожу я к этому автомобилю. Нужно искать дальше».
Л: Пора собираться в дорогу.
Как называется часть дороги, по которой движется транспорт?
Д: Транспорт движется по проезжей части.
Л: По какой части дороги движутся пешеходы?
Д: Пешеходы передвигаются по тротуару.
Значит, мы пойдём по тротуару.
Л: Значит, мы пойдём по тротуару.
Можно ли мячи брать с собой в дорогу?
Д: Нельзя, т.к. мяч может выкатиться на проезжую часть.
Л: Оставим мячи и отправимся в путь по одному друг за другом,
проговаривая слова «колеса» в разном темпе, то ускоряясь, то замедляясь. «Слово – шаг» (Речь с движением):
«Я качу, качу, качу!
Найти домик свой хочу!»
Подошли к Магнитной доске.
Л.: Остановилось наше колесо. Давайте разбираться , что произошло:
(На магнитной доске смоделированы различные ситуации).
Л: Дети, помогите разобраться и исправить ошибки.
Появляется инспектор дорожного движения с картинками и просит разобраться.
Дети разбирают (восстанавливают) последовательность событий по серии сюжетных картинок.
«Колесо» «Ребята, да это же мой грузовой автомобиль! Как хорошо, что вы помогли мне его найти.
В память о нашей встрече, я дарю вам картинки. Надеюсь вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не попадёте в беду.
«Регулировщик»
А я помогу вам перейти дорогу, чтобы оказались опять в детском саду.
Л: А наши ребята знают как это правильно делать.
Расскажите:
«Раз налево, два направо на дорогу посмотри
И с мигалкой и сигналом все машины пропусти!
Красный свет зажегся – СТОЙ,
Жёлтый – СТОЙ и ЖДИ!
А зелёный свет иди!
Л: Какой стороны зебры должны придерживаться пешеходы правой или левой?
(регулируемый пешеходный переход).
Итог."Чтобы жить, не зная огорченья,
Чтобы бегать, прыгать и играть.
Все должны мы правила движенья
всегда и всюду соблюдать".
Колесо: Ребята, я хочу поблагодарить вас за оказанную помощь, и в благодарность подарить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»
Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Олимпийские игры»Звуки [Л], [Ль]...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информац...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...
Титульный лист программы " Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста"
«Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» Программа носит коррекционно-развивающий характер. В основе создания этой программы лежат современные коррекционно-развивающи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет. Тема "Зимнее путешествие"
Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов....