Рабочая программа «Дефектологические занятия» для обучающейся 5 «» класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
рабочая программа (5 класс)

Картавкина Татьяна Андреевна

Рабочая программа

«Дефектологические занятия»

для обучающейся 5 «» класса

(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo.docx202.57 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: гриф НОО.jpg

Рабочая программа

«Дефектологические занятия»

для обучающейся 5 «» класса

(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Количество часов: 60

 Составила: Логинова Т.А.

учитель – дефектолог

МБОУ гимназии г. Советский

2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» для 5 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена в соответствии c адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-9 класс в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2020 г. №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Цель реализации рабочей программы «Дефектологические занятия» - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Общая характеристика коррекционного курса

Данная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с отклоняющимся развитием. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Дефектологические занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 60 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 20 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Освоение обучающимися коррекционного курса «Дефектологические занятия», которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

  1. Личностные результаты:
  • будет положительная динамика в формировании мотивации к взаимодействию со с перцептивном, коммуникативном и личностном развитии, сглаживание дезадаптивных форм поведения;
  • будет более развит мотивационно-регулятивный компонент деятельности:
  • научатся принимать цели и задачи учебной деятельности;
  • будут освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • овладеют элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  1. Предметные результаты:
  • будут развиты элементарные знаково-символические средства представлений информации;
  • будут владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • будут развиты средства невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внеурочной деятельности;
  • улучшатся качества и свойства восприятия: будет воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны, предметы окружающего мира и т.д.;
  • улучшится зрительно – моторная координация, общая и мелкая моторика.

Содержание коррекционного курса

Программа курса «Дефектологические занятия» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе. Курс включает в себя следующие направления:

  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • тактильно – двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета, конструирования предметов;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых форм предметов;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.


Тематическое планирование

Название темы/урока

По плану

По факту

30.09

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине).

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве).

07.10

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов).

14.10

Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого. Развитие чувства равновесия.

Развитие крупной и мелкой моторики, развитие умений выделять свойства предметов.

Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка».

21.10

Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

Работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Обведение по точкам изображения гриба (пальцем, ручкой), раскрашивание цветными карандашами по аналогии.

28.10

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв.

Написание элементов букв ручкой (пропись печатных и письменных букв, на чистом листе), написание на песочном столе букв по словесной инструкции дефектолога.

11.11

Обследование геометрических тел (выделение главных признаков).

Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Обведение по внешнему трафарету изображения круга и квадрата. Штриховка круга и квадрата.

18.11

Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи.

Развитие координации движений.

Написание вертикальных линий.

Расположение элементов оборудования М. Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

25.11

Аппликация «Осенний лес». Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги. С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером.

Развитие мелкой моторики, абстрактного мышления. Закрепление навыка вырезания, сгибания бумаги по словесной инструкции.

02.12

Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке».

Развитие кинестетического восприятия. Развитие логического мышления.

Проведение дидактической игры «Назови игрушки (геометрические фигуры, предметы ученика), которые ты знаешь».

09.12

Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда).

Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади».

Развитие тактильно – двигательного восприятия.

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора.

16.12

Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду».

Развитие кинестетических и кинетическое качеств.

Обведение по точкам изображения варежки, заштрихуй по аналогии.

23.12

Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника.

Формирование сенсорных эталонов. Развитие кинестетических и кинетическое качеств.

Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников.

30.12

Д/и «Найди нужную фигуру». Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Выделение и обозначение формы предмета словом.

Дидактические игры на закрепление цвета.

13.01

Д/и «Подбери предмет к изображению». Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур.

Д/и «Преобразуй фигуру в предмет».

20.01

Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов. Повторение названий предметов мебели, штриховка.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Предметы, похожие по форме.

Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Мебель». Д/и «Четвертый лишний».

27.01

Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?»

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Сравнение двух предметов по ширине. Широкий – узкий. Высокий – низкий.

Д/и «Противоположности». Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы).

03.02

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик».

10.02

Составление по образцу композиции «Лодочка». Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Конструирование предметов из частей. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание.

17.02

Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур.

Развитие зрительного восприятия. Составление целого из частей.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету.

Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

Развитие зрительного восприятия. Найди недостающую деталь.

Составление и решение задач с недостающими данными.

03.03

Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

Развитие зрительного восприятия. Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными.

Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек.

Развитие зрительного восприятия.

10.03

Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка.

Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения. Сладкий, горький, кислый

Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу». Д/и «Противоположности».

Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения.

Тяжелый – легкий.

17.03

Извлечение звуков из музыкальных инструментов. Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана.

Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Звуки природы.

Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент). Оригами «Кораблик».

Развитие слухового восприятия. Различение речевых и музыкальных звуков. Звуки вокруг нас.

24.03

Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз.

Восприятие пространства. Движение в заданном направлении. Рядом, около, в центре, между, в середине.

Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…, в середине…». Написание цифр в математических прописях.

31.03

Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Восприятие пространства.

Ориентировка в линейном ряду.

Крайний предмет, первый, на втором месте.

Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация).

Восприятие пространства. Составление на листе бумаги простых комбинаций.

Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм.

07.04

Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка».

Восприятие времени. Расположение предметов.

Составление по образцу композиции «Пирамидка».

Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца.

21.04

Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы).

Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

28.04

Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку с закрытыми глазами». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка».

Восприятие времени. Расположение предметов.

Составление по образцу композиции «Пирамидка».

05.05

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Восприятие времени. Веселая неделя. Порядок дней недели.

12.05

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве).

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве).

19.05

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Диагностика познавательных процессов.

Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов).


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
  2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
  3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
  5. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.
  6. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980
  7. Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.
  8. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
  9. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
  10. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
  11. Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
  12. Мебель и оборудование: стол, стулья, парты, шкаф для пособий.
  13. Технические средства обучения: персональный компьютер, телевизор.
  14. Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага, тетради, ручки, ножницы, трубочки и массажные мячи, «Су – Джок».
  15. Индивидуальный раздаточный стимульный материал для диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.).
  16. Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета)
  17. Плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика).
  18. Пособие «Дидактические игры на липучках», альбомы «Фрукты и овощи», «Лабиринты», «Мазаика».
  19. Вязанный пальчиковый театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...

Рабочая программа "Дефектологические занятия"

Программа разработана для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости....

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...

Рабочая программа "Дефектологические занятия" на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа разработа для коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа логопедических занятий в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. ) на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант....