Дифференциация звуков Ч-Щ
план-конспект
Конспект занятия: Дифференциация звуков Ч-Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ch-shch.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах
1 класс
Составитель:
Учитель-логопед: Кокина И.А.
Тема: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в слогах, словах.
Задачи:
Образовательные: Развитие навыков фонематического анализа слов со звуками [ч], [щ.]. Расширять словарный запас.
Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.
Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи, самостоятельности, аккуратности на письме.
Оборудование: Предметные картинки, буквы, карточки, цветные карандаши, мяч, бабочка.
Ход занятия:
- Орг. Момент
- Здравствуйте ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся со всеми, можете рассмотреть всех, обязательно улыбнитесь.
- Рассмотрели? Отлично! Давайте начнем наш урок.
- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!
2. Введение в тему занятия.
- Урок наш начнем с загадок. Вы любите загадки? Тогда слушайте (ответы в картинках, весят на доске перевернутые, рядом буквы Ч и Щ тоже перевернутые).
Загадки:
Этот зверь, увидев кошку, Живёт спокойно, не спешит,
Громко лает у окошка. На всякий случай носит щит.
Вечно крутится у ног Под ним, не зная страха,
Рыжий в пятнышках (Щенок) Гуляет .... (Черепаха)
- Назовите первый звук в слове «черепаха».
- Назовите первый звук в слове «щенок».
- Сообщение темы занятия.
- Кто скажет, какая, тема урока, у нас сегодня?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [ч], [щ] и буквы Ч-Щ.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Какое сегодня число? Правильно.
4. Дыхательная гимнастика.
- Предлагаю вам, продолжить наш урок после дыхательной разминки. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И.
5. Артикуляционная гимнастика.
– Для того чтобы красиво говорить, что мы должны сделать? Правильно! Артикуляционную гимнастику, но сегодня мы с вами не будем выполнять все упражнения, а только те, которые нам помогу правильно произносить звуки занятия Ч, Щ: «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».
6. Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].
- Молодцы все упражнения выполнили, можно приступать к работе.
- Давайте произнесем каждый звук отдельно, и попытаемся сравнить артикуляции.
- И так, произносим. С начало звук Ч, кто сможет описать, как работает наш язычок, губы?
Звук Ч – согласный, так как есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя теплая, быстрая, толчкообразная. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук Ч – мягкий, глухой.
Звук Щ – согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка округлены. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длинная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук Щ– мягкий, глухой.
- И так, посмотрите на доску, тут есть схема характеристики звуков. Еще раз все проговорим.
Характеристика звуков: [ч] – согласный, глухой, мягкий.
[щ] – согласный, глухой, мягкий.
7. Физ. минутка. Игра с мячом. Дифференциация звуков на уровне слога.
- Мне кажется, вы немного засиделись, пойдемте, поиграем. Становитесь в кружок. У меня есть мяч, я сейчас вам по очереди буду его кидать, но не просто кидать, а произносить слоги со звуками нашего занятия. Будьте внимательны, если я кидая мяч, произнесла слог со звуком Ч, вы мне должны, когда кидаете мяч обратно, произнести слог со звуком Щ, и наоборот. Вы поняли, как мы с вами будем играть? Отлично, начинаем.
- Молодцы, поиграли, отдохнули, садитесь на свои места.
- Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию.
- Теперь я попрошу вас приготовить ушки, давайте их разотрем, чтобы они лучше слышали.
- Молодцы! И я вам предлагаю “ Слушать, не зевать, громко повторять!”
Ща-ща-ча – наша каша горяча. (Арина)
Щу-чу-щу – я грибы ищу. (Сережа)
Чу-щу-чу – колесо качу. (Кирилл)
Ча-ща-ча – пишу с буквой А. (Данил)
Ча-ча-ща - поймаю я леща. (Тимур)
Чу-щу-чу – пишу с буквой У.
- Отлично! Ушки размяли, пора и пальчики размять.
- Упражнение на развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать,
Нужно пальчики размять.
Разбирай скорей прищепки,
Будем с ними мы играть.
(игра с прищепками)
- Ну вот, пальчики мы размяли, приготовьте красный и синий карандаши. Приготовили?
- Я раздам вам, вот такие листочки, на листочках напечатаны буквы. Вы должны красным цветом обвести все правильные буквы Ч, а синим цветом все правильные буквы Щ. Запомнили? Еще раз Ч – красным, Щ – синим.
- Прежде чем приступите к работе, возьмите карандаши, которые вы приготовили. Положите их между ладонями и потрите их друг об друга.
- Молодца. А теперь приступаем.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Ой, ребята посмотрите, Черепашка и Щенок загрустили. Нужно срочно их развеселить, и я знаю как. Посмотрите, что у меня есть. Правильно это воздушные шары, давайте их подарим Черепахе и Щенку, только будьте внимательны, на каждом шарике есть подсказка кому этот шарик подарить.
- Отлично! Черепаха и Щенок очень рады, что вы подарили им шарики, и просят нас продолжать урок.
10. Игра «Кто самый внимательный?» (Буквы)
- Посмотрите у каждого на столе есть вот такие карточки с буквой Ч и буквой Щ.
- Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите соответствующую карточку с нужной буквой: печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.
11. Дифференциация в словах. Работа по карточкам.
- Посмотрите на листочки, которые я вам сейчас раздам, здесь разные картинки, вам эти картинки нужно разделить между буквами Ч и Щ. Картинки в названии которых есть звук Ч мы отдадим букве Ч, а картинки в названии которых есть звук Щ мы отдадим букве Щ.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
12. Работа на уровне слова. Звукобуквенный анализ.
- Ребята, я вам буду показывать слова, а вы должны их прочесть.
Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, прищемить, рукавичка, лещ, бабочка.
13. Физ. пауза. Глазодвигательные упражнения.
- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? Бабочка, какая она красивая, легкая, воздушная. Давайте, встанем и помашем крылышками так как она, посмотрите она кружется и мы свами, а теперь понаблюдаем за ней, будем делать движения только глазами.
14 . Работа на уровне слова. Звукобуквенный анализ.
-Давайте к слову бабочка с помощью палочек выложим звуковую схему.
15. Итог занятия:
- Какие звуки и буквы учились различать?
- Какое задание для вас было самым сложным, а какое легким?
- Давайте напоследок поиграем, будем придумывать слова со звуками Ч, Щ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....