Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
консультация

Особенности алалии, афазии, заикания, брадилалии, тахилалии,  дислалии, дизартрии и ринолалии.  Примеры их проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ffnr_i_onr.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Особенности алалии, афазии, заикания, брадилалии, тахилалии,  дислалии, дизартрии и ринолалии.

  Примеры их проявления.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Проявления:

аграмматизмы; искажение звуков; позднее появление речи; нарушение структуры слогов; небольшой словарный запас; нарушение фонематических процессов.

Афазия - полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Проявления:

перестановки звуков и слогов, длительные паузы, рассогласованность предложения, сложность в речевом выражении;

нарушение чтения и письма;

нарушение понимания разговорной речи, невозможность повторить фразу за говорящим

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

трудности с началом фразы;

повторения отдельных (чаще первых) звуков или слогов;

паузы между слогами, словами, предложениями;

растягивание гласных;

трудности с проговариванием отдельных слогов или целых слов;

артикуляционные судороги;

сбивчивое дыхание во время разговора;

спазмы губ, языка, мышц гортани и шеи;

повышенная тревожность.

 Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявления:

медленная, словно затрудненная устная речь;

проблемы с мысленным формированием слов и предложений;

нарочитое растягивание гласных звуков;

увеличенные интервалы между словами, иногда между отдельными частями слова;

замедленное чтение, письмо;

трудности с воспроизведением прочитанного текста;

монотонное повествование, лишенное эмоциональной окраски;

отсутствие модулирования голоса при речевом общении;

скандированная (отрывочная) речь.

 Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявления:

Аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе.

 Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз.

Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Проявления:

  1. Пропуск звука - его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков - ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков 

 Дизартрия  - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Проявления:  нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.   Речь невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»).

 Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.  

Проявления: затрудняется произношение звуков, большинство звуков произносят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»

Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увле...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....