Коррекционная педагогика.Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.
учебно-методический материал по теме
Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.
«Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен».
Н.В. Гоголь.
Былины – это эпические песни о древнерусских богатырях.
Они сказываются своеобразным языком, который, конечно, частично изменен при адаптации былинного текста для детей шестилетнего возраста, но сделана попытка сохранить образность повествования: определения, эпитеты, преувеличения – и таким образом донести до детей эпическое повествование о могучих русских богатырях, всегда готовых встать на защиту родной земли.
Данная методическая разработка предлагается для занятий с детьми, имеющими диагноз НПОЗ.
На первом этапе можно применять спонтанное произношение фраз и предложений, следя за четким произношением звуков. Далее можно предложить детям пересказ близко к тексту.
Во время работы по автоматизации и дифференциации звуков также ставится задача обогащения образного словаря, раскрытия стилистических особенностей русской речи. Практический опыт показал, что лучше всего это делать на примере русский былин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_metodicheskaya_razrabotka.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.
«Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен».
Н.В. Гоголь.
Былины – это эпические песни о древнерусских богатырях.
Они сказываются своеобразным языком, который, конечно, частично изменен при адаптации былинного текста для детей шестилетнего возраста, но сделана попытка сохранить образность повествования: определения, эпитеты, преувеличения – и таким образом донести до детей эпическое повествование о могучих русских богатырях, всегда готовых встать на защиту родной земли.
Данная методическая разработка предлагается для занятий с детьми, имеющими диагноз НПОЗ.
На первом этапе можно применять спонтанное произношение фраз и предложений, следя за четким произношением звуков. Далее можно предложить детям пересказ близко к тексту.
Во время работы по автоматизации и дифференциации звуков также ставится задача обогащения образного словаря, раскрытия стилистических особенностей русской речи. Практический опыт показал, что лучше всего это делать на примере русский былин.
Р-Рь; Л-Ль
Святогор -богатырь
Высоки на Руси Святые горы.
Не растут там ни деревья, ни травы.
И орел не пролетит, и волк не пробежит.
Только богатырь Святогор разъезжает на могучем коне.
Дрожит под ним сыра земля. Осыпаются камни в пропасти.
Тоскливо Святогору – богатырю одному.
Не с кем словом перемолвиться, силой помериться.
А силушки у Святогора немерено.
За что ни возьмется, все ломается в руках богатырских.
- Эх, найти бы мне тягу земную!
- Повытянула бы немного силушки моей!
Вопросы к тексту:
- Как называется былина?
- Где жил Святогор – богатырь?
- Какие были Святые горы?
- Как разъезжал Святогор – богатырь на могучем коне?
- Почему Святогору было тоскливо на Святых горах?
- Почему Святогор – богатырь хотел, чтобы силы у него поубавились?
- Что решил найти Святогор?
- Почему ему нужна была тяга земная?
Святогор – богатырь и Микула – пахарь
Раз едет Святогор – богатырь по долине, вдруг видит: человек идет да сумку через плечо перекидывает.
Обкрадывался Святогор:
-Эй, прохожий молодец, что в сумке несешь?
- А ты попробуй поднять мою сумку и узнаешь?
Рассмеялся Святогор, слез с коня, взялся за сумку правой рукой – с места не сдвинуть. Ухватил двумя руками – только до колен поднял, а сам в землю в рос.
- Скажи мне, что в сумке положено?
- Да тяга к родной земле. Пахарь я, Микула, хлеб выращиваю.
- Да, добрый человек, любит тебя сыра – земля.
-Тебя тоже, богатырь, полюбит. Но нельзя одному на белом свете жить. Жену, детушек кормить будешь, через них и тягу к родной земле найдешь.
Вопросы к тексту:
- Как называется былина?
- Кого увидел Святогор, когда ехал по долине?
- Что нес прохожий?
- Сумел ли Святогор поднять сумку правой рукой?
- Что случилось со Святогором, когда он поднял сумку двумя руками?
- Почему Святогор позавидовал Микуле – пахарю?
- Что ответил Микула пахарь Святогору?
- Кто поможет Святогору найти тягу земную?
- Выясните, понял ли ребенок идею былины. Спросите, что означает выражение « тяга земная» (любовь к родной земле).
Как Святогор – богатырь судьбу свою узнал
Решил Святогор – богатырь свою судьбу узнать. Поехал он по миру странствовать. Ехал Святогор три дня и три ночи, доехал до кузнецы: ярко огонь горит. Кузнец старый работает.
- Что делаешь, кузнец? – спрашивает Святогор.
- Кольца на счастье. Два человека женятся.
- А на ком мне судьба велит жениться?
- Твоя невеста на краю гор живет. Поезжай к ней, найдешь и ты своё счастье.
Вопросы к тексту.
- О чем решил узнать Святогор?
- Сколько он ехал?
- Куда Святогор приехал?
- Кого он встретил а кузнеце?
- Что делал кузнец?
- Что спросил Святогор?
- Что ответил кузнец Святогору?
- Чтобы ребенок запомнил текст былины, попросите его повторить словосочетания: « ехал три дня и три ночи», « судьба велит жениться».
Святогор – богатырь и девица в коре.
Поехал Святогор – богатырь на край гор, увидел пещеру, вошел в неё, положил на стол подарок – сумку с золотом. Смотрит: лежит девица, ни жива, ни мертва, корой покрыта. Выхватил Святогор меч, хотел ударить по коре. Упал меч на пол. А Святогор выскочил из пещеры, сел на коня и поскакал в Святые горы.
Вопросы к тексту былины:
- Куда поехал Святогор – богатырь?
- Кого он увидел, когда вошел в пещеру?
- Чем была покрыта девица?
- Что сделал Святогор – богатырь?
- Пусть ребенок повторит словосочетания: «ни жива, ни мертва».
Как Святогор – богатырь нашел свое счастье
Слышала девица, как упал меч Святогора. Открыла глаза и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе – мешок золота. Кора вся и свалилась, силы у неё прибавились. Вышла из пещеры, нагнулась над озером, ахнула: девица – краса, русая коса, бела да румяна.
Взяла девица золото, построила корабли, погрузила товар разный, пустилась своё счастье искать.
Куда бы ни приехала, бежит народ товары покупать, на девицу любоваться. Слава о ней пошла по всей Руси, дошла до Святых гор. Приехал Святогор на красавицу взглянуть: вот моя невеста!
Полюбился и Святогор красавице. Поженились они и стали жить на Святых горах.
Вопросы к тексту.
- Что увидела девица, когда открыла глаза?
- Какой стала девица, когда с неё упала кора?
- Что делал народ, когда приезжала девица – кросса?
- Что сказал Святогор, когда увидел девицу – красу?
Пусть ребенок повторит словосочетание « девица кросса русая коса».
Богатырь Добрыня Никитич
и Змей Горыныч
Жил был богатырь Добрыня Никитич. Слава о нем по всей Руси шла: смел в бою и весел на пиру, песню сложит и умное слово скажет. Нрав у богатыря добрый, ласковый.
Раз приехал Добрыня на пир к князю Владимиру и увидел: князь и княгиня
горько плачут, гости сидят пригорюнившись.
Говорит князь Добрыне:
« Унес проклятый Змей Горыныч молодую княжну Забаву. Поезжай, Добрыня, на змеиную гору, освободи княжну любимую».
Воротился Добрыня к родной матушке.
«Ложись, Добрынюшка, спать поскорее, силушки набирайся. Утро вечера мудренее», - сказала матушка, а сама села плести плеточку – семихвосточку.
Утром разбудила мать Добрыню, вывела коня Бурушку и отдала плеточку – семихвосточку: « Выручит она тебя, Добрынюшка, в тяжелом бою».
Отправился Добрыня воевать со Змеем Горынычем.
Вопросы и задания к тексту.
- Как звали богатыря?
- Какой был у Добрыни нрав?
- Какая слава шла о Добрыне Никитиче по Руси?
- Почему плакали князь и княгиня на пиру?
- Как сидели гости на пиру?
- Что сказал князь Владимир богатырю?
- Что сказала матушка Добрыне?
- Что она сплела ночью и зачем?
- Пусть ребенок повторит словосочетания: « смел в бою и весел на пиру», «песню сложит и умное слово скажет», «нрав добрый и ласковый», « гости сидят пригорюнившись», «змей проклятый», «утро вечера мудренее», «плеточка - семихвосточка».
