Инновационная деятельность педагога-организатора
материал
Выступление на РМО педагогов организаторов и классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_pedagoga-organizatora.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Надежда Александровна, я педагог-организатор Дома детского творчества п. Ханымей, руководитель подросткового клуба "Экипаж"
В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования.
Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей.
Принцип один: современным детям – современное образование.
А современные дети, - какие они?
Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности,поэтому и традиционный подход к работе педагога-организатора, тоже изменяется.
На смену педагога монополиста, дающего необходимые знания и умения, приходит педагог-исследователь, воспитатель, наставник, консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию.
По характеристике Александра Григорьевича Асмолова «педагоги-организаторы – это мастера конструирования свободной жизни детей, мотиваторы детского развития».
Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого развития, то есть использует в своей работе личностно - развивающий и персонифицированный подход.
В последнее время все чаще звучат такие словосочетания, как «качество обучения», «качество образования», «качество воспитания». Наверное, каждый из педагогов-организаторов, работающих с детьми сегодня, неоднократно задумывался над вопросом: «Что необходимо сделать мне, как педагогу-организатору, чтобы качество моей работы стало выше?»
Для того чтобы досуг детей и подростков был более содержательным, педагоги - организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм его организации, т. е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность педагога состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое).
Конечно существуют и проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса;
-профессиональное выгорание.
Для повышения эффективности своей досуговой деятельности как педагог-организатор я применяю свою формулу успеха и сегодня готова поделиться ею с вами.
Вот уже на протяжении нескольких лет в своей воспитательной работе я применяю методику 3Д.
Данная методика раскрывается в формуле "Думай - Действуй - Достигай". С этой формулы начинается разработка каждого мероприятия, которое организуется с ребятами. Процесс работы прост и позволяет применять разные приемы и формы для достижения поставленных целей. Раскрою содержание деятельности педагога во время поэтапной работы над каждым слагаемым данной формулы.
Первое слагаемое формулы "Думай". На этом этапе работы педагог активизирует внутренние ресурсы подростков для обдумывания какой-либо поставленной проблемы, при этом предоставляя достоверный материал по данной теме, т.е. он выполняет функции поставщика информации.
При работе над вторым слагаемым формулы "Действуй" педагог выступает в роли мотиватора, предлагая ребятам для нахождения интересных путей решения проблемы примерить на себя различные роли, исходя из индивидуальных способностей и желаний.
И наконец, третье слагаемое формулы "Достигай", здесь педагог становится открывателем и вдохновителем успеха. Его задача - найти, подметить даже самый незначительный положительный результат каждого участника. Поддержать, настроить и вызвать желание продолжить работу.
Метод 3Д возможно применить при подготовке к самым различным мероприятиям и занятиям.
Так же как и все вы, я постоянно ищу и усовершенствую, свои подходы к работе и отмечу, что последние три года я заметила, что важную роль в моей формуле успеха играет «Педагогика удивления» (Эдьютейнмент) автором концепции которой стал Степичев Петр Анатольевич.
На важную роль, которую играет удивление в процессе познания, обратили внимание еще во времена Античности. Аристотель говорил о том, что познание начинается с удивления.
Этот механизм заложен в нас самой природой и запускается в глубоком детстве. Ребенок, удовлетворяя свои потребности, сталкивается с неизвестными ему ситуациями и его первой реакцией становится удивление, а второй – попытка изучить то новое, с чем он столкнулся, то есть познать это.
В настоящее время становится очевидным противоречие между растущим объемом знаний и падением их ценности. Когда всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет, становится все труднее убедить ребят размышлять самостоятельно. Интернет может дать ответ на все большее количество вопросов, это готовое решение, которое ставит под сомнение необходимость думать самому. Ключевым умением становится способность к отбору и анализу информации и готовность к ее трансформации в соответствии со своими потребностями. Удивление как реакция на новое показывает небезразличное отношение человека, а значит, является одним из механизмов отбора им информации. Человек, способный удивляться, открывает для себя большие возможности для профессионального и личностного роста.
Термин «edutainment» образовался из сочетания двух других английских слов: education (образование) и entertainment (развлечение). Проще говоря, эдьютейнмент – это не что иное, как образование через игру или с элементами развлечения, то есть, - это явление, суть которого в том, что образование должно быть содержательным, развлекательным и творческим. Это вполне соответствует моему кредо в работе - процесс познания должен быть увлекательным, разнообразным, доступным и творческим и должен повышать мотивацию к познанию. Я уверена, что не бывает скучных дисциплин, предметов, а бывают скучные программы и пассивные педагоги.
Сегодня принцип «учиться, играя» становится не просто обязательным, на мой взгляд, это базовым элементом всей системы дополнительного образования.
