Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ гимназии г. Советский и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи реализации содержания:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Учебный предмет тесно связан с уроками чтения, мир истории, изобразительного искусства, музыки.
Актуальность заключается в коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках речевой практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_mir_istorii_dlya_obuchayushchihsya_6_klassa.docx | 86.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. | «Согласовано» Анохина Н.В. (подпись курирующего заместителя директора) «31 » августа 2021 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «31» августа 2021 г. №448 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир истории»
для обучающихся 6е класса
(в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Количество часов: 70
Программа составлена на основе
При составлении рабочей программы по истории Отечества используются:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Учебники
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение,2020.
Составитель: Лодягина И.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2021-2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….…….3
2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….……….5
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………….…………7
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………….……….7
5. Содержание учебного предмета……………………………………………………...………...10
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся……………………………………………………..………………………………..14
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……...27
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для 6 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ гимназии г. Советский и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 31.08.2021 г. №448 «Об утверждении адаптированных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2021-2022 учебный год».
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса обеспечивает достижение планируемых предметных и личностных результатов освоения АООП.
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Задачи реализации содержания:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Учебный предмет тесно связан с уроками чтения, мир истории, изобразительного искусства, музыки.
Актуальность заключается в коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках речевой практики.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
- письменная проверка (самостоятельная работа, контрольно-измерительные материалы);
- устная проверка (устный ответ обучающегося на один или систему вопросов, выполнение предложенных практических заданий).
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по балльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно), в соответствии с рекомендациями об оценке знаний по учебному предмету, отражающими требования ФГОС.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI - XX вв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержание, средства, условия организации деятельности в системе субъектно – субъектных отношений «ученик – учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближайшей культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точки их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагополучной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро – и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержать в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствуют развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошло, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представления относительно:
- самоценности человеческой жизни;
- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
- уважения к религиям мира и России;
- культуры, традиции страны, её народа, своей нации;
- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
- необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально – нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретает нравственные позиции и личность самого учителя. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «никогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выявлять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России XX – начала XX I вв.
Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого - к новому и далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты программы преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информативный характер и служит для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме (пункт 12 таблицы) как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключить ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
При составлении рабочей программы по истории Отечества используются:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Учебники
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение,2020.
Рабочие тетради:
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение.
Особенности освоения учебного предмета. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных, существует преемственность при изучении учебного предмета «Мир истории» VI класс, который готовит обучающихся к усвоению предмета «История Отечества» в VII-IX классах.
Отличительные черты. Процесс обучения неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль
Для максимальной эффективности урока необходимо применить имеющиеся формы и методы его ведения, и вовлекать детей в различные виды учебной деятельности.
На уроке предусматриваются виды работ:
- Способы повышения интереса к учебе.
Активизация познавательной деятельности:
- применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса;
- создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый обучающийся как можно активнее участвовал в работе всего класса;
- стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ;
- оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала;
- использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы обучающимся самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности;
- создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу.
- Развитие интереса к познанию.
Организация учебной деятельности:
- вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний;
- разнообразить учебный труд, так как однообразные способы вызывают скуку;
- объяснять важность и нужность своего предмета;
- связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями;
- стремиться делать обучение трудным, но в тоже время посильным;
- применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки;
- чаще проверять и оценивать работу школьника;
- воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью.
- Игровая деятельность
- дидактические игры.
- Фронтальная форма обучения
- класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу (сравнение, обсуждение и обобщение).
- Групповая работа
- группы, решают конкретные учебные задачи, ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из обучающегося.
- Индивидуальная работа
- ученик способен освоить большой объем знаний.
На уроках педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. Это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно, книги и карточки, наглядные пособия и иллюстрации.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах и предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический), итоговый контроль (может касаться как целого предмета, так и какого-то раздела). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями.
Оценка обучающихся VII - IX классов по истории Отечества несет единообразие в оценке устных ответов и письменных работ с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе:
Тексты контрольно-измерительных материалов создаются учителем в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса входит в обязательную часть Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г. Советский.
На изучение предмета «Мир истории» в 6 классе отводится 2 часа в неделю:
6 класс – 70 ч.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитые навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета, готовность их применения.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
Базовые учебные действия составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия заложены в пункте 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (столбик «Деятельность обучающихся»)
Планируемые результаты
6 класс
Личностные результаты
Минимальный уровень:
- уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
- уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
- использовать помощь при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
- усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
- понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
- владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- владеть элементами оценки и самооценки.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знать исторические события на уровне их понимания;
- использовать часть понятий в активной речи.
Достаточный уровень:
- удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
- участвовать в диалогах и беседа по основным темам программы;
- высказывать собственные суждения и личностное отношение к изучаемым темам;
- проявлять интерес к изучению истории.
5. Содержание учебного предмета
Образовательными и воспитательными задачами курсов «Мир истории» являются следующие:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно – поисковой, творческой, игровой и др.
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из следующих разделов:
1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:
- «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи, рода, поколения и др.).
- «Я» и пространство вокруг нас.
- Время и пространство в истории.
- Всякое явление и вещь имеет свою историю.
- Человек – создатель и активный участник истории.
- Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.
6 класс Мир истории
Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Значение имена в России (2 – 3 примера).
История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.
Край (область, республика), где мы живем, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.
Другие страны мира (обзорно, с примерами).
Планета на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.
Раздел III. Представления о времени в истории
Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке
История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России (3- 4 примера).
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.
Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.
Раздел V. История Древнего мира
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличите от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из- за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле
Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрепления. Сборно – разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Уточнение представлений обучающихся о мебели, ее назначении, видах, материалах для ее изготовления.
История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально – культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и ее назначение. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления (3 – 4 примера).
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функции. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления одежды, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.
Раздел VII. Человек и общество
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2 – 3 примера). Направления науки: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письменности. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (обзорные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Вида и направления искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Воды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом бедном государстве.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (16 ч.) | ||||
1 | Почему нужно изучать историю? | 1 | ||
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. | ||||
2 | История имени. | 1 | ||
3 | Отчество и фамилия человека. | 1 | ||
4 | Семья. | 1 | ||
5 | Биография. | 1 | ||
6 | Поколение людей. | 1 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. | ||||
8 | О доме. | 1 | ||
9 | Название городов и улиц. | 1 | ||
10 | Родник «Двенадцать ключей». | 1 | ||
11 | Истоки. | 1 | ||
12 | Наша родина - Россия. | 1 | ||
13 | Наша родина - Россия. | 1 | ||
14 | Как устроено государство. | 1 | ||
15 | Герб, флаг, гимн России. | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
II четверть (16 ч.) | ||||
17 | Москва – столица России. | 1 | ||
18 | Мы жители планеты Земля. | 1 | ||
Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. | ||||
19 | Что такое время. | 1 | ||
20 | История календаря. | 1 | ||
21 | Русский земледельческий календарь. | 1 | ||
22 | Счет лет в истории. Историческое время. | 1 | ||
23 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел IV. Что изучает наука история. | ||||
24 | Что такое история. | 1 | ||
25 | Какие науки помогают истории. | 1 | ||
26 | Как работают археологи. | 1 | ||
27 | Исторические памятники. | 1 | ||
28 | Историческая карта. | 1 | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел V. История Древнего мира. | ||||
30 | Земля и космос. | 1 | ||
31 | От кого произошел человек. | 1 | ||
32 | Человек умелый. | 1 | ||
III четверть (20 ч.) | ||||
33 | Следующее поколение людей каменного века. | 1 | ||
34 | Наступление ледников. | 1 | ||
35 | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. | 1 | ||
36 | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. | 1 | ||
37 | Новые занятия людей. | 1 | ||
38 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. | ||||
39 | Огонь в жизни древнего человека. | 1 | ||
40 | Огонь, глина, гончар. | 1 | ||
41 | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. | 1 | ||
42 | Вода, ее значение в жизни человека. | 1 | ||
43 | Вода и земледелие. | 1 | ||
44 | Вода как источник энергии. | 1 | ||
45 | Какие дома строили древние люди. | 1 | ||
46 | Как появилась мебель. | 1 | ||
47 | Как появились каша и хлеб. | 1 | ||
48 | История об обыкновенной картошке. | 1 | ||
49 | О керамике, фарфоре и деревянной посуде. | 1 | ||
50 | История появления одежды. | 1 | ||
51 | Одежда и положение человека в обществе. | 1 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (18 ч.) | ||||
53 | Как люди украшали себя. | 1 | ||
Раздел VII. Человек и общество. | ||||
54 | О далеких предках – славянах и родовом строе. | 1 | ||
55 | Что такое город. | 1 | ||
56 | Как люди понимали мир природы в древности. | 1 | ||
57 | Современные религии, как они появились. | 1 | ||
58 | Современные религии, как они появились. | 1 | ||
59 | Современные религии, как они появились. | 1 | ||
60 | Искусство и культура. | 1 | ||
61 | Письмо. | 1 | ||
62 | Первые книги. | 1 | ||
63 | От изобретателя колеса - к новым открытиям. | 1 | ||
64 | Изобретения человека. | 1 | ||
65 | Изобретения человека. | 1 | ||
66 | Человечество стремится к миру. | 1 | ||
67 | Что такое освободительная война. | 1 | ||
68 | Подвиг ленинградцев. | 1 | ||
69 | Человечество стремится к миру. | 1 | ||
70 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- класс
№ урока | № по разделу | Наименование темы, разделов | Кол – во часов | Деятельность обучающихся |
Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас | 8 | |||
Имя, отчество, семья, родословная человека | ||||
1. | 1.1. | Введение в мир истории. | 1 | Формировать представление об истории, как о науке о жизни природы и общества людей. Выполнить практическое задание: записать ответы на вопрос «Почему надо изучать историю?», составить рассказ по плану. |
2. | 1.2. | История имени. | 1 | Формировать представление об истории появления имён; умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Выполнить практическое задание: записать ответы на вопрос «Почему люди во все времена придавали особое значение имени человека?» |
3.- 4. | 1.3.- 1.4. | Отчество и фамилия человека. | 2 | Формировать представление об истории появления отчеств и фамилий, о собственном имени, отчестве, фамилии; умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Выполнить практическое задание: заполнение анкеты, запись «Как произошли фамилии», работа с заданиями на соотношение. Работа с репродукцией картины В.М.Васнецова «Богатыри». |
5. | 1.5. | Семья.
