Нескучная автоматизация и дифференциация звуков
методическая разработка

Хохлова Елена Владимировна

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx446.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

E:\2022-2023 уч.год\89fe06cf-f6d6-4082-9c0c-d98800b64cb2.jpg

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя различный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ, ОТРАБОТКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙE:\2022-2023 уч.год\39605f27-dc3f-4429-ac13-291ec3accdca.jpgE:\2022-2023 уч.год\a1d7c87a-9dfd-49ae-8914-d3ae826c63e9.jpgE:\2022-2023 уч.год\167b1c41-a76d-439e-989b-2e9d0a3907bc.jpg

Варианты игр:

1. Работа над фразой: достаю из сумки…, достаю из-под сумки…; кладу под шарф…, кладу на шарф…

2. Определи твёрдый или мягкий звук в названии предмета и положи в соответствующую сумку, корзинку (слова с твёрдым звуком – в синюю сумку (корзинку), с мягким – в зелёную сумку (корзинку)).

3. Развитие слухоречевой памяти: положи стакан на синюю сумку, а кокос под зелёную сумку.

4. «Определи место звука в слове». В зависимости от этого прячем фигурку:

- начало слова – на сумку (на шарф, на корзинку)

- середина слова – в сумку (между шарфами, в корзинку)

- конец слова – под сумку (под шарф, под корзинку)

5. Образование имён существительных в уменьшительно-ласкательной форме: в большую корзину кладём и называем большие предметы (в корзине – ракета, а в корзиночку - рыбка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Автоматизация и дифференциация звуков С-З, Ш-Ж в словах и словосочетаниях

Конспект разработан для учащихся 2-х классов, имеющих нарушения устной и письменной речи....

Коррекционная педагогика.Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.

Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.                «Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен»....

Методическая разработка «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках».

Поговорки и пословицы  - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражает мысль образно, эмоционально. Большой фразеологический словарь поможет детям постепенно ...

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...

Звуки "Г-Гь". Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.

Существует множество пособий по постановке и автоматизации звуков [к, к', г, г', х, х']. Но, когда начинала работать с четырехлетними детьми, у которых страдают не только заднеязычные, но ...