Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда
статья
Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovani_neyropsihologicheskiy_metod_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья
Топоркова И.В., учитель-логопед,
МОУначальная школа –детский сад
№11 Копейского городского округа
Необходимость в психолого-педагогической службе в общеобразовательном учреждении в составе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога обусловлена тем, что количество детей, испытывающих трудности (в том числе стойких) в усвоении образовательной программы не уменьшается, а, к сожалению, наоборот.
Эти трудности, мешающие выработке у учеников приемлемого и хорошего учебного поведения, разнообразны и имеют разное происхождение: они могут быть связаны с недостатком развития ученика; с трудным приспособлением к школьным условиям (дезадаптация); возрастным негативизмом; с неудачными и неверными действиями педагога и др.
Логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является необходимым и обусловленным на этапе начального образования, так как именно в речевой деятельности (устной и письменной) можно наблюдать несформированность определённых и важных для успешного обучения умений и навыков. А ведь именно на вербальной основе построено всё обучение!
Проявления этих нарушений могут носить различный характер – от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма (дисграфия), от замедленного темпа чтения, чтения с многочисленными ошибками до неспособности воспринимать смысл текста или соотносить звук и его графическое изображение (дислексия). В любом случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и хорошо знакомые многим учителям трудности в учебе.
Ребенок и его родители тратят огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, но усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Результаты не соответствуют затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учебе в целом.
Современные учителя и школьные специалисты понимают, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой.
Немного теории.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое своей половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое (“стараюсь”, “хочу”), а правое – как рефлекторное (“могу”). Между двумя полушариями существует анатомическая связь – большая спайка головного мозга, называемая “мозолистое тело”. Для слаженной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.
Какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Мозолистое тело становится связью, мостиком между полушариями.
Но бывает, когда активность одного из полушарий “выключает”, блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует, нарушается и взаимодействие “мозг-тело”. Мозолистое тело становится барьером, отделяющим одно полушарие мозга от другого.
Отсутствие этой слаженности – основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.
Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг пластичен. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Как понять учителю, что ребенку нужна помощь нейропсихолога или хотя бы включение нейропсихологических упражнений в процесс обучения?
По словам специалистов, если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка.
Признаки нейропсихологических проблем:
плохо запоминает информацию, стихи,
не может сосредоточиться, переключиться,
плохо себя контролирует,
медленно читает,
неловок в движениях,
истощаем (нет энергии),
пишет буквы зеркально,
имеет навязчивые движения,
обладает макро- или микропочерком и другие.
Зачем нужны нейропсихологические упражнения в коррекционных занятиях учителя-логопеда?
Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие, которые, естественно, отражаются на формировании письма и чтения.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений, занятия являются доступным способом решения или уменьшения многих проблем у детей младшего школьного возраста.
Здесь необходим комплексный подход: развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха, двигательного праксиса, межполушарного взаимодействия. Конечно, комплексную методику нейропсихологической коррекции, трудно применить на логопедических занятиях, да и квалификация учителя-логопеда не позволит сделать это правильно, но отдельные виды упражнений каждый логопед может использовать, как дополнительный метод коррекционной работы. Не буду касаться классических упражнений, типа «Глаз-Ухо», «Перекрёстные шаги», «Перевёрнутая восьмёрка», хотя тоже активно их использую на занятиях.
Эти упражнения могут быть использованы на разных этапах логопедической работы как диагностические, а в случае трудностей в выполнении- становятся обучающими. Помните, что навык легко приобретается и закрепляется в игре с эмоциональным и двигательным подкреплением!
Этап первичной диагностики.
«Ритмы» – это первый этап в выявлении патологии.
Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)
Простые ритмы – !! ! ! !! !! ! ! !!! ! Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают
Сложные ритмы – !!! ! ! ! !! !! ! !!! Критерии выполнения – те же.
В дальнейшем можно усложнить игру: «Если я стукну один раз – ты стукнешь 2 раза, если я стукну 2 раза-ты 1 раз».
Тест «Кулак-ребро-ладонь» (проба Н.И Озерецкого на динамический праксис).
Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность
Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.
3. Проба Н.И Озерецкого (реципрокная координация).
Ручки вытягиваются параллельно вперед и попеременно идет сжимание и разжимание руки в кулак, то на одной руке, то на другой. Необходимо речевое сопровождение «кулачек – ладошка я иду как кошка».
Проба позволяет хорошо увидеть состояние межполушарного взаимодействия. В норме ребенок выполняет это движение плавно. Если ребенок начинает шагать руками, то это говорит о слабости серийной организации движения и о трудностях с пространственным построением процессов, что приводит к большим затратам энергии.
Реципрокные координации выполняются сначала в медленном темпе. Если проба совсем заучена ее можно усложнить – попросить ребенка выполнить пробу с закрытыми глазами без зрительного сопровождения.
Если ребенок выполняет пробу поступательно, то есть