Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников
проект по русскому языку по теме

Полянина Елена Анатольевна

              Анализ школьной практики и результатов нашей работы показывает, что данная проблема (развитие коммуникативной компетентности) актуальна: современная школа нуждается в исследованиях, объединяющих в себе наиболее ценные положения соответствующих теорий, и формирования на их основе идей, которые отвечали бы  современным условиям и способствовали оптимальному решению данной проблемы. Решение этой проблемы можно осуществить только во взаимосвязи учебной и внеучебной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «Юный корреспондент»

как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников

Выполнил:

Полянина Елена Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Волжская СОШ»

Курманаевского района

Содержание

Описание проекта

  1. Теоретическое обоснование проекта
  1. Сущность понятия «коммуникативная компетентность»

    1.2. Внеурочная деятельность по русскому языку. Кружок как одна из форм развития коммуникативной компетентности школьников.

  1. Методическое обоснование проекта

Программа кружка «Юный корреспондент»

Используемая литература

Приложение  

Описание проекта

Актуальность

Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания образования внедрение компетентностного подхода. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Одним из аспектов оценки качества образования служит Программа международной оценки образовательных достижений учащихся PISA. Эта программа направлена на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Ключевой вопрос PISA – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им  для полноценного функционирования в обществе?» По итогам 2003 года в общем рейтинге среди сорока стран-участниц исследования Россия заняла невысокое место (в интервале от 29 до 31-го с учетом ошибки измерения). Есть точка зрения, что эта ситуация связана с тем, что в России основным приоритетом образования выступало приобретение знаний, а для большинства зарубежных школ приоритетным направлением является формирование компетентностей. Отсюда были сделаны выводы, что российским школам необходимо, приступая к модернизации системы образования, пересмотреть приоритеты. Сегодня традиционный подход оказался недостаточным, т.к. социуму нужны  выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и используются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми. Есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Это соответствует и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как-то: исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представление результатов, направленные на формирование ключевых компетентностей, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к коммуникации.

Анализ школьной практики и результатов нашей работы показывает, что данная проблема (развитие коммуникативной компетентности) актуальна: современная школа нуждается в исследованиях, объединяющих в себе наиболее ценные положения соответствующих теорий, и формирования на их основе идей, которые отвечали бы  современным условиям и способствовали оптимальному решению данной проблемы. Решение этой проблемы можно осуществить только во взаимосвязи учебной и внеучебной работы.

Общепедагогическое  и практическое значение исследуемой проблемы и необходимость её решения обусловили выбор темы нашего проекта: «Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников».

Цель проекта

Разработка программы работы кружка «Юный корреспондент», способствующего эффективному развитию коммуникативной компетентности старшеклассников

Задачи проекта:

1. Изучить степень разработанности различных аспектов проблемы развития коммуникативной компетентности в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Разработать методическую модель развития коммуникативной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности.

3. Проверить эффективность разработанной методики с целью подтверждения результативности ее применения для формирования коммуникативной компетентности.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Название этапов деятельности и мероприятий

Продукт

Сроки реалии

зации

I

1.1.

Подготовительный этап

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

Теоретическое обоснование проекта

2006г.

II

2.1.

2.2.

Организационно-деятельностный этап

Составление плана работы кружка «Юный корреспондент».

Изучение интересов старшеклассников, уровня развития коммуникативной компетентности

Программа кружка

Диагностический материал, результаты

2007-2008г.г

III

3.1.

3.2.

Аналитический этап

Проведение итоговой диагностики.

Анализ итоговой диагностики

Выявление уровня влияния работы кружка на формирование коммуникативной компетентности

Июнь 2008г.

IV

4.1.

Коррекционный этап

Внесение коррективов в систему работы

Август 2008г.

Ожидаемые результаты

Когнитивный компонент:

знание *основных жанров прессы;

*специфики создания заметок, статей разных жанров;

*законов построения номера школьной газеты;

*принципов организации рубрики в газете;

*особенностей речевой организации школьной газеты;

*некоторых видов троп, приёмов построения речи.

Деятельностный компонент:

        умение  *давать характеристику текстам публицистического стиля;

*логично излагать материал;

*создавать различные по жанру заметки и статьи;

*проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;

*брать интервью и оформлять его;

*работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

*создавать циклы статей на определённую тематику;

*правильно строить текст;

*применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи;

*осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

Ценностный компонент:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

*развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

*совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

*самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

I. Теоретическое обоснование проекта

1.1. Сущность понятия «коммуникативная компетентность»

Основная цель модернизации образования - обеспечение высокого качества образования, способного обеспечить потребности не только государства, общества в конкурентной борьбе, но и потребности личности в саморазвитии, овладении современными достижениями человеческой культуры.

В условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, получившей свое оформление, например, в рамках Болонского процесса, особенно актуальными становятся задачи овладения ключевыми компетенциями (социальными, коммуникативными, информационными, образовательными, профессиональными). А это означает, что на первый план выступают знания, опыт, ценностные ориентации человека. И даже не столько эти компоненты сами по себе, сколько умение людей согласовать их, поскольку именно этого требует характер отношений – совместные интеллектуальные разработки.

Там, где речь идет о совместной деятельности, сразу же встает проблема согласования позиций партнеров, умение выстраивать отношения, т.е. проблема коммуникативной компетентности.  Именно актуальность этой проблемы и ее ярко выраженная практическая ориентация вызывают оправданный интерес исследователей.

Основным результатом образования в нашей школе считается совокупность предметных знаний или, иначе, сведений, усвоенных учащимися. Причем, как правило, подобные знания ученик не использует в практических ситуациях своей жизни и деятельности. Логика компетентностного подхода, наоборот, предполагает формирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которые позволяют человеку максимально реализовать себя в данном обществе.

Таким образом, коммуникативная компетентность, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).

Коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения; знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Если рассматривать коммуникативную компетентность как свойство личности, то мы можем сказать, что среди нас есть как более «коммуникативно способные», так и менее «коммуникативно способные». У одних коммуникативная компетентность проявляется бурно и ярко, у других находится в зачаточном состоянии, и ее развитие требует значительных усилий.

Логика деятельностного рассмотрения коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся  приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности.

Невозможно говорить о коммуникативной компетентности, не определив, какое понимание коммуникации мы положим в основу.

Выделяют две модели коммуникации: субъект-субъектную (произвольное коммуникативное действие осуществляется только одним участником коммуникации, другие действуют спонтанно) и субъект-субъектная, предполагающая осуществление произвольного коммуникативного действия со стороны каждого участника коммуникации.

Понятно, что, говоря о компетентности, можно рассматривать только субъектную позицию участника коммуникации. Ведомый, спонтанно реагирующий человек не может быть назван компетентным. В этом случае ценностью для каждого участника коммуникации оказывается возможность понимания и осуществления совместного действия.

Коммуникативная компетентность есть способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное, как необходимые условия успешной коммуникации.

Наиболее распространенным способом представления коммуникативной компетентности является определение ее состава в виде разного рода умений, которые сводятся в несколько списков.

В Программе Ключевые компетенции 2000 в разделе «Коммуникация» говорится о «компетенциях речи и восприятия информации на слух, чтения и письма». Эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи/доклада, чтении материалов, необходимых для проекта, заполнении форм заявок и т.п., написании эссе.

Что касается коммуникативной компетенции как образовательной цели школы, то готовность и способность к коммуникации рассматривается как предпосылка введения новых открытых способов обучения. Поэтому в рамках программы EVA разработаны подробные руководства по систематическому развитию элементарных коммуникативных навыков учащихся, начиная со среднего звена (6-7 классов). Работа над коммуникативными навыками может происходить как во время специальных, интенсивных тренингов в специально выделенное для этого учебное время, так и при обычном предметном преподавании.

Разработана пятиступенчатая модель развития коммуникативных способностей, которая включает в себя:

  1. Размышления о коммуникации и пропедевтические упражнения.
  2. система упражнений для развития свободного говорения и рассказывания.
  3. разговор «тет на тет», ведение беседы между двумя партнерами.
  4. убедительно аргументировать, делать сообщения и доклады – упражнения в риторике.
  5. комплексные коммуникационные и интеракционные игры.
  6. в процессе этой работы ученик знакомятся с правилами речи и общения и упражняются в них.

1.2. Внеурочная деятельность по русскому языку. Кружок как одна из форм развития коммуникативной компетентности школьников.

Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую и коммуникативную компетентности.

Внеклассная работа по русскому языку – целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся языковые занятия с ними, выходящие за рамки программы, с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей.

Задачи внеклассной работы:

  • формирование творческой активности учащихся;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников;
  • дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка;
  • формирование языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции;
  • выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся.

Внеклассная работа во многом основывается на общедидактических принципах, однако имеет  и некоторые специфические особенности.

Среди них прежде всего следует назвать принцип тесной взаимосвязи внеклассных занятий и классными.

Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись продолжением классных занятий. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках. Лишь тогда ученики смогут почувствовать органическую потребность в расширении и углублении своих лингвистических занятий во внеурочное время.

С другой стороны, умелая организация внеклассной работы может помочь учителю сделать более результативной  его работу с детьми на уроке.

К указанному принципу тесно примыкает другой специфический для внеклассной работы принцип – принцип добровольного участия  школьников в занятиях. Он предполагает наличие у учащихся, решивших заняться внеклассной работой определенного круга интересов, что и позволяет им среди многих предложенных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы. Только при условии заинтересованности школьников внеклассная работа может стать по-настоящему результативной. Поскольку ученик в данном случае будет работать в полную меру сил.

Важно соблюдать принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных по русскому языку – на участие во внеклассной работе.

Особо следует сказать о принципе занимательности. Данный принцип, как отмечал Н.Н.Ушаков, находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, ни методы их проведения не поддаются строгой регламентации.

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку можно считать кружок, который в свою очередь является одним из средств развития коммуникативной компетентности учащихся.

Кружок – вид внеклассной работы, ее организационная форма, а также группа учащихся, объединенная общими задачами углубленного изучения отдельных языковых проблем; это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы с закрепленным составом учащихся.

Созданию кружка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг, выпускаются газеты и бюллетени, организуются встречи и экскурсии в редакцию газеты и т.п.

Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п., организуемые для старших по возрасту школьников.

Основная цель кружка – возбудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.

Кружок юных корреспондентов объединяет в основном старшеклассников. Руководит обычно этим объединением учитель русского языка, который хорошо владеет газетными жанрами. Весьма желательно, чтобы учитель имел опыт написания статей для газет. Наличие газетных  публикаций у руководителя кружка значительно поднимает их авторитет в глазах учащихся и вселяет в ребят уверенность в том, что и они могут стать корреспондентами газет (школьной или районной).

При организации кружка юных корреспондентов целесообразнее всего сначала опираться на работу учащихся в классе, связанную с написанием сочинений в газетных жанрах.

Задача учителя состоит в том, чтобы написанные учащимися заметки не оставались забытыми, выполняя лишь роль тренировочных упражнений, а систематически печатались в школьной газете.

Это чрезвычайно важно не только в смысле обучения школьников определенным речевым навыкам, намеченным программой по русскому языку, но и, прежде всего, в плане реализации задач воспитательного характера. Ведь участие в школьной газете в качестве юнкоров формирует у школьников общественную активность, повышает чувство ответственности не только за свои личные достижения в учебе, но и за дела всего коллектива.

Работа по написанию школьниками заметок с последующей публикацией является примером учебной и одновременно общественной деятельности учащихся.

II. Методическое обоснование проекта

Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет одной аудитории общаться друг с другом и познать их.

На сегодняшний день популярность детской и юношеской журналистики подтверждает еще и тот факт, что каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал.

На базе нашей школы действует объединение «Юный корреспондент», которое посещают учащиеся старших классов. Это объединение является средством подъема интереса детей к тому, что происходит в окружающем их мире, предоставляя возможность самовыражения, помогает ребятам вносить собственную лепту в решении многих проблем, свойственных их возрасту, освещать дела и события, которые происходят в школе, селе, районе.

Занятиям кружка присуща практическая направленность. Это можно увидеть и в содержании программы, и в деятельности учащихся. Она находит свое выражение, например, в более тесных контактах кружковых занятий с обязательной программой, в стилистическом уклоне работы, в организации различных упражнений, позволяющих ученикам использовать изученный материал в собственной речи. Так, на занятиях кружка учащиеся еще раз возвращаются к урокам русского языка, на которых они знакомились с публицистическим стилем и жанрами публицистического стиля. Но на внеклассных занятиях учащиеся учатся применять изученное на практике (интервью, заметки, репортажи и т.п.). Занятия кружка способствуют развитию творческого начала, формированию познавательной самостоятельности   и активности школьников, воспитывают склонность осознанно оценивать языковые факты, учат их бережному отношению к языку. Некоторая часть занятий проводится совместно, а основная часть работы – раздельно или индивидуально.

         Занятия в объединении – это познавательно-игровая форма деятельности. Это мероприятия, участвуя в которых, ребята могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного.

Работа в объединении предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий, как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.

  Заключение

Итак, нами был создан практико-ориентированный проект по проблеме «Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников». В ходе работы подтверждено, что только во взаимосвязи урочной и внеурочной работы возможно развитие  коммуникативной компетентности учащихся.

Занятия способствовали выбору способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, выработке навыков работы в группе, владению различными социальными ролями в коллективе. У них формировался интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату.

В ходе работы была подтверждена эффективность внедрения программы «Юный корреспондент», способствующая развитию коммуникативной компетентности старшеклассников.

Литература

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. М.ТЦ – 2001.
  2. Максимова Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза. http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/MaksimovaE.B.doc
  3. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности. Социально-образовательный Центр Орел, 1997.
  4. Панов В.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.Просвещение, 1980.
  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя./ Сост. Панченко Н.А. Волгоград «Учитель», 2006.
  6. Сборник нормативных документов. Русский язык/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.
  7. Ушаков Н. Н., Г.И.Суворова. Внеурочная работа по русскому языку. М. Просвещение, 1985.
  8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
  9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. /Народное образование, № 2, 2003.
  10.  Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. /Народное образование, № 5, 2003 .