Методическая разработка «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках».
методическая разработка по теме
Поговорки и пословицы - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражает мысль образно, эмоционально. Большой фразеологический словарь поможет детям постепенно овладеть навыками использования пословиц в устной и письменной речи, излагать свои мысли по русской пословице: «Меткое слово – не в бровь, а в глаз». «Копилочку» поговорок и пословиц мы можем создать в процессе работы по автоматизации и дифференциации звуков в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_zvukovposlovitsakh.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Автоматизация и дифференциация звуков
в пословицах и поговорках».
Поговорки и пословицы - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражает мысль образно, эмоционально. Большой фразеологический словарь поможет детям постепенно овладеть навыками использования пословиц в устной и письменной речи, излагать свои мысли по русской пословице: «Меткое слово – не в бровь, а в глаз». «Копилочку» поговорок и пословиц мы можем создать в процессе работы по автоматизации и дифференциации звуков в речи.
«Пословицы» кратки, а ума и чувства выложено в них на целые книги», - писал М.Горький.
Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Пословица ввек не сломится.
Красна речь пословицами.
Дидактическая игра «Объяснялки».
Предложите детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысла некоторых из них, объясните их сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.
С-З –Ц
Утереть нос (сделать что – то лучше всех)
Сидеть, сложа руки. (Лениться)
Откуда ни возьмись. (Неожиданно.)
Зарубить на носу. (Запомнить)
Держать язык за зубами. (Хранить тайну.)
Воспарять духом. (Ободриться, поднять настроение.)
Как снег на голову. (Неожиданно)
Ни к селу, ни к городу. (Некстати, не к месту)
Носом к носу. (Неожиданно встретиться.)
Дать знать. (Сообщить.)
Подать весть. (Сообщить о себе)
Завязать разговор. (Разговориться)
Перемалывать косточки. (Сплетничать, говорить плохо о ком – либо)
Поднять на смех. (Посмеяться.)
Вставлять палки в колёса. (Мешать)
Не сносить головы. (Не избежать опасности.)
Пуститься в пляс. (Затанцевал.)
Не ударить лицом в грязь. ( Не осрамиться.)
Во весь дух. Со всех ног. (Быстро.)
Клевать носом. (Дремать.)
На всех парусах. (Быстро.)
От всего сердца. (Искренне.)
Попал пальцем в небо. ( Ответил не верно.)
Как сквозь землю провалился. ( Исчез без следа.)
Не сводить глаз. ( Любоваться.)
Сбить с толку. ( Запутаться в разговоре.)
Чуть свет. (Рано.)
Ни свет, ни заря. (Рано.)
Как свои пять пальцев. (Хорошо знает.)
Гнаться за двумя зайцами. (Делать два дела одновременно.)
Пускать пыль в глаза. (Хвастаться.) (Преувеличивать.)
Смотреть сквозь пальцы. (Не обращать внимания.)
Скрепя сердце. (Неохотно.)
Собираться с мыслями. (Хорошо подумать.)
Не за страх, а за совесть. (Очень хорошо сто то сделать)
Как с гуся вода. (Все нипочем.)
Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)
Ш-С. Ж-З
Нашла коса на камень. (Ссориться)
Сколько душе угодно. (Вдоволь.)
Не на шутку рассердился. (Очень)
Не вешать нос. (Не грустить.)
Окружить заботой. (Позаботиться.)
Не на шутку. (Серьезно.)
На живую нитку. ( Непрочно.)
Жить своим умом. (Самостоятельно.)
Как ужаленный. (Быстро)
Жить душа в душу. (Дружно.)
Каши не сваришь. (Не договоришься.)
Уши вянут. (Слышать не хочется.)
Несолоно нахлебавшись. (Уйти ни с чем.)
На чужой шее сидеть. (Жить за чужой счет.)
Шаг за шагом. (Постепенно.)
Не разольёшь водой. (Очень дружно.)
Заварить кашу. (Сделать что – то неправильно.)
Р-Рь.
Держать ухо востро. (Быть осторожным.)
Держать себя в руках. (Хорошо себя вести.)
Носить на руках. (Любить, ласкать, баловать.)
Золотые руки. (Умелый человек.)
Прийти на выручку. ( Выручить из беды.)
Стоить догадки. (Догадаться.)
Пустить корни. (Зажить на новом месте.)
Не за горами. (Близко.)
На всех парах. (Быстро.)
Пальцем не тронуть. ( Не обидеть ничем.)
Родиться в рубашке. (Быть счастливым.)
Брать быка за рога. (Браться за дело.)
Протянуть руку помощи. (Позаботиться.
Держать в ежовых рукавицах. (Воспитывать строго.)
Речь, что мед. (Льстивый человек.)
Напоролся на рожон. (Попал в беду.)
Рот до ушей, хоть завязочки пришей. (Глупая улыбка.)
Руки не доходят. (Некогда.)
Ударить по рукам. (Договориться.)
Из первых рук. (Узнать о чем-то.)
Руки чешутся. (Хочется что сделать.)
Как рыба в воде. (Уверенно.)
Держать нос по ветру. (Подстраиваться под обстоятельства.)
Р_Л
Бросать слова на ветер. (Не выполнить обещанного.)
Положа руку на сердце. (Сказать честно.)
Биться как рыба об лед. (Не получается дела.)
Свалить с больной головы на здоровую. (Объявить невинного человека.)
Во всё горло. (Громко.)
Хранить молчание. ( Не говорить о чем – важном.)
Бросать взгляд. ( Взглянуть.)
В рот воды набрал. (Молчит. )
Будто язык проговорил. ( Не отвечает.)
Не лезет за словом в карман. (Отвечает быстро и правильно.)
Слов на ветер не бросает. (Выполняет обещание.)
Не покладая рук. (Усердно.)
По доброй воле. ( Добровольно.)
Ему все разжуй, да в рот положи. (Всё объясни.)
Сошло с рук. (Простили.)
Л-Ль
Ломать голову. (Напряженно думать.)
Куда глаза глядят. (Пойти, куда хочется.0
Волчий аппетит. (Очень проголодался.)
Идет на лад. (Улучшается.)
Пускать пыль в глаза. (Обманывать.)
В час по чайной ложке. (Медленно.)
От мала до велика. (И взрослые, и дети.)
Кот наплакал. (Мало.)
Во все лопатки. (Быстро бежать.)
Яблоку негде упасть. (Тесно.)
Голова на плечах. (Умный.)
Легок на подъём. (Быстро собираться.)
Мелко плавает. (Не способен на большое дело.)
Молоко на губах не обсохло. ( Мал еще.)
Доводит до белого каленья. ( Сильно расстроиться.)
Лясы точит. (Болтать.)
Вылетело из головы. (Забыл.)
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Задание состоит в том, чтобы ребенок, прослушав поговорку из левого столбца, подобрал к ней поговорку с противоположным значением из предложенных правом столбце.
Выходить из себя. Легок на подъём.
В двух шагах. Сложа руки.
Спустя рукава. Держать в ежовых рукавицах.
Тяжел на подъём. Воды в рот набрать.
Не покладая рук. Ворон считать.
С открытой душой. Засучив рукава.
Носить на руках. Держать камень за пазухой.
Лясы точить. За тридевять земель.
Держать ухо востро. Брать себя в руки.
Загадки – шутки.
Ребенок должен отгадать, о чем идет речь, прослушав следующие предложения:
Его вешают, когда очень грустно; задирают, когда зазнаются, всюду суют, когда вмешиваются в чужие дела.
(Нос.)
Не цветы, а вянут, не ладошки, а хлопают, не бельё, а развешивают. (Уши)
Он в голове у глупого человек, на него бросают слова. (Ветер)
Ему некуда упасть, когда тесно. (Яблоко)
Её заваривают, когда сделают что-то неправильно, а потом расхлебывают. Её не сваришь с тем, с кем не договоришься, её просят рваные башмаки.
(Каша)
Вокруг него обводят, когда обманывают, им тычут в небо, когда неправильно отвечают. (Палец.)
Её набирают в рот, чтобы молчать; ею не разлить неразлучных друзей. (Вода)
Его проглатывают, когда не знают, что ответить; его держат за зубами, чтобы не проговориться. (Язык.)
Пословицы
С-Сь З-Зь, Ц
Пословицы предлагаются для автоматизации и дифференциации звуков.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Не все то золото, что блестит.
Всему свое время.
По секрету всему свету.
На вкус и цвет товарищей нет.
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.
Слово серебро, а молчание золото.
Молодец среди овец, а среди молодца – сама овца.
Не в свои сани не садись.
Соловья баснями не кормят.
Лег – свернулся, встал – встряхнулся.
Свой хлеб сытнее.
Пусть говорят, ты своё знай.
За семь верст киселя хлебать.
Чем семерых посылать, лучше самому побывать.
Семейное согласие всего дороже стоит.
Синица в руках – лучше соловья в небе.
От слова до дело близко.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
Что мне золото – светило бы солнышко.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Сон сбывается, да от сна не сбудется.
Ш-Ж
Ум хорошо, два лучше.
Шила в мешке не утаишь.
Тише едешь, дальше будешь.
Не доглядишь оком, заплатишь боком.
Одной шапкой двух накрыл.
Живи не шатко, ни валко.
В чужую шубу не влезешь.
Ум к шкуре не пришьёшь.
Что за шум, а драки нет.
Думают думу без шуму.
Шутка шуткой, а дело делом.
С-Ш З-Ж
Делаешь наспех, сделаешь на смех.
Поспешишь – людей насмешишь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Любишь кататься – люби саночки возить.
Маслом кашу не испортишь.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Что посеешь, то пожнешь.
Лучше поздно, чем никогда.
Лучше ногою запутаться, чем языком.
Не спеши языком – торопись делом.
У сердца уши есть.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Своих друзей наживай, а отцовских не теряй.
Кому службу служить, тому нечего тужить.
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
И сокол выше солнышка не летает.
За хлебом и солью всякая шутка хороша.
Без шапки стоя, много не наговоришь.
Спохватился шапки, когда головы не стало.
Медведь от шума бежит, а человек на шум спешит.
Хорош на девицах шелк, да есть ли в девицах толк.
Чем шуметь и браниться, лучше подраться и помириться.
Р-Рь
Кто чужой радости не рад, тот сам себе враг.
Чем богат, тем и рад.
У нашего брата везде есть ребята.
Медведь ревет, корова ревет, а кто кого дерет – никто не разберет.
Ретивому коню тот же корм, а работы вдвое.
Азбука – к мудрости ступенька.
Книги читаю и мир открываю.
Дурня учить, что решетом воду носить.
Тот хорош, у кого родилась рожь.
Без росы трава не растет.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Три вещи проверяются в трех случаях: храбрость в опасности, мудрость – в споре, дружба – в нужде.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Конь узнается в горе, а друг в беде.
Порядок время бережет.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Какова пряха, такова рубаха.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Не рой другому яму, сам в неё попадешь.
Терпенье и труд все перетрут.
Л-Ль
Кончил дело – гуляй смело.
За обедом хлеб – всему голова.
Волков бояться в лес не ходить.
Сколько голов – столько умов.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Близок локоток, да не укусишь.
Куда иголка, туда и нитка.
Спустя лето, по малину не ходят.
Не будь складень, да будь ладен.
Не учась, лаптя не сплетешь.
Ласковое слово и кошке приятно.
Ласковое слово и собака знает.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Лебедь по небу, мотылек над землёй – всякому свой путь.
Лев спит, одним глазом глядит.
Кого любят, того и слушают.
Маленький да удаленький.
Р - Л; Р-Л
Не рад больной и золотой кровати.
Далеко прошел, да рой пчел нашел.
На чужой роток не накинешь платок.
Глаза страшатся, а руки делают.
Не учи рыбу плавать.
После драки кулаками не машут.
Дело мастера боится.
Делу время – потехе час.
Без труда хлеб не родиться никогда.
За правое дело стой смело.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Старый друг лучше новых двух.
Правда глаза колет.
Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
В глаза не хвали, за глаза не кори.
Соловья баснями не кормят.
Не спрашивай старшего, спрашивай бывалого.
Дорога ложка к обеду.
Дружба дружбой, а служба службой.
На чужой роток не накинешь платок.
Правда светлее солнца.
С миру по нитке – голому рубашка.
Ленивому всегда праздник.
Большому короблю – большое плаванье.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Землю красит солнце, а человек уменье.
Труд кормит, а лень портит.
Мал золотник, да дорог.
Литература
- В. И. Даль
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ живого Великорусского языка
- Е. А. Левчук « Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте»
Санкт Петербург Детство - пресс 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА ЗВУКА Р
Артикуляторная гимнастика для звука Р в игровой форме....
Методическая разработка урока "Влияние звуков на человека."
Урок знакомит обучающихся с влиянием звуков на организм человека; формирует понятия "шумовая болезнь" и "шумовое загрязнение"...
Учебно-методическое пособие по дифференциации звуков
Данное пособие удобно использовать и на занятиях в кабинете и как рекомендации для совместных занятий родителей с детьми дома....
Разработка занятия: Дифференциация звуков «Г-К». Тема «Солнечная система».
Цели занятия:Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индив...
Разработка занятия: Дифференциация звуков «С-З». Тема: Пространственные понятия «Налево», «Направо».
Задачи занятия:развивать восприятие дифференцированных звуков «С-З» в слогах, в словах, фразах, предложениях;развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, ди...
Разработка урока внеклассного чтения "Русские пословицы и поговорки" 5 класс
Урок внеклассного чтения представлен на Всероссийский конкурс "Мой урок - 2018"...
Методическая разработка занятия "Дифференциация слов"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....