Бой Добрыни Никитича и змея Горыныча
Ехал Добрыня Никитич три дня и три ночи, доехал до змеиной горы. Вдруг небо потемнело, гром загремел. Летит Змей Горыныч и рычит лютым голосом: «Ты засеем, Добрыня, на мою гору пожаловал? Не отдам тебе княжну – красавицу!»
И начался у них кровавый бой не на жизнь, а на смерть.
Бились они три дня и три ночи. Стал Змей Горыныч одолевать Добрыню. Вспомнил Добрыня о плеточке – семихвосточки и давай ею Змея стегать. Упал Змей Горыныч, тут Добрыня и отрубил ему все три головы. Вся черная кровь Змея ушла в землю.
Вопросы и задания к тексту:
- Как долго ехал Добрыня Никитич?
- Как налетел Змей Горыныч?
- Что он прорычал лютым голосом?
- Что помогло Добрыне Никитиче отрубить три головы Змею?
- Пусть ребенок повторит словосочетания: « лютый голос», « на гору пожаловал», « кровавый бой не на жизнь, а на смерть», « черная кровь».
Как Добрыня Никитич освободил княжну Забаву
Пошел Добрыня Никитич к пещерам Змеиновым, разбил двери железные.
В первой увидел людей из сорока стран.
«Выходите, люди добрые, идите в свои страны и расскажите всем о богатствах русский, - сказал им Добрыня Никитич.
Из второй пещеры освободил богатырь стариков и детей, людей русских. Только в третьей пещере увидел Добрыня молодую красавицу княжну Забаву. Сел Добрынюшка с княжной на кон6я и отвез её к князю Владимиру.
Вопросы и задания к тексту:
- Как попал Добрыня в пещеру?
- Кого он освободил из первой пещеры?
- Что Добрыня сказал людям из сорока стран?
- Кого Добрыня освободил из второй пещеры?
- В которой пещере Добрыня нашел княжну Забаву?
О князе Романе и двух королевичах
На чужой стороне жили-были два брата королевича. Захотелось им по Руси погулять. Города-села русские пожечь. Пошли они к королю:
- Дай нам, король, воинов и золота, пойдем мы на русскую землю.
- Нет, королевичи, не советую вам идти войной на Русь, к князю Роману. Много раз шли люди на русскую землю, да никто ни разу не видели, как они возвращались.
Не послушали королевичи, поехали к псам- рыцарям, за золото собрали огромное войско, пошли на Русь. Села, города сожгли, русских людей погубили, в плен взяли.
Обрадовались королевичи легкой победе, развернули шатры, стали пировать с рыцарями, русских людей поругивать.
Вопросы и задания к тексту:
- Зачем королевичи хотели пойти на русскую землю?
- Что советовал им король?
- Что они сделали с русскими селами и городами?
- Как он праздновали свою победу?
- Пусть ребенок проговорит слова и словосочетания: « погулять по Руси, пожечь русские села и города», «псы – рыцари», «развернули шатры», « поругивали русских людей».
Р-Рь; Л-Ль
Князь Роман против двух королевичей
Князь Роман в эту пору был далеко на охоте. Вдруг села пташка на его плечо и проговорила:
- Князь Роман, два королевича с псами – рыцарями разорили русские города и села, народ порубили, сестру твою в плен взяли.
Собрал князь Роман дружину свою и приказал:
- Как услышите крик ворона, скачите к шатрам злых рыцарей, рубите лютых врагов земли русской.
Сам оборотился серым волком и побежал к шатрам рыцарским. Разогнал коней, разбросал стрелы, поломал сабли. Обернулся вороном, сел на дерево, громко каркнул.
Вышли королевичи и рыцари из шатром:
- Что ты кричишь? Беду на голову нам накаркаешь.
Да поздно, глянули: коней нет, стрелы разбросаны, сабли переломаны.
Вихрем несутся русские дружины. Рубят злых рыцарей.
Разбили русские дружинники злых врагов. Узнал о том король говорит:
- И детям, и внукам наказываю: не ходите на Русь войной. Век она стоит и века простоит, не дрогнет.
Вопросы и задания по тексту:
- Как князь Роман узнал о рыцарях?
- Что он сказал своим дружинникам?
- Что сделал князь Роман, когда обернулся волком?
- Что наказал король детям и внука?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....