| 1 | Формировать представление о семье; умение составлять правильно предложения. Выполнить практическое задание: объяснить смысл пословиц и поговорок о семье, составление устного рассказа о себе, членах семьи, родственниках, друзьях; написание короткого рассказа «Моя семья», рисование на тему: «Моя семья». |
6. | 1.6. | Биография. | 1 | Формировать представление о биографии; умение называть свою дату рождения. Выполнить практическое задание: составление автобиографии. |
7. | 1.7. | Поколения людей. | 1 | Формировать представление о родословной семьи, умение составлять родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека; умение выразительно рассказывать, объяснять значение слов: предки, потомки, родственники; называть родственников своей семьи. Выполнить практическое задание: составление родословного дерева семьи (рисунок), написание короткого рассказа «Мой любимый человек». |
8. | 1.8. | Итоговый урок по разделу «Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас». | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас». Знать основные понятия изучаемого раздела. Уметь работать с иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. Практическая работа: выполнить задания на стр.28 по теме «Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас». |
Ожидаемые результаты Собственное имя, отчество, фамилия. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников. Уметь составлять родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека. | ||||
Итого по разделу: | 8 | |||
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия | 11 | |||
Отчий дом. Наша Родина – Россия | ||||
9.-10. | 2.1.-2.2. | О доме. | 2 | Формировать представление о видах жилья; умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Формировать представление о русской избе; умение оставление рассказа по опорным словам и фразам. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам; объяснить смысл пословиц и поговорок о доме, составление рассказа «Мой дом», рисование на тему «Дом, в котором ты живешь». |
11. | 2.3. | Названия городов и улиц. | 1 | Формировать представление о появлении названий городов и улиц; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: составление рассказа «Я знаю свой поселок», рисование на тему: «Моя улица». |
12. | 2.4. | Родник «Двенадцать ключей». | 1 | Формировать представление о роднике «Двенадцать ключей»; умение самостоятельно работать с информацией, составить рассказ по опорным словам и фразам, делать вывод с опорой на факты. Выполнить практическое задание: выписать из текста ответы на вопросы о роднике «Двенадцать ключей», чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам. |
13. | 2.5. | Истоки. | 1 | Формировать представления о малой и большой Родине. Выполнить практическое задание: составление рассказ о родном крае, описать его природу. |
14. | 2.6. | Наша Родина – Россия. | 1 | Формировать представление о нашей Родине – России; умение называть страну, в которой живём, давать полное название нашего государства, работать в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов). Выполнить практическое задание: работа с картой (показ границ Российской Федерации, работа с символами, цветами карты), чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам |
15. | 2.7. | Как устроено государство. | 1 | Формировать представление о устройстве нашего государства, о том кто управляет государством, основном законе государства, республиках в составе Российской Федерации; умение работать в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов). |
16. | 2.8. | Герб, гимн, флаг России. | 1 | Формировать представление о государственной символике Российской Федерации (флаг, герб, гимн); умение правильно называть символы своей страны Выполнить практическое задание: прослушивание гимна Российской Федерации, рисование государственного флага России, объяснить смысл пословиц и поговорок Родине, мире. |
17. | 2.9. | Москва – столица России. | 1 | Формировать представление о столице нашего государства; умение работать в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов). |
18. | 2.10. | Мы жители планеты Земля. | 1 | Формировать представление о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Умение пересказывать части текста с использованием новых слов: название планеты, на которой мы живем, имя первого космонавта Земли, работать в тетради (запись словарных слов в словарь терминов). |
19. | 2.11. | Итоговый урок по разделу «Отчий дом. Наша Родина - Россия». | Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Отчий дом. Наша Родина - Россия». Знать основные понятия изучаемого раздела. Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. Практическая работа: выполнить задания на стр.66 по теме «Отчий дом. Наша Родина - Россия». | |
Ожидаемые результаты Представление о малой и большой Родине. Знание названия государства, его столицы, знаков, символов. Понимание значений новых слов. Представления о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Представления об охране жизни на Земле. | ||||
Итого по разделу: | 11 | |||
Раздел III. Представления о времени в истории | 6 | |||
О том, что такое время и как его изучают | ||||
20. | 3.1. | Что такое время. | 1 | Формировать представление о мерах и способах исчисления лет в истории; времени: прошлом, настоящем, будущем, мерах времени; умение ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера, работать в тетради (запись словарных слов в словарь терминов). Выполнить практическое задание: объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, изображение схем сменяемости времен года. |
21. | 3.2. | История календаря. | 1 | Формировать представление о появлении календаря, краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь); умение приводить примеры названий месяцев, работать с дополнительной литературой о истории календаря. Выполнить практическое задание: объяснение смысла пословиц и поговорок о временах года, составление календаря на неделю, месяц, написание рассказа «Мое любимое время года», рисование на тему: «Мое любимое время года». |
22. | 3.3. | Русский земледельческий календарь. | 1 | Формировать представление о русском земледельческом календаре; умение отличать земледельческий календарь от календаря истории, читать и пересказывать адаптированные тексты по изучаемой теме. Выполнить практическое задание: работа с русским земледельческим календарем; объяснение смысла пословиц и поговорок о человеке и времени. |
23.- 24. | 3.4.- 3.5. | Счёт лет в истории. Историческое время.
| 2 | Формировать представление о времени в истории, части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого), текущий век, тысячелетие; умение называться время историческое, выражать время в арабских и римских цифрах; работать с «Лентой времени». Выполнить практическое задание: изображение на «Ленте времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «Ленте времени»», чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам. |
25. | 3.6. | Итоговый урок по разделу «Представления о времени в истории». | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Представления о времени в истории». Знать основные понятия изучаемого раздела. Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. Практическая работа: выполнить задания на стр.82 по теме «Представления о времени в истории». |
Ожидаемые результаты Представления о мерах и способах исчисления лет в истории. Выражение времени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени. | ||||
Итого по разделу: | 6 | |||
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке | 6 | |||
Что изучает наука история | ||||
26. | 1. | Что такое история. | 1 | Формировать представление о истории как науке; понимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего; умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Выполнить практическое задание: игра «Путешествие в страну Историю». |
27. | 2. | Какие науки помогают истории. | 1 | Формировать представление о вспомогательных исторических науках (археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.); умение работать с дополнительной литературой. Выполнить практическое задание: заполнение таблицы «Науки помогающие истории», чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам |
28. | 3. | Как работают археологи. | 1 | Формировать представление о археологах и их работе; работать с иллюстрациями (работе археологов). |
29. | 4. | Исторические памятники. | 1 | Формировать представление о исторических памятниках (вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.).; умение привести примеры, соотносить различия между вещественных памятников и невещественных, работать с иллюстрациями (исторические памятники). Выполнить практическое задание: составление таблицы «Исторические памятники». |
30. | 5. | Историческая карта. | 1 | Формировать представление о исторической карте; умение отличать географическую карту от исторической карты. Выполнить практическое задание: перечислить основные правила работы с исторической картой, сравнение географической карты и исторической. |
31. | 6. | Итоговый урок по разделу «Начальные представления об истории как о науке». | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Начальные представления об истории как о науке». Знать основные понятия изучаемого раздела; уметь классифицировать вещественные и невещественные памятники истории; отличать историческую карту от географической; называть основные правила работы с исторической картой.Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. Практическая работа: выполнить задания на стр.95 по теме «Начальные представления об истории как о науке». |
Ожидаемые результатыУсвоение значений новых понятий и лексики. Понимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего. Умение называть, классифицировать вещественные и невещественные памятники истории. | ||||
Итого по разделу: | 6 | |||
Раздел V. История Древнего мира | 9 | |||
История Древнего мира | ||||
32. | 5.1. | Земля и космос. | 1 | Формировать представление о происхождении Земли; времени появления человека прямоходящего, внешнем виде первобытных людей, среде обитания; умение рассказывать о происхождении Земли, называть отличия Земли от других планет. Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией. |
33. | 5.2. | От кого произошел человек. | 1 | Формировать представление о времени появления первобытных людей, их внешнем виде, среде обитания, отличие от современных людей; умение рассказывать, от кого произошёл человек, как жили древнейшие люди. Выполнить практическое задание: нарисовать орудия труда и охоты человека умелого, составление рассказа «Древние люди», записать ответы на вопросы. |
34. | 5.3. | Человек умелый. | 1 | Формировать представление о человеке умелом; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл, работать в парах, дополнять ответы одноклассников. |
35. | 5.4. | Следующее поколение людей каменного века. | 1 | Формировать представление о людях каменного века, времени появления, изменения во внешнем облике, появлении орудий труда, совершенствование занятий; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. |
36. | 5.5. | Наступление ледников. | 1 | Формировать представление о ледниковом периоде: изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника. |
37.-3.8. | 5.6.-5.7. | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. | 2 | Формировать представление о жизни древних охотников, кочевников и собирателей; умение рассказывать о жизни охотников, кочевников и собирателей; умение называть поколения людей каменного века. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Выполнить практическое задание: работать в парах, дополнять ответы одноклассников. |
