Конспект открытого урока: Развитие речи и окружающий мир. «Дикие животные и их среда обитания»
план-конспект урока (6 класс)

Нестерова Ольга Александровна

Развитие лексико-грамматического строя речи.Формирование понятия "дикие " животные, среда их обитания  и питания, умение согласовывать слова в предложениях, а также образовывать слова, обозначающие детёнышей животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr.urok_.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект открытого урока на тему:

            «Дикие животные и их среда обитания»

 

                                                                       Подготовила:

                                                                       учитель МКОУ ШИ

Нестерова О.А.  

Конспект открытого урока: Развитие речи и окружающий мир.

Класс: 5б

Учитель: Нестерова Ольга Александровна.

Тема: Дикие животные и их среда обитания.

Тип урока: комбинированный.

Цель: 

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать понятие "дикие " животные, среда их обитания  и питания.
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Образовывать слова, обозначающие детёнышей животных.

Коррекционная:

  • Развивать слуховое внимание, память, внимание.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать речь обучающихся (уточнение, обогащение словаря, совершенствование  звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи).

 Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношения к живой природе.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Словарь:  норка, логово, гнездо, берлога, дупло, фыркает, ревёт, воет. 

 Оборудование предметные картинки «Обитатели лесного массива», видео и аудиозапись, пиктограмма, су-джок, карточки с изображением животных. карточки – символы «Где живёт?», «Чем питается?»

Методы и приемы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

                               

 Ход урока.

Ι. Организационный момент.

       - Психологический настрой на урок.

   Все у парты ровно встали.

   Улыбнулись, подравнялись.

   Тихо сели за свой стол…

    Начинаем разговор.

- Сейчас у нас урок развития речи и окружающий мир. Напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить, отвечать на вопросы чётко, полным ответом. Вы знаете, если что-то у вас не получается, я обязательно помогу.

II.Сообщение темы урок.

Сегодня мы будем говорить о животных, которые живут в лесу. Их называют «дикими». Каких диких животных живущих в лесу вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, белка, ёж).Тело животных покрыто мехом. Мех защищает  животного от холода. А у ёжика защита - это колючки.

Где  же живут дикие животные? (в лесу). Они сами строят себе жилище. У каждого животного есть свой домик в лесу. Только все эти дома разные. 

Домик белки называется – дупло. Белка живет в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

Жилище волка называется- логово.

 Дом лисы называется – нора. Лиса живет в норе. У норы есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.
Жилище ёжика называется- гнездо. Всю зиму он там крепко  спит.
Жилище медведя называется- берлога. Медведь живет в берлоге.

На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он  может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.
Артикуляционная гимнастика.

Давайте запоминать, как они называются с помощью стихотворения. Перед нами -   лес, в лесу мы часто слышим эхо, поэтому и начнём урок с игры «эхо» – повторяйте за мной, чётко выговаривая каждое слово, если я буду говорить громко, и вы громко повторяйте, если я тихо скажу, и вы тихо повторите.

Ра-ра-ра,

У лисы  в лесу нора.

Во-во-во,

Волк забрался в логово.

Ле-ле-ле,

Белочка живёт в дупле.

До-до-до,

Ёжик спрятался в гнездо.

Ге-ге-ге

Спит медведь в берлоге

Ве-ве-ве

Заинька сидит в траве

Работа с карточками

-  кто это?(лиса)

- Как правильно сказать, чья это нора? (лисья)

-  кто это?(волк)

- Как правильно сказать, чьё это логово? (волчье)

-  кто это?(белка)

- Как правильно сказать, чьё это дупло? (беличье)

-  кто это?(ёж)

- Как правильно сказать, чьё это гнездо? (ежовое)

-  кто это?(медведь)

- Как правильно сказать, чья это берлога? (медвежья)

- Как мы называем всех этих животных? (дикие)


Дидактическая игра «Кто как подает голос» (видеозапись)

Сейчас поиграем в игру: Кто как подает голос».

- Кто это подал голос? (Это голос белки).

Слушаем следующий голос.

- Кто это подал голос? (Это голос медведя).

Слушаем следующий голос.

- Кто это подал голос? (Это голос волка).

Слушаем следующий голос.

- Кто это подал голос? (Это голос ежа).

Слушаем следующий голос.

- Кто это подал голос? (Это голос зайца).

Слушаем следующий голос.

- Кто это подал голос? (Это голос лисы).

Молодцы голоса животных вы узнали.

Дикие животные сами заботятся о своих детенышах.

Защищают и растят их.

Дидактическая игра  «Кто у кого»

 Нам нужно назвать как называют маму и ее детенышей.

- Кто это? (Это волчица)

- Кто у волчицы? (У волчицы волчата).

- Кто это? (Это медведица)

- Кто у медведицы? (У медведицы медвежата).

- Кто это? (Это ежиха)

- Кто у ежихи? (У ежихи ежата).

- Кто это? (Это лиса)

- Кто у лисы? (У лисы лисята).

Молодцы. Давайте отдохнем, встаем удобнее, так чтобы не мешать друг другу.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем

Отдыхать как зайки, станем.

Вправо, влево, наклонились,

Повернитесь, потянитесь.

Лапки вверх и лапки вбок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

        Молодцы, мои зайчишки.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,    (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки  (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Упражнение с су-джоком «Маленький ёжик» (аудио-видеозапись)

Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда . Дикие животные сами добывают себе еду.
Лиса ловит мышей и рыбу.
Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.
Заяц ест капусту и морковку.

Ёжик питается насекомыми, мышами, овощами, фруктами, травой.
Медведь питается рыбой, грибами  и ягодами.

Волк- прирождённый хищник. Его добычей в дикой природе являются зайцы, кабаны, мелкие грызуны. Кроме этого волк любит полакомиться птицами.

Дидактическая игра «Чем питается?»

Давайте мы сейчас угостим животных их любимой едой (работа с карточками).

III.Закрепление пройденного.

Отгадайте загадки. Покажите каточку с изображением этого животного. (Медведь, ёж, лиса, заяц, волк, белка).

1. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

2.Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(волк)

3. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

4.Кто  с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонёк?   (белка)

5.Это кто в траве шуршит

 И забавно так фырчит,

 Весь в иголках, не  возьмешь?

 Кто же это, дети?                    (еж)

6. Зимой в берлоге спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь)

Дидактическая игра «Кто где живет»
Кто-то перепутал все жилища животных. Давайте каждому поможем вернуться в свой домик.

Дидактическая игра  «Четвёртый лишний»

3 диких животных с шерстью и ёж. Почему  это животное лишнее, объясни свой выбор.

IV.Подведение итогов.


-  О каких животных мы сегодня говорили?

 -  Почему они называются «дикими»?

 -  У какого животного вместо шерсти  иголки?

 -  Какие животные  зимой ложатся в спячку?

 -  Что больше всего понравилось на уроке?

-  Сегодня вы  хорошо работали, старались давать полные ответы.

Спасибо за     урок.  Выставление оценок.

Домашнее задание – обвести по точкам фигуру ёжика и раскрасить.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Конспект открытого урока развития речи во 2 классе по теме "Берёза"

Конспект урока развития речи во 2 классе по теме "Берёза"Цели: Уточнить и систематизировать знания обучающихся об основных частях дерева. Формировать умение составлять описательный рассказ по существе...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»

Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....

Урок развития речи в 4 класс. Дикие животные: лось.

Тема: Дикие животные: лось.Цели: уточнить и расширить знаний учащихся о диких животных на основе знакомства с лосем.Задачи:1) познакомить учащихся с диким животным – лосем, его внешнем виде, питании, ...