Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Перелётные и зимующие птицы"»
план-конспект урока на тему

Ермолинская Надежда Андреевна

Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах.

            Развивать логическое мышление.

            Воспитывать бережное отношение к птицам

Задачи:

- учить узнавать птиц

- учить узнавать голос птиц

- учить выделять следы птиц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Окружающего мира в 4 классе СКОШ VIII вида.

Тема: Зимующие и перелётные птицы.

Тип: Открытие новых знаний.

Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах.

            Развивать логическое мышление.

            Воспитывать бережное отношение к птицам

Задачи: 

- учить узнавать птиц

- учить узнавать голос птиц

- учить выделять следы птиц

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, карточки с птицами, наборы разрезанных изображений птиц, плакат со следами птиц, аудиозапись голосов птиц.

УМК:

Программа В.В. Воронкова

Орг. момент. Вот опять звенит звонок.

                        Начинается урок.

Рассказ дежурного о погоде:

     Сегодня ….

         День недели…

                     Температура воздуха...

    На улице …

Осадки…

- Спасибо дежурному.

Продолжим урок разминкой – скороговоркой:

«Скворцы и синицы весёлые птицы». (Приложение 1)

(повторяют за учителем, повторяем хором 3 раза, без учителя 3 раза, ускоряясь)

- Хорошо размялись, молодцы.

Определение темы урока.

Скажите, про кого мы сейчас говорили скороговорку?

(О скворцах. О синицах.)

- А скворцы и синицы – это кто?

(Птицы.)

- Какая птица – скворец?

(Перелётная)

А синица – какая птица?

(Зимующая)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих и перелётных птицах)

Правильно. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока

Слайд

 Зимующие и перелётные птицы.

Актуализация знаний.

- Каких птиц называют перелётными?

(Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые страны)

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)

Новый материал.

- У вас на столах лежат карточки с таблицей, в неё мы будем записывать названия изучаемых птиц. Каких птиц будем записывать в первый столбик? Тогда ….. птиц запишем во второй столбик. (Приложение 2)

(Дети записывают названия столбиков и вносят первые названия птиц: скворец и синица.)

Слайд

Посмотрите, какой красавец скворец. Он вестник весны. Имеет ярко- чёрный окрас перьев, с такими же яркими белыми пятнами.

Он отличный артист – может петь разными голосами.

Слайд

     Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая.

- Чтобы узнать следующих птиц, вам придётся отгадать загадки.

Всех прилётных птиц черней.

Чистит пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица….                                    (ГРАЧ)

Слайд

Прилетает в наши края, как только на полях появляются проталины. Любит лакомиться червяками, насекомыми и жуками. Самое любимое лакомство – кукуруза.

- В какой столбик таблицы мы запишем грача?

(Перелётные)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.                                     (ЛАСТОЧКА)

Слайд

Питается насекомыми на лету, поэтому у неё короткий клюв и длинные узкие крылья. Гнездятся под крышами зданий, на песчаных обрывистых берегах.

- В какой столбик таблицы мы запишем ласточку?

(Перелётные)

- Следующие загадки загадают вам одноклассники.

Не ворона, не синица

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку.

Раздалось в лесу ку-ку.                            (КУКУШКА)

Слайд

Верх её тела серый, а низ полосатый. Питается майскими жуками, гусеницами, ягодами, бабочками.

Яйца откладывает в гнёзда других птиц.

- В какой столбик таблицы мы запишем кукушку?

(Перелётные)

   Физминутка

Птички прыгают, летают,

Птички песенки поют.

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили,    

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели

Продолжаем разговор о птицах.

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая.                                    (СОРОКА)

Слайд

- В какой столбик таблицы мы запишем сороку?

(Зимующие)

У морей, озёр и рек

Часто видит человек

Стаи смелых птиц летают,

Рыбу на лету хватают.

На воде она хозяйка,

А зовётся птица….                              (ЧАЙКА)

Слайд

Водоплавающая птица, живущая вблизи водоёмов. Питается рыбой.

- В какой столбик таблицы мы запишем чайку?

(Перелётные)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтёр красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.              (ДЯТЕЛ)

Слайд

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

     Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из – под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».

- К каким птицам мы запишем дятла?

(Зимующим)

У меня есть 4 конверта, которые помогут узнать нам названия следующих птиц. Приглашаю по ученику. Соберите изображение птиц из частей. (Если сделать это задание на магнитной доске, то изображение видно всему классу).

КОНВЕРТ – ВОРОНА

КОНВЕРТ – ВОРОБЕЙ

КОНВЕРТ – СНЕГИРЬ

КОНВЕРТ – ГАЛКА

Ребята собирают картинки, называют птиц, записываем в таблицу.

Слайды

СНЕГИРЬ получил своё название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами.

Ребята, снегиря часто называют кочующей птицей, потому что он не улетает далеко в тёплые страны, а лишь перелетает на большие расстояния. Запишем снегиря ниже таблицы. Снегирь – кочующая птица.

ВОРОБЕЙ

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и  округлыми крыльями. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

         Почему его так назвали?

     Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!»

ВОРОНА

Всеядная птица.

Она каждый год возвращается к одному гнезду.

Прекрасно соседствует с человеком.

 ГАЛКА

Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

(Зимующие и перелётные птицы)

Слайд

- Отлично. Ребята, как живётся птичкам зимой?

(Холодно. Голодно. Плохо. Нет еды.)

- Вы правы, птицам зимой не только холодно, но и очень трудно найти корм. А мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям?

(Да. Мы их можем покормить.)

Слайд

- Правильно, мы можем их подкармливать.

Расскажите, чем можно покормить птиц?

(Зерно, хлебные крошки, сало, крупы)

- Молодцы!

У нас в школе есть кормушка, а кто из вас и дома подкармливает птичек?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята.

Закрепление изученного.

А сейчас мы немного поиграем и вспомним птиц, о которых уже говорили на уроке.

Встаём из-за парт. Я буду называть птицу, если она перелётная – вы приседаете и снова встаёте, а если она зимующая – просто хлопаете в ладоши.

- Вы, наверное, знаете, что птицы чудесные певцы, сегодня они приготовили для вас целый концерт. Будем слушать запись  и узнавать птиц по голосу.

СОРОКА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, ГРАЧ, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, ЛАСТОЧКА, УТКА, СКВОРЕЦ, ЧАЙКА, СИНИЦА.

(Запись песенки синички длинная – 3 мин, прослушиваем 20 секунд, на паузу – отгадываем птицу; далее включаю продолжение – РЕЛАКСАЦИЯ – говорю на фоне песенки синички).

- Сейчас устройтесь поудобнее, закройте глазки, отпустите руки вниз, откиньтесь на спинку стула, представьте лето, что вы в лесу сидите на пеньке и слушаете синичек. В лесу прохладно. Лёгкий ветерок дует прямо вам в лицо.

(В это время учитель разворачивает плакат со следами).

Отдохнули. А теперь открываем глазки.

Ребята, посмотрите, пока мы отдыхали и представляли лето, на нашем снегу кто-то оставил следы. Попробуем узнать, чьи это следы?

(Распознаём следы)

- Ребята, какие следы лишние?

Лося, потому что остальные следы птиц, а лось не птица.

Пока мы с вами занимались, я перепутала карточки. Помогите мне отделить перелётных птиц от зимующих. Ребята с первого ряда будут подходить и брать перелётную птицу, а ребята со второго ряда – зимующую.

Спасибо вам за помощь.

Итог урока.

- А теперь давайте вспомним, как называют птиц, которые не улетают в тёплые края на зиму, а остаются у нас зимовать?

(Зимующие)

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

( Перечисляют)

- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

(Перелётные)

- Каких перелётных птиц вы запомнили?

(Перечисляют)

Заканчивая урок, я хочу попросить вас выбрать один из кружочков с парты:

- если вы со всеми заданиями легко справлялись, поднимите зелёный кружок,

- если во время работы у вас были трудности – жёлтый,

- если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями – красный.

Спасибо, ребята.

Выставляю оценки.


Приложение 1

СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ

ВЕСЁЛЫЕ ПТИЦЫ


Приложение 2

Зимующие

Перелётные

Зимующие

Перелётные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...