39. | 5.8. | Новые занятия людей. | 1 | Формировать представление о новых занятиях людей: приручение животных, земледелие, скотоводство. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя; умение перечислять новые занятия людей и рассказывать о них. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
40. | 5.9. | Итоговый урок по разделу
| 1 | О Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «История Древнего мира». Уметь общие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях.Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. Практическая работа: выполнить задания на стр.116 по теме «История Древнего мира». |
Ожидаемые результатыОбщие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях. | ||||
Итого по разделу: | 9 | |||
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле | 19 | |||
История вещей. Занятия человека на земле | ||||
41. | 6.1. | Огонь в жизни древнего человека. | 1 | Формировать представление о том, как люди добывали огонь, источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня; умение рассказать о значении огня в жизни человека, привести доказательства, что огонь помог предкам выжить в ледниковый период. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника. |
42. | 6.2. | Огонь, глина, гончар. | 1 | Формировать представление о работе гончара; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, работа с «Лентой времени». |
43. | 6.3. | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. | 1 | Формировать представление о том, как огонь и медь изменили жизнь человечества; использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных; использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др., огонь в военном деле, изобретение пороха, виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
44. | 6.4. | Вода, ее значение в жизни человека. | 1 | Формировать представление о значении воды в жизни человека, причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам. |
45. | 6.5. | Вода и земледелие. | 1 | Формировать представление о значении воды для земледелия, поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества; умение составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. |
46. | 6.6. | Вода как источник энергии. | 1 | Формировать представление о воде как источнике энергии, использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция, использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. |
47.- 48. | 6.7. | Какие дома строили древние люди. | 2 | Формировать представление о видах домов древних людей, история появления первых жилищ: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории; умение рассказывать о влиянии климата на изменение жилья древних людей, работать с дополнительной литературой, перечислять виды домов древних людей. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, рисование разных видов жилья. |
49.-50. | 6.9.-6.10. | Как появилась мебель. | 2 | Формировать представление о появлении мебели, влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели; умение рассказывать о появлении мебели, перечислять профессии, связанные с изготовлением мебели. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, отгадывание загадок и выполнение к ним рисунков – ответов. |
51. | 6.11. | Как появились каша и хлеб. | 1 | Формировать представление о питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание, появление каши и хлебопечения; умение рассказывать об истории появления хлеба и хлебопечения на Руси. Выполнить практическое задание: объяснение смысла пословиц и поговорок о хлебе. |
52. | 6.12. | История об обыкновенной картошке. | 1 | Формировать представление об истории появления картофеля в России; умение рассказывать о царе, при котором впервые был завезен картофель в Россию. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
53.-54. | 6.13.-6.14. | О керамике, фарфоре и деревянной посуде. | 2 | Формировать представление о посуде, ее назначении, материалах для изготовления посуды, истории появления посуды: глиняная посуда, деревянная посуда Народные традиции в изготовлении глиняной и деревянной посуды. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды; умение называть виды деревянной посуды и домашней утвари, перечислять профессии людей связанные с изготовлением посуды. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, составление ответов на вопросы с помощью учебника, написание рассказа «Мебель и посуда в русской избе 18 века», выполнение рисунка к рассказу, игра «Историческое лото». |
55. | 6.15. | История появления одежды. | 1 | Формировать представление о появлении одежды человека, влиянии видов одежды на положение человека в обществе, различия в мужской и женской одежде, способы изготовления, материалы, инструменты, совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды, влияние природных и климатических условий на изготовление одежды, народные традиции изготовления одежды; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: объяснение смысла пословиц и поговорок об одежде, составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
56. | 6.16. | Одежда и положение человека в обществе. | 1 | |
