Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
консультация
Особенности алалии, афазии, заикания, брадилалии, тахилалии, дислалии, дизартрии и ринолалии. Примеры их проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffnr_i_onr.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Особенности алалии, афазии, заикания, брадилалии, тахилалии, дислалии, дизартрии и ринолалии.
Примеры их проявления.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Проявления:
аграмматизмы; искажение звуков; позднее появление речи; нарушение структуры слогов; небольшой словарный запас; нарушение фонематических процессов.
Афазия - полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Проявления:
перестановки звуков и слогов, длительные паузы, рассогласованность предложения, сложность в речевом выражении;
нарушение чтения и письма;
нарушение понимания разговорной речи, невозможность повторить фразу за говорящим
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
трудности с началом фразы;
повторения отдельных (чаще первых) звуков или слогов;
паузы между слогами, словами, предложениями;
растягивание гласных;
трудности с проговариванием отдельных слогов или целых слов;
артикуляционные судороги;
сбивчивое дыхание во время разговора;
спазмы губ, языка, мышц гортани и шеи;
повышенная тревожность.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Проявления:
медленная, словно затрудненная устная речь;
проблемы с мысленным формированием слов и предложений;
нарочитое растягивание гласных звуков;
увеличенные интервалы между словами, иногда между отдельными частями слова;
замедленное чтение, письмо;
трудности с воспроизведением прочитанного текста;
монотонное повествование, лишенное эмоциональной окраски;
отсутствие модулирования голоса при речевом общении;
скандированная (отрывочная) речь.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Проявления:
Аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе.
Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз.
Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Проявления:
- Пропуск звука - его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
- Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
- Смешение звуков - ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
- Искажение звуков
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Проявления: нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Речь невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»).
Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Проявления: затрудняется произношение звуков, большинство звуков произносят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»
Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увле...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....