РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) для обучающегося 6в класса с ОВЗ (умственная отсталость) (СИПР)
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_krz_sipr_serotetto_v_6_v_kl.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ)
для обучающегося 6в класса с ОВЗ
(умственная отсталость)
(СИПР)
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Составитель: Гусарева А.С., педагог-психолог
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II).
Предмет «Коррекционно-развивающие занятия» является начальным звеном формирования естественных знаний, основным этапом развития у обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Целью его введения в учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основная цель обучения предмету «Коррекционно-развивающее занятие» детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связано с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Обязательные индивидуальные занятия направлены:
- на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- формирование социально-приемлемых форм поведения, сведения к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
- на реализацию индивидуальных специфических потребностей, обучающихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью, не охваченных содержанием учебных программ учебных предметов и коррекционных занятий;
- дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Основные задачи:
- Освоение доступных средств невербальной коммуникации: (взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения знаковой системы), освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, наборы букв как средства коммуникации.
- Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности через развитие восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- Формирование пространственно- временных ориентировок;
- Развитие слухо-голосовых координаций;
- Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- Обогащение словарного запаса учащихся, развитие артикуляции;
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- Совершенствование зрительно-двигательной координации.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по домоводству являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, на сколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой, умственной отсталостью, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой.
У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходимо специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные, целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
3.Описание места предмета в учебном плане
Курс «Коррекционно-развивающее занятие» в 6 классе рассчитан на 66 часов.
(33 учебной недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение данного предмета в 6в классе (по индивидуальному учебному плану), определено недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.
4. Личностные предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимся в предметной области «Коррекционно-развивающие занятия» предполагает достижение им двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень:
- обследовать предмет, узнавать его на картинке, находить по словесной инструкции;
- соотносить два одинаковых предмета;
- использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
- складывать картинки из 3 – 6 и более частей;
- складывать из счетных палочек различные фигуры;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей.
Достаточный уровень:
● определять свои внешние данные (цвет глаз, волос и т д);
● определять свою половую принадлежность;
● проявлять собственные чувства;
● использовать элементарные формы речевого этикета;
● охотно участвовать в совместной деятельности коллектива;
● стремиться помочь окружающим;
● сообщать об изменениях в организме (болезнь, дискомфорт и т д);
● входить в учебное помещение и выходить из него;
● ориентироваться в пространстве класса;
5. Содержание учебного предмета
Структура программы «Коррекционно-развивающие занятия» включает в себя следующие разделы:
-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства, времени;
Обследование ребенка.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
Восприятие времени.
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
6. Тематическое планирование
I четверть ( 18 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Диагностика | 4 | Тесты, вопросы |
2 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | Пальчиковая гимнастика со словами |
3 | Совершенствование точности мелких движений рук ( завязывание, шнуровка, развязывание, застегивание) | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Одень малыша» |
4 | Заполнение мелкими предметами небольших емкостей ( фасоль, горох, пуговицы) | 1 | Практическое занятие |
5 | Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 | Дид. игра «Забавный художник» |
6 | Графический диктант | 2 | Индивидуальные карточки |
7 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 2 | Практическое занятие |
8 | Поделки из пластилина («К нам придут гости», «Мои любимые игрушки», «Построй заборчик») | 3 | Пластилин, карточки-образцы |
9 | Работа в технике рваной аппликации (аппликация «Осеннее дерево») | 2 | Практическое занятие |
10 | Дидактическая игра «Мячик, мячик ловко скачет» | 1 | Практическое занятие |
II четверть (14 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Набирание ложкой крупы | 1 | Крупа, емкость, практическое занятие |
2 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая), дидактическая игра «Что бывает…», пушистая, колючая и т д | 2 | Дидактическая игра «Определи на ощупь» |
3 | Нанизывание бус разного размера на нитку по образцу | 1 | Практическое занятие |
4 | Игры с конструктором | 1 | Конструктор |
5 | Игрушки(мягкая, бумажная, пластмассовая) | 1 | Игрушки из различных предметов |
6 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела( глаза, рот, пальцы), дид. игра «Повтори за мной» | 2 | Дид. игра «Повтори за мной», практическое занятие |
7 | Выразительность движений (игра «Море волнуется раз», «Гуси – Лебеди», «Следы») | 2 | Практические занятия |
8 | Сравнение, обозначение словом, формой предметов | 1 | Дид. игра «Что в коробочке лежит» |
9 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум признакам (длинный- широкий, узкий- короткий) | 1 | Различные предметы, конструктор |
10 | Дид. игра «Геометрическое лото» | 1 | Практическое занятие |
11 | Чередование предметов по цвету, форме, размеру. Выкладывание в ряд | 1 | Карточки-образцы |
III четверть (20 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Составление сериационных рядов по величине из 6-7 предметов | 2 | Карточки, практическое занятие |
2 | Группировка предметов по самостоятельно- выделенным признакам | 2 | Дидактическая игра «Выложи ряд» |
3 | Рисуем радугу | 1 | Практическое занятие |
4 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 | Карточки, образцы |
5 | Составление сериационного ряда из 6-7 кругов разного цвета по образцу | 2 | Практическое занятие. Карточки. |
6 | Дорисовывание незаконченных изображений по образцу. | 1 | Практическое занятие |
7 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, мозаика, конструктор) | 2 | Конструктор, пазлы, разрезные картинки |
8 | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу | 2 | Практическое занятие |
9 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение двух картинок | 2 | Дид. игра «Прогулка в картинке» |
10 | Сравнение трех предметов отличающихся незначительно(качествами или свойствами) | 2 | Предметы, практическое занятие |
11 | Тренировка зрительной памяти, дид.игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Повторяйка» | 2 | Картинки, различные предметы, практические занятия |
12 | Дидактическая игра «Узор из пуговиц», «Припоминалки» | 1 | Дидактические игры |
IV четверть (14 часов)
№ | Тема | Количество часов | Содержание, виды деятельности |
1 | Развитие осязания (тепло, холодно, словесное обозначение), (определение контрастных температур предметов) | 1 | Практическое занятие |
2 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 | Практическое занятие |
3 | Определение различных свойств веществ (твердый, сыпучий, жидкий) | 1 | Практическое занятие |
4 | Объемность времени (сутки, недели, месяц, год) | 2 | Карточки, дидактическая игра «Когда это было» |
5 | Времена года, их смена. Дид .игра «Когда это бывает» | 2 | Карточки, картинки, дидактические игры |
9 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | Практическое занятие |
10 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | 2 | Практическое занятие |
12 | Диагностика | 4 | Задания, тесты |
7. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическая литература
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 2011г.
2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – №3
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2010
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2013.
5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. – М., Просвещение, 2014
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 2010
6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 2013.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2010.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2015.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2011
10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 2015.
11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2011
12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2010.
13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы
у детей инвалидов-М, 2011.
Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности
- комплект диагностических методик
- наборы карточек по лексическим темам
- карточки с предметными и сюжетными картинками
- наборы карточек с заданиями для исследования зрительной и слуховой памяти, восприятия формы, цвета, размера предметов.
- демонстрационный материал (фото, рисунки)
- дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр.
- наборы счетного материала, геометрических фигур, линейки, треугольники, шаблоны, трафареты, часы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью
Рабочая программа для 1 класса по письму для детей с глубокой умственной отсталостью...
Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...
Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с умеренной умственной отсталостью
Конспект разработан для обучающихся 1 года обучения, имеющими тяжелые и множественные нарушния развития....
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - составлен совместно с учителями-предметниками...
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актам...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для родителей обучающейся 3 класса с умеренной умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра
Коррекционно-развивающее занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей обучающейся с инвалидностью в их присутствии. На занятиях родитель увидел возмо...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью
Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной...