Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Перелётные и зимующие птицы"»
план-конспект урока на тему
Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к птицам
Задачи:
- учить узнавать птиц
- учить узнавать голос птиц
- учить выделять следы птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira_perelyotnye_i_zimuyushchie_ptitsy_4kl_skosh_viii_vid.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Окружающего мира в 4 классе СКОШ VIII вида.
Тема: Зимующие и перелётные птицы.
Тип: Открытие новых знаний.
Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к птицам
Задачи:
- учить узнавать птиц
- учить узнавать голос птиц
- учить выделять следы птиц
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, карточки с птицами, наборы разрезанных изображений птиц, плакат со следами птиц, аудиозапись голосов птиц.
УМК:
Программа В.В. Воронкова
Орг. момент. Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Рассказ дежурного о погоде:
Сегодня ….
День недели…
Температура воздуха...
На улице …
Осадки…
- Спасибо дежурному.
Продолжим урок разминкой – скороговоркой:
«Скворцы и синицы весёлые птицы». (Приложение 1)
(повторяют за учителем, повторяем хором 3 раза, без учителя 3 раза, ускоряясь)
- Хорошо размялись, молодцы.
Определение темы урока.
Скажите, про кого мы сейчас говорили скороговорку?
(О скворцах. О синицах.)
- А скворцы и синицы – это кто?
(Птицы.)
- Какая птица – скворец?
(Перелётная)
А синица – какая птица?
(Зимующая)
- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?
(О зимующих и перелётных птицах)
Правильно. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока
Слайд
Зимующие и перелётные птицы.
Актуализация знаний.
- Каких птиц называют перелётными?
(Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые страны)
- Каких птиц мы называем зимующими?
(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)
Новый материал.
- У вас на столах лежат карточки с таблицей, в неё мы будем записывать названия изучаемых птиц. Каких птиц будем записывать в первый столбик? Тогда ….. птиц запишем во второй столбик. (Приложение 2)
(Дети записывают названия столбиков и вносят первые названия птиц: скворец и синица.)
Слайд
Посмотрите, какой красавец скворец. Он вестник весны. Имеет ярко- чёрный окрас перьев, с такими же яркими белыми пятнами.
Он отличный артист – может петь разными голосами.
Слайд
Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая.
- Чтобы узнать следующих птиц, вам придётся отгадать загадки.
Всех прилётных птиц черней.
Чистит пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…. (ГРАЧ)
Слайд
Прилетает в наши края, как только на полях появляются проталины. Любит лакомиться червяками, насекомыми и жуками. Самое любимое лакомство – кукуруза.
- В какой столбик таблицы мы запишем грача?
(Перелётные)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ЛАСТОЧКА)
Слайд
Питается насекомыми на лету, поэтому у неё короткий клюв и длинные узкие крылья. Гнездятся под крышами зданий, на песчаных обрывистых берегах.
- В какой столбик таблицы мы запишем ласточку?
(Перелётные)
- Следующие загадки загадают вам одноклассники.
Не ворона, не синица
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку.
Раздалось в лесу ку-ку. (КУКУШКА)
Слайд
Верх её тела серый, а низ полосатый. Питается майскими жуками, гусеницами, ягодами, бабочками.
Яйца откладывает в гнёзда других птиц.
- В какой столбик таблицы мы запишем кукушку?
(Перелётные)
Физминутка
Птички прыгают, летают,
Птички песенки поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели
Продолжаем разговор о птицах.
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая. (СОРОКА)
Слайд
- В какой столбик таблицы мы запишем сороку?
(Зимующие)
У морей, озёр и рек
Часто видит человек
Стаи смелых птиц летают,
Рыбу на лету хватают.
На воде она хозяйка,
А зовётся птица…. (ЧАЙКА)
Слайд
Водоплавающая птица, живущая вблизи водоёмов. Питается рыбой.
- В какой столбик таблицы мы запишем чайку?
(Перелётные)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (ДЯТЕЛ)
Слайд
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из – под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».
- К каким птицам мы запишем дятла?
(Зимующим)
У меня есть 4 конверта, которые помогут узнать нам названия следующих птиц. Приглашаю по ученику. Соберите изображение птиц из частей. (Если сделать это задание на магнитной доске, то изображение видно всему классу).
КОНВЕРТ – ВОРОНА
КОНВЕРТ – ВОРОБЕЙ
КОНВЕРТ – СНЕГИРЬ
КОНВЕРТ – ГАЛКА
Ребята собирают картинки, называют птиц, записываем в таблицу.
Слайды
СНЕГИРЬ получил своё название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами.
Ребята, снегиря часто называют кочующей птицей, потому что он не улетает далеко в тёплые страны, а лишь перелетает на большие расстояния. Запишем снегиря ниже таблицы. Снегирь – кочующая птица.
ВОРОБЕЙ
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
Почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!»
ВОРОНА
Всеядная птица.
Она каждый год возвращается к одному гнезду.
Прекрасно соседствует с человеком.
ГАЛКА
Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.
- Давайте вспомним тему нашего урока.
(Зимующие и перелётные птицы)
Слайд
- Отлично. Ребята, как живётся птичкам зимой?
(Холодно. Голодно. Плохо. Нет еды.)
- Вы правы, птицам зимой не только холодно, но и очень трудно найти корм. А мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям?
(Да. Мы их можем покормить.)
Слайд
- Правильно, мы можем их подкармливать.
Расскажите, чем можно покормить птиц?
(Зерно, хлебные крошки, сало, крупы)
- Молодцы!
У нас в школе есть кормушка, а кто из вас и дома подкармливает птичек?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята.
Закрепление изученного.
А сейчас мы немного поиграем и вспомним птиц, о которых уже говорили на уроке.
Встаём из-за парт. Я буду называть птицу, если она перелётная – вы приседаете и снова встаёте, а если она зимующая – просто хлопаете в ладоши.
- Вы, наверное, знаете, что птицы чудесные певцы, сегодня они приготовили для вас целый концерт. Будем слушать запись и узнавать птиц по голосу.
СОРОКА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, ГРАЧ, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, ЛАСТОЧКА, УТКА, СКВОРЕЦ, ЧАЙКА, СИНИЦА.
(Запись песенки синички длинная – 3 мин, прослушиваем 20 секунд, на паузу – отгадываем птицу; далее включаю продолжение – РЕЛАКСАЦИЯ – говорю на фоне песенки синички).
- Сейчас устройтесь поудобнее, закройте глазки, отпустите руки вниз, откиньтесь на спинку стула, представьте лето, что вы в лесу сидите на пеньке и слушаете синичек. В лесу прохладно. Лёгкий ветерок дует прямо вам в лицо.
(В это время учитель разворачивает плакат со следами).
Отдохнули. А теперь открываем глазки.
Ребята, посмотрите, пока мы отдыхали и представляли лето, на нашем снегу кто-то оставил следы. Попробуем узнать, чьи это следы?
(Распознаём следы)
- Ребята, какие следы лишние?
Лося, потому что остальные следы птиц, а лось не птица.
Пока мы с вами занимались, я перепутала карточки. Помогите мне отделить перелётных птиц от зимующих. Ребята с первого ряда будут подходить и брать перелётную птицу, а ребята со второго ряда – зимующую.
Спасибо вам за помощь.
Итог урока.
- А теперь давайте вспомним, как называют птиц, которые не улетают в тёплые края на зиму, а остаются у нас зимовать?
(Зимующие)
- Каких зимующих птиц вы запомнили?
( Перечисляют)
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
(Перелётные)
- Каких перелётных птиц вы запомнили?
(Перечисляют)
Заканчивая урок, я хочу попросить вас выбрать один из кружочков с парты:
- если вы со всеми заданиями легко справлялись, поднимите зелёный кружок,
- если во время работы у вас были трудности – жёлтый,
- если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями – красный.
Спасибо, ребята.
Выставляю оценки.
Приложение 1
СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ
ВЕСЁЛЫЕ ПТИЦЫ
Приложение 2
Зимующие | Перелётные |
Зимующие | Перелётные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе. Тема: «Мебель. Назначение. Уход за мебелью».
Урок развития речи в 3 классе...
Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»
Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...
Презентация к конспекту урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»
слайды данной презентации можно использовать не полностью - по усмотрению учителя....
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи в 1 классе школы 8 вида....
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс
Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...