Разработка урока логоритмики в начальной школе на основе регионального компонента народов ХМАО.
план-конспект

Абрамычева Татьяна Юрьевна

Цель занятия: Коррекция и компенсация недостатков психоречевого и физического развития у детей средствами вербальной и музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • обучать детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты;
  •  учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова  и фразы;
  • продолжать  применять разнообразную  интонацию во время импровизации;
  • освоить элементы музыкальной грамоты.
  1.  Коррекционно-развивающие: 
  • продолжать развивать у детей умение передавать в движении веселый, оживленный характер музыки;
  •  улучшить качество исполнения танцевальных движений;
  • развивать умения и навыки выразительно, ритмично передавать темп музыки через движение;
  • развивать длительный речевой выдох, смену силы голоса, подвижность артикуляционного аппарата;
  • совершенствовать основные психомоторные качества (статическую и динамическую координацию, ориентировку в пространстве, переключаемость движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.
  • воспитание эстетических чувств, любви к окружающей  природе и национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_logoritmiki_severnye_napevy.doc79.5 КБ
Файл cevernye_napevy.pptx906.29 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты–Мансийского автономного округа–Югры

«Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

628285, г.Урай Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области,

улица Узбекистанская, дом 10. тел./факс: (34676) 3-65-62. Е-mail: usosh@inbox.ru

Разработка урока логоритмики в начальной школе

на основе регионального компонента народов ХМАО.

                 

     Учитель физической культуры: Т.Ю. Абрамычева,

Учитель-логопед: Т.Ю. Замятина

2023г.

Тема: «Северные напевы»

Цель занятия: Коррекция и компенсация недостатков психоречевого и физического развития у детей средствами вербальной и музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • обучать детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты;
  •  учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова  и фразы;
  • продолжать  применять разнообразную  интонацию во время импровизации;
  • освоить элементы музыкальной грамоты.
  1.  Коррекционно-развивающие:  
  • продолжать развивать у детей умение передавать в движении веселый, оживленный характер музыки;
  •  улучшить качество исполнения танцевальных движений;
  • развивать умения и навыки выразительно, ритмично передавать темп музыки через движение;
  • развивать длительный речевой выдох, смену силы голоса, подвижность артикуляционного аппарата;
  • совершенствовать основные психомоторные качества (статическую и динамическую координацию, ориентировку в пространстве, переключаемость движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.
  • воспитание эстетических чувств, любви к окружающей  природе и национальной культуре.

Форма организационной деятельности: фронтальный, игровой, индивидуальный

Методы: словесный, практический, наглядный, игры, коррекционно - развивающего воздействия на развитие ребенка.

Место проведения: зал ритмики.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная система,

Инвентарь: гимнастические коврики, палочки, платки, бутылочки для развития дыхания, маски, атрибуты костюмов.

План:

Организационный момент.

Построение в шеренгу.

Поклон.

Сообщение задач.

Основная часть 

Строевые упражнения. Перестроение по залу.

Артикуляционная гимнастика.

Динамическая пауза.

Разминка с ОРУ.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Танец с разноцветными платочками.

Заключительная часть.

Релаксация «Под луной»

Рефлексия.

ХОД занятия

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка  (мин)

Примечания

Коррекционная работа

Вводная часть

Основная часть                        

Заключительная часть

Организационный момент.    

 – построение в одну шеренгу                         -   поклон.

 Учитель: Ребята, прежде чем начать  я загадаю вам загадку, а отгадкой будет тема нашего занятия.

Оленёнок, харна, пыря,

Девушка, луна и лук.

Догадайся-ка, народ!

О чем сегодня речь пойдёт?

(Ответы детей)

Учитель: Да, ребята, сегодня мы будем путешествовать по сказкам народов севера, будем работать в коллективе, импровизировать. Постараемся стать сильными, ловкими и выносливыми, а также внимательными и рассудительными, а чтобы нам было интересней, мы пригласим нашу любимую бабушку Кандику. Давайте ее позовем. Я начну, а вы повторяйте

«Ба-бушка, Кан-дика» - взрослый дает образец

«Ба-бушка, Кан-дика» - дети повторяют.

