Рабочая программа «Дефектологические занятия» для обучающейся 5 «» класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа
«Дефектологические занятия»
для обучающейся 5 «» класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uo.docx | 202.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Дефектологические занятия»
для обучающейся 5 «» класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Количество часов: 60
Составила: Логинова Т.А.
учитель – дефектолог
МБОУ гимназии г. Советский
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» для 5 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
- Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена в соответствии c адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-9 класс в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2020 г. №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
Цель реализации рабочей программы «Дефектологические занятия» - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Общая характеристика коррекционного курса
Данная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с отклоняющимся развитием. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Дефектологические занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 60 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 20 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
Освоение обучающимися коррекционного курса «Дефектологические занятия», которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
- Личностные результаты:
- будет положительная динамика в формировании мотивации к взаимодействию со с перцептивном, коммуникативном и личностном развитии, сглаживание дезадаптивных форм поведения;
- будет более развит мотивационно-регулятивный компонент деятельности:
- научатся принимать цели и задачи учебной деятельности;
- будут освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладеют элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Предметные результаты:
- будут развиты элементарные знаково-символические средства представлений информации;
- будут владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- будут развиты средства невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внеурочной деятельности;
- улучшатся качества и свойства восприятия: будет воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны, предметы окружающего мира и т.д.;
- улучшится зрительно – моторная координация, общая и мелкая моторика.
Содержание коррекционного курса
Программа курса «Дефектологические занятия» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе. Курс включает в себя следующие направления:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- тактильно – двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета, конструирования предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых форм предметов;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Тематическое планирование
Название темы/урока | |||
По плану | По факту | ||
30.09 | Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине). | |
Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве). | ||
07.10 | Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | |
Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов). | ||
14.10 | Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого. Развитие чувства равновесия. | Развитие крупной и мелкой моторики, развитие умений выделять свойства предметов. | |
Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка». | |||
21.10 | Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
Обведение по точкам изображения гриба (пальцем, ручкой), раскрашивание цветными карандашами по аналогии. | |||
28.10 | Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв. | |
Написание элементов букв ручкой (пропись печатных и письменных букв, на чистом листе), написание на песочном столе букв по словесной инструкции дефектолога. | |||
11.11 | Обследование геометрических тел (выделение главных признаков). | Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия. Закрепление вербального обозначения фигуры. | |
Обведение по внешнему трафарету изображения круга и квадрата. Штриховка круга и квадрата. | |||
18.11 | Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. | Развитие координации движений. Написание вертикальных линий. | |
Расположение элементов оборудования М. Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». | |||
25.11 | Аппликация «Осенний лес». Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги. С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером. | Развитие мелкой моторики, абстрактного мышления. Закрепление навыка вырезания, сгибания бумаги по словесной инструкции. | |
02.12 | Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке». | Развитие кинестетического восприятия. Развитие логического мышления. | |
Проведение дидактической игры «Назови игрушки (геометрические фигуры, предметы ученика), которые ты знаешь». | |||
09.12 | Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда). Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади». | Развитие тактильно – двигательного восприятия. | |
Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора. | |||
16.12 | Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». | Развитие кинестетических и кинетическое качеств. | |
Обведение по точкам изображения варежки, заштрихуй по аналогии. | |||
23.12 | Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. | Формирование сенсорных эталонов. Развитие кинестетических и кинетическое качеств. | |
Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников. | |||
30.12 | Д/и «Найди нужную фигуру». Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Выделение и обозначение формы предмета словом. | |
Дидактические игры на закрепление цвета. | |||
13.01 | Д/и «Подбери предмет к изображению». Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур. | |
Д/и «Преобразуй фигуру в предмет». | |||
20.01 | Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов. Повторение названий предметов мебели, штриховка. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Предметы, похожие по форме. | |
Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Мебель». Д/и «Четвертый лишний». | |||
27.01 | Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?» | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Сравнение двух предметов по ширине. Широкий – узкий. Высокий – низкий. | |
Д/и «Противоположности». Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы). | |||
03.02 | Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик». | |
10.02 | Составление по образцу композиции «Лодочка». Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Конструирование предметов из частей. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов. | |
Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание. | |||
17.02 | Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. | Развитие зрительного восприятия. Составление целого из частей. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету. | |
Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога. | Развитие зрительного восприятия. Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. | ||
03.03 | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога. | Развитие зрительного восприятия. Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. | |
Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. | Развитие зрительного восприятия. | ||
10.03 | Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка. | Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения. Сладкий, горький, кислый | |
Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу». Д/и «Противоположности». | Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения. Тяжелый – легкий. | ||
17.03 | Извлечение звуков из музыкальных инструментов. Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана. | Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Звуки природы. | |
Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент). Оригами «Кораблик». | Развитие слухового восприятия. Различение речевых и музыкальных звуков. Звуки вокруг нас. | ||
24.03 | Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз. | Восприятие пространства. Движение в заданном направлении. Рядом, около, в центре, между, в середине. | |
Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…, в середине…». Написание цифр в математических прописях. | |||
31.03 | Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). | Восприятие пространства. Ориентировка в линейном ряду. Крайний предмет, первый, на втором месте. | |
Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация). | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги простых комбинаций. Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм. | ||
07.04 | Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка». | Восприятие времени. Расположение предметов. Составление по образцу композиции «Пирамидка». | |
Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца. | |||
21.04 | Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы). | Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | |
28.04 | Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку с закрытыми глазами». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка». | Восприятие времени. Расположение предметов. Составление по образцу композиции «Пирамидка». | |
05.05 | Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. | Восприятие времени. Веселая неделя. Порядок дней недели. | |
12.05 | Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве). | |
Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве). | ||
19.05 | Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | |
Диагностика познавательных процессов. | Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов). |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
- Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
- Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
- Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.
- Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980
- Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
- Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
- Мебель и оборудование: стол, стулья, парты, шкаф для пособий.
- Технические средства обучения: персональный компьютер, телевизор.
- Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага, тетради, ручки, ножницы, трубочки и массажные мячи, «Су – Джок».
- Индивидуальный раздаточный стимульный материал для диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.).
- Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета)
- Плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика).
- Пособие «Дидактические игры на липучках», альбомы «Фрукты и овощи», «Лабиринты», «Мазаика».
- Вязанный пальчиковый театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 5 класс ООО...
Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 6 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 6 класс ООО...
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...
Рабочая программа "Дефектологические занятия"
Программа разработана для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости....
Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1
Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...
Рабочая программа "Дефектологические занятия" на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа разработа для коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа логопедических занятий в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант. ) на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 5 классе (АООП УО(ИН) 2 вариант....