Теперь моя формула успеха звучит 3Д У т.е Думай Действуй Достигай Удивляя!
Все основные базовые элементы педагогики удивления прекрасно сочетаются с методом 3Д.
Удивление фактом. Это приводит к желанию узнать больше о данной информации и дальнейшей мотивации к самостоятельному поиску интересных фактов. При подготовки к фестивалю «Все краски Ямала» нахожу интересный материал для ребят, необычных традиций и обрядов тех народностей представители которых посещают подростковый клуб. Заинтересовавшись ребята спрашивают у родителей, у бабушек и у дедушек ищут информацию свойственную их семьям.
Удивление методом. Это то, как учитель преподносит информацию, владение инструментарием. Неординарная презентация даже элементарной информации может вызвать удивление. Смена форматов игровой деятельности на мероприятиях приносит свои плоды незамедлительно – дети быстро вовлекаются в игру, испытывая искреннее удивление. Например, при организации мероприятий во время работы летней профильной площадки обязательное условие включение практических опытов, фокусов, элементов различных шоу.
Обязательным элементом является обратная связь от участников. У нас есть «сундучок пожеланий» в который, ребята в течение дня пишут свои отзывы что понравилось, что не понравилось, чего хотелось бы. Это помогает выстраивать следующие мероприятия в соответствии с полученной информацией, узнавать сферы интересов и увлечений ребят.
Удивление образовательной средой — это та среда, в которой происходит игровая деятельность, помогающая выработать удивление, вторым этапом которого является удовлетворение удивления. Оформление мероприятиячем то необычным. Например при проведении конкурсно-игровой программы «В лаборатории профессора Изобреталкина» в рамках проекта «Арктическое путешествие» стол с колбами и микроскопом всегда вызывает у ребят удивление и интерес. Так же огромное значение имеют музыкальное и образное сопровождение. А в учебной игре «Ключи к успеху» подобный эффект достигается через привлечение сверстников в ролях наставников.
Удивление собственным потенциалом учащегося — это самый сильный инструмент, позволяющий влиять на внутреннюю мотивацию ребенка. Это как раз то о чем я вам говорила в составляющей «Достигай»! Где важно правильно ставить промежуточные цели для каждого участника, в умение отслеживать и подмечать наималейшие достижения. Например, при подготовке поселкового конкурса «Лидер года», ведущими были назначены совсем юные участницы нашего подросткового клуба. У девочек присутствовал небольшой страх, но видно было и желание. Они ответственно подошли к подготовке, но в день мероприятия, произошли форс-мажоры и к началу они не успевали. Прибыли с 15 минутным опозданием, я без лишних слов включила их в дальнейшее проведение мероприятия. А после, при обсуждении при старших подростках отметила их огромную силу воли, победу над страхом и ответственность, даже понимая что они опоздали и подвели всех они приехали и выполнили то что были должны. Это может не каждый! Именно в этот момент я увидела их слезы и поняла, насколько точно попала в их состояние. Старшие ребята в своих высказываниях подтвердили что они, скорее всего бы совсем не пошли. Собственный успех, достижение поставленных целей и удивление от того, что получилось, всегда мотивируют на дальнейшие подвиги.
Немного скажу об основных формах использования информационных технологий в нашей методической работе:
- В целях систематизации опыта накапливаемого педагогами, используется один из современных методов профессионального развития – метод «Портфолио». У каждого педагога имеется единая форма «Портфолио педагога», которое им в течение года постоянно пополняется. Данные «портфолио» педагога позволяют описать его деятельность в межаттестационный период и дать объективную оценку результативности работы. (Что отражается в оценочных листах).
- Современный педагог должен хорошо владеть информационными технологиями: он должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои воспитательные и образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми педагоги создают различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе РowerРoint. И это уже стало важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker).
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждении: создание собственных сайтов, электронной почты, ведение сайта детского объединения.
-Уже не первый год опыт работы педагогов широко распространяются в глобальной сети Интернет. Педагоги публикуют свои методические материалы на интернет сайтах: Учмет, Продлёнка, Играза, Методкабинет, Инфоурок, Мультиурок, Солнечный свет, nsportal.
- Педагоги с учащимися принимают активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становятся победителями и лауреатами конкурсов и выставок. Педагоги отмечаются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами учащихся.
- Для повышения квалификации мы используем дистанционное обучение. Педагоги участвуют в конференциях, вебинарах, проходят дистанционное повышение квалификации и получают сертификаты.
Сейчас все обсуждают введение «профессионального стандарта» и у педагогов существуют разные мнения на этот счет, неужели нужно действительно соответствовать всем критериям Стандарта или это всего лишь рамочных документ и на практике никто его не придерживается? Могу однозначно сказать, что Стандарт нужен и, в первую очередь, нужен самому педагогу-организатору, ведь процесс образования и воспитания сегодня сильно отличается от процесса образования и воспитания десятилетней давности.
Сегодня совершенно другой уровень требований к квалификации педагога-организатора. Отрадно, что большинство педагогов, принимая новые условия, готовы учиться, повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям.
Помимо известной и понятной всем деятельности по организации и проведению массовых и досуговых мероприятий, у педагогов-организаторов появляется трудовая функция "Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых", которая реализуется трудовым действием "планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста". Плюс к этому в стандарте педагога-организатора прописана трудовая функция "Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности", выполняя которую педагог-организатор (внимание, коллеги) проводит "анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность". Не смотря на то, что стандарт только будет вводиться, некоторые функции уже реализуются на практике.
Для нашего Дома детского творчества одним из приоритетных направлений является работа по программе социального партнерства с детскими садами и школами поселка. Именно здесь возможно применение различных инновационных технологий для реализации актуальных творческих и интеллектуальных задач. Опыт нашей работы подтверждает, что мероприятия организованные силами подростков являются важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Социально-значимая деятельность позволяет педагогу-организатору вывести ребенка на принципиально новый уровень, на новую ступень. Позволяет раскрыть творческий потенциал, заложенный педагогами дополнительного образования. Участвуя в социально-значимых проектах, ребенок находит применение своим способностям, своему таланту.
Лично я осуществляю свою деятельность по различным направлениям: организую и провожу творческие конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры, акции, тренинги, деловые и ролевые игры, социальные проектирование, турниры и ток-шоу. например: «Помощь четвероногому другу или SOS-мисочка», цикл интеллектуальных онлайн-игр «Траектория восхождения», творческо-познавательная игра «Война глазами детей», реализую такие проекты как, например, «Школа безопасности юных», «Связь поколений» и многие другие. Думаю, и в вашем арсенале богатый набор форм и методов.
В настоящее время в современном учреждении дополнительного образования от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
В заключение, хочу провести с вами небольшой практический блок, мои дети любят проходить тестирование, им интересно определять уровень развития тех или иных своих способностей. Давайте и мы попробуем это сделать.
Предлагаю вам небольшой ТЕСТ «Можете ли вы влиять на других?»
Каждый из нас поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на других в разных целях. Педагоги делают это в рамках своих профессиональных интересов. Попробуйте оценить, насколько это вам удается. На вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ».
ВОПРОСЫ:
1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? (Да-5, Нет -0)
2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди? (Да-0, Нет-5)
3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих интимных отношений? (Да-5, Нет-0)
4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным? (Да-5, Нет-0)
5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваш коллега добился больших успехов по работе, чем вы? (Да -5, Нет-0)
6. Вы бы взялись за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать? (Да -5, Нет-0)
7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас? (Да-5, Нет-0)
8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей? (Да-0,Нет-5)
9. Есть ли у вас график на весь день? ( Да-0, Нет-5)
10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? (Да-5, Нет-0)
11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? (Да-5, Нет-0)
12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен? (Да-5, Нет-0)
13. Любите ли вы уличать свое начальство в том, что у него дутый авторитет? (Да-5, Нет-0)
Если вы набрали 65-35 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других. Вам легко работать с людьми, советовать им. В таких случаях вы сами получаете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей. Вы человек, который стремиться оказать ближнему поддержку. Однако может случиться и так, что если вы будете слишком уверены в своих убеждениях, то, потеряв в какой- то момент контроль над собой, вы способны стать тираном.
Если вы набрали 30-0 баллов, к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Вы не любите делать ничего из-под палки. Иногда вы можете быть излишне нерешительным, что зачастую мешает вам достичь своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.
ТЕСТ «Стандартный – нестандартный педагог».
Задание: Указаны личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учащихся. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учащихся, а знаком « - » то, что вам в них не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабиль успевающий.
9. Занятый своими делами.
10. Быстро, «на лету» схватывающий.
11. Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» или «минус» у вас больше – на четных номерах или нечетных? Если «четных плюсов» больше, я вас поздравляю: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ ПЕДАГОГ.
В заключении своего выступления, хочу резюмировать что внедрение инновационных технологий в деятельность педагогов-организаторов – залог успешного функционирования любого учреждения дополнительного образования сегодня.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы – педагоги, призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путем приобщения ее к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Применять что-то новое в работе всегда интересно. Опыт бывает удачный и не удачный, что-то идет, что-то нет, но как приятно, видеть положительный результат, это стимулирует на поиски новых идей.
И всегда следует помнить, что «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».
Спасибо вам за внимание! Если есть вопросы, то с удовольствием постараюсь на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...
Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе
В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует: формированию современного, цело...
Использование инновационных технологий в деятельности педагога-организатора
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком у...
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...
Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...