Годовой план работы учителя-дефектолога
учебно-методический материал

Картавкина Татьяна Андреевна

Годовой план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_raboty_2023-2024.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

__________________

«___»__________________ 2023г.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-дефектолога

Логиновой Татьяны Андреевны

на 2023-2024 учебный год

2023 г.


Цель: Оказание дефектологической помощи детям с  ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих  занятий; консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Проводить всестороннее изучение особенностей развития обучающегося с ОВЗ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики.
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей, в соответствии с заключением ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения.
  • Осуществлять задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с учителями, со специалистами, родителями.
  • Оказывать консультативную и методическую помощь всем субъектам образовательного процесса.
  • Повышать компетентность родителей детей в вопросах коррекционной педагогики. Привлекать к активному участию в коррекционно-воспитательном процессе, используя разные формы взаимодействия.
  • Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
  • Анализ результатов тестирования, составление и корректировка индивидуальной части образовательной программы ребенка;
  • Составление и своевременная корректировка планов-конспектов по формированию новых навыков ученика;
  • Подбор, адаптация и модификация учебных материалов для ученика;
  • Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся;
  • Составление отчетной документации;
  • Сбор информации по каждому ученику;
  • Консультирование родителей, учителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
  • Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

Направления работы учителя – дефектолога

  1. Диагностическое направление;
  2. Коррекционное направление;
  3. Консультативно – просветительское и профилактическое направление;
  4. Организационно – методическое направление.

Направление деятельности

Содержание (планируемые мероприятия)

Условия реализации

Сроки проведения

1

Диагностическое

1. Изучение медико-психолого-педагогической

документации.

2. Первичная диагностика:

- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- изучение уровня умственного развития;

- определение особенностей познавательной и учебной деятельности;

- определение приемов индивидуальной и подгрупповой работы в процессе учебной деятельности.

3. Отслеживание динамики развития обучающихся:

- осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

4. Этапная диагностика:

- изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

- определение эффективности коррекционной работы;

- корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.

5. Текущая диагностика:

- составление рекомендаций для проведения коррекционных мероприятий в летний период;

- анализ результатов коррекционной работы за год.

- работа с

документацией

(протоколы ПМПК,

медицинские карты,

личные дела

обучающихся,

карты динамики

развития)

- индивидуальные

диагностические занятия

Сентябрь

В течение

года

Май

Организационно - методическое

1.Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.

2. Фиксирование результатов коррекционно-диагностической деятельности.

3. Оформление и ведение документации дефектолога:

- составление расписания коррекционно-развивающих занятий;

- составление коррекционных планов в соответствии со структурой нарушения в развитии обучающихся, их корректировка;

- планирование фронтальных и индивидуальных коррекционных мероприятий;

- составление индивидуальных карт динамического развития обучающихся по результатам анализа полученных данных;

4. Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с требованиями коррекционного образования:

- изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования;

- подбор дидактических игр и упражнений;

- изготовление (приобретение) дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала;

- разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для педагогов.

5. Подготовка и проведение ПМПк:

- анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;

- осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМП консилиума.

7.Оформление портфолио специалиста.

- расписание занятий

- протоколы обследования

8. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях).

- расписание занятий

- протоколы обследования

В течении года

Коррекционно – развивающее

1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся в форме групповых и индивидуальных занятий.

2. Направления коррекционной работы:

2.1 Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

2.2. Формирование пространственных представлений:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов;

2.3. Развитие мнемических процессов:

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти;

2.4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;

2.5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

2.6 Формирование навыка письма;

2.7.Формирование навыка чтения.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Посещаемость обучающимися занятий

Наблюдение в динамике (посещение уроков, обследование по плану)

Оснащение процесса учебной деятельности

План работы подгрупповых и индивидуальных занятий

Октябрь - май

Консультативно – просветительское и профилактическое

Работа с педагогическим коллективом

Работа с педагогическим составом школы:

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе:

- индивидуальные консультации для педагогов;

- выступления на МО с обобщением опыта работы

- составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с обучающимися коррекционных классов.

Посещение уроков

Подборка методического материала

Программы АООП

Медицинская документация (карты развития)

Заключение и рекомендации ПМПК

В течении года

Взаимодействие со специалистами:

- индивидуальные консультации;

- выступление на родительских собраниях.

Взаимодействие с родителями (законными представителями):

- комплексное изучение личности ребенка;

- разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий;

- разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи;

- выработка рекомендаций по работе с обучающимися по результатам диагностического обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы учителя-дефектолога

годовой план работы учителя-дефектолога (сурдопедагога)...

Годовой план работы учителя-дефектолога.

Годовой план работы учителя-дефектолога....

Годовой план работы учителя-дефектолога на 2021-2022 учебный год

Цель:   Оказание дефектологической помощи детям с  ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих  занятий; консультирование родителей и педагогов....