57. – 58. | 6.17. -6.18. | Как люди украшали себя. | 2 | Формировать представление о средствах украшений древних людей, изготовление одежды как искусство, изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов, образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Изменение в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви; умение называть средства украшения древних людей. Выполнить практическое задание: выполнение рисунков «Мужская и женская одежда жителей твоего края», чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам. |
59. | 6.19. | Итоговый урок по разделу «История вещей. Занятия человека на Земле». | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал по теме «Итоговый урок по разделу «История вещей. Занятия человека на Земле». Уметь общие представления деятельности людей по изменению быта, эволюции уклада жизни из поколения в поколение. Формировать умения поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.)Практическая работа: выполнить задания на стр.166 по теме «Итоговый урок по разделу «История вещей. Занятия человека на Земле». |
Ожидаемые результатыРазвитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение. Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.). | ||||
Итого по разделу: | 19 | |||
Раздел VII. Человек и общество | 9 | |||
Человек и общество | ||||
60. | 7.1. | О далеких предках – славянах и родовом строе. | 1 | Формировать представление о жизни древних славян; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени», выполнение рисунка «Поселение родовой общины славян», работа с заданиями на соотношение. |
61. | 7.2. | Как люди понимали мир природы в древности. | 1 | Формировать представление о религии славян, основных богах языческого славянского пантеона, о главных языческих праздниках; умение выделять главную мысль, учить находить слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
62. | 7.3. | Современные религии, как они появились. | 1 | Формировать представление о появлении мировых религий, истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества; умение работать с дополнительной литературой. Выполнить практическое задание: чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
63. | 7.4. | Искусство и культура. | 1 | Формировать представление об искусстве и культуре на Руси; умение работать с дополнительной литературой. Выполнить практическое задание: рассматривание и анализ иллюстраций, работа с заданиями на соотношение, работа с «Лентой времени». |
64. | 7.5. | Письмо и первые книги. | 1 | Формировать представление о появлении письменности на Руси, значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания; умение рассказывать, где и кем был создан первый алфавит. Выполнить практическое задание: составление ответов на вопросы с помощью учебника, чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам, отгадывание загадок и выполнение к ним рисунков – ответов. |
65. – 66. | 7.6. -7.7. | От изобретения колеса - к новым открытиям. | 2 | Формировать представление об изобретениях древних людей и современных изобретениях; умение приводить примеры изобретений человека в древние времена. Формировать представление об освоении человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире, о первооткрывателях морей и океанов, новых земель; умение работать с дополнительной литературой. Выполнить практическое задание: работа с индивидуальной и настенной картами, составление ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени». |
67. | 7.8. | Человечество стремится к миру. | 1 | Формировать представление о стремлении человечества к миру, причины возникновения войн, исторические уроки войн; умение объяснять, почему народы многих государств не хотят войн. Выполнить практическое задание: работа с индивидуальной и настенной картами, работа с «Лентой времени», написание рассказа «Моя мечта о будущем». |
68. | 7.9. | Итоговый урок по разделу «Человек и общество». | 1 | Обобщить и закрепить пройденный материал по разделу «Человек и общество». Уметь работать с текстами учебника ми заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений.Практическая работа: выполнить задания на стр.203 по теме «Человек и общество». |
69 | Резервный урок | 1 | ||
70 | Резервный урок | 1 | ||
Ожидаемые результатыОбъяснение понятий. Умение работать с текстами учебника и заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Развитие связной устной и письменной речи. | ||||
Итого по разделу: | 9 | |||
Итого за год: | 70 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Реализуемая учебная программа
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И. М. Бгажнокова. – 3 – е изд. – М.: Просвещение.
Учебник
Мир истории.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение.
Рабочие тетради
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - составлен совместно с учителями-предметниками...
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Адаптированная рабочая программа по профессионально - трудовому обучению профиль «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...
Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по математике для 8 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» (V- IX классы) предметная область «Математика»...