Бабушка:

Здравствуйте, ребята. Вот мы и снова вместе. Вы правильно отгадали, что речь пойдёт о сказках народов Севера. А кто вспомнит, какие народы живут на Севере. (ответы детей).

На экране появляется карта народов севера.

А какие сказки встретятся на нашем пути? Давайте посмотрим.

Дети называют названия сказок.

Бабушка:

Коли мы  в сказке с вами, друзья,

Без превращений сегодня нельзя.

Раз, два, три – поторопитесь

И в оленей превратитесь                

Путь нелегкий нас ждет впереди

Будь внимателен – не подведи!

Учитель: Ребята, вы превратились в маленьких оленят. В какой сказке мы сейчас? (Дети отвечают: «Как маленький олененок друга нашел.»)

Учитель: Давайте и мы отправимся на поиски новых друзей.

Перестроение по залу

-ходьба на носках,

-ходьба на пятках,

-ходьба на внешн, внутр. стороне стопы.

- ходьба с высоким подниманием бедра.

На пути встречается ворон

Учитель: Давайте, как олененок, попробуем подружиться с вороном, позовем его.

Вместе с учителем дети: «Харна, харна!»                                                    Дети одни громче: «Харна, харна.»

Ворон: Чего вам?                                    Дети: Давай дружить?                           Ворон: Вы не умеете летать, не буду я с вами дружить.                                   Учитель: значит мы отправимся дальше на поиски друзей.

Перестроение продолжается:                - змейка;                                                  - в колонны по два.

На пути встречается щука в озере

Учитель: Давайте попробуем подружиться с щукой, позовем ее. Вместе с учителем дети: «Пыря, пыря!»                                                    Дети одни громче: «Пыряя, пыря.»  Щука: Чего вам?                                    Дети: Давай дружить?                           Ворон: Вы не умеете плавать, не буду я с вами дружить.                                   Учитель: значит мы отправимся дальше.

Ходьба с построением в круг.           В центре у костра сидит бабушка Кандика: Слышала дружить с вами ни кто не хочет, я буду вам другом.  Ведь олень и человек – стали дружными навек. Мы немного отдохнём и сказку новую начнем.Посмотрите из какой сказки этот предмет

Дети отвечают: «Как человек получил лук»

Бабушка: А кому создатель лук не дал?

Дети: медведю.

Бабушка:

Лапы сильные, когти острые, а говорить и объяснить, зачем ему лук-самострел медведь не мог, потому что язык у него ленивый был. Давайте поможем медведю, научим его, как правильно управлять своим языком.

Артикуляционная гимнастика

Сам медведь большой, ленивый

И язык большой ленивый.

Чтобы смог заговорить,                             «Лопаточка»

Будем мы его учить.

Вправо- влево, вправо-влево                   «Часики»

Двигай языком ты смело.

А потом не ленись                                   «Качели»                    

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Постарайся-ка, дружок,

Сделай по губам кружок.

Раз, кружок, два кружок,                        «Бегом по стадиону»

Посмотри! Ты уже смог.

А теперь, без сожаленья,                        «Вкусное варенье»

Подбери-ка с губ варенье,

Из малины, из черники.

И конечно, голубики.

Нас язык почти готов,                              «Барабанщик»

Но начнем пока без слов,

По зубам мы постучим

И тихонько зарычим –РРРРРРР!

Ну вот, слов пока не получилось. Но рычать медведя мы уже научили!!!

А кто ещё просил у создателя лук-самострел? (Заяц)

ДИНАМИЧЕСКАЯ   ПАУЗА

Аккуратные зайчата

- Лапки мыли?   (ладони горизонтально полу друг над другом, поглаживают поочередно).

- Лапки мыли!    повтор

- Ушки мыли?   (ладони  меняя положение )

- Ушки мыли!   повтор

- Носик мыли? (поочередно пальцами то левой, то правой руки прикасаться к носу)

- Носик мыли!  повтор

- Всё помыли? (Руки с пояса по очереди развести в стороны  вернуть обратно)

- Всё помыли! повтор

И теперь мы чистые (кулачок стучит по кулачку, со сменой рук)

Зайчики пушистые! (повтор)

Бабушка : Да зайчики пушистые, лапки у них быстрые. Да вот только достался–ли им лук-самострел? (нет)

А кому же он достался? (человеку)

Почему? (потому что у него не было сильных  и быстрых лап, острых когтей)

А чтобы человеку добывать себе пищу мало лука-самострела, надо ещё силу, ловкость и выносливость. Вы готовы стать сильными, ловкими и выносливыми?

Дети: Да!

Учитель: Давайте тогда разомнемся.

Разминка с ОРУ.

 

На экране появляется большая луна.

Учитель: посмотрите, какая огромная луна, она спускается на землю, чтобы утащить нас. Давайте скорее спрячемся в сугроб.

 Развитие речевого дыхания и голоса

«снежная буря»

Вдох через нос, выдох в соломинку- фуууууууу!

Вдох через нос, выдох со звуком -УУУУУУ!

На кране луна убывающая.

Учитель: смотрите она уходит. Давайте соберем дров для нашего костра по две палочки Теперь присядем возле костра и попробуем напугать луну волшебными звуками. (Реализация ритмического рисунка палочками)

На экране снова появляется большая луна.

Учитель: смотрите, луна возвращается,  давайте подкинем дров в костер, чтобы он сильнее разгорелся и спрячемся в нем.

«Танец с разноцветными платочками»

Учитель: А что дальше ребята произошло с луной в сказке (дети рассказывают).

 Учитель, обращаясь к луне: Так что, луна,  не спускайся больше на землю, а лучше освещай людям путь по ночам, чтобы они не сбились с пути. А мы полюбуемся красотой твоего лунного света.

Релаксация. (Дети ложатся на пол)

Бабушка под медленную музыку читает стихотворение о луне:

Рефлексия

Учитель: Ребята, луна освещает нас своим сиянием, но ей одиноко одной, давайте подарим ей яркое звездное небо, которое будет отражать наше настроение, выберете каждый себе звезду такого цвета, какое у вас осталось впечатление от сегодняшнего занятия.

На столе разноцветные звезды, каждый цвет соответствует настроению. Дети выбирают и наклеивают на зеркало, создавая небо. Гостям предлагается сделать тоже самое.

Учитель: Наше занятие закончено, будем прощаться.

Бабушка: прощается на языке народов севера, дети ей отвечают, она уходит.

Дети прощаются с учителем поклоном и под аплодисменты гостей выходят из класса.

                       

    5

     

     

   

     

                           

     8

     

       

     

     

       

Слова с хлопками

 На экране появляются картинки из сказок:

Девушка и луна (нганасанская сказка)

Как человек получил лук (эвенкийская сказка)

Как олененок друга нашел (ненецкая сказка)

Дети надевают шапочки – рожки

Бабушка Кандика с маской ворона

Бабушка Кандика с маской щуки

На экране лук- самострел

Выполняются движения в соответствие с текстом «взрослый-дети»

Каждый ребенок стоя в кругу по очереди показывает упражнения, остальные повторяют

Дети отбегают в угол зала, берут бутылочки со снегом (материал: бутылки в них мелкий пенопласт, пластмассовые соломины)

Дети по залу ищут палочки

Дети берут из костра красные платки

Мотивация детей на лого-ритмическую деятельность

Ориентировка в пространстве

Развитие физической силы и выносливости, костно-мышечного аппарата, координации движений

Развитие слуховое внимание и мелкой моторики

Развитие творческой активности, выразительности, фантазии, восприятие музыки

Развитие образного и логического мышления, разговорной речи.

Расслабить мышцы тела, снять эмоциональное напряжение

Развить способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения

Развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.

Мотивация на самостоятельную деятельность

                             Внеурочное занятие по ритмике

«Прогулка к морю»

Учитель ритмики

Абрамычева Т.Ю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Как оленёнок друга нашёл

Слайд 6

Как человек получил лук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.

Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...

Методическая разработка программы по технологии для 7 класса с региональным компонентом

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии...

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Моя Мордовия". Региональный компонент

В презентации представленыфото столицы Мордовии. герб, флаг Мордовии, мордовские композиторы, мордовский костюм, пейзажи Мордовии фотографии скульптур мордовского скульптора С.Эрьзи....

Развитие творческих способностей учащихся на основе регионального компонента

Использование регионального компонента на уроках татарского языка и литературы и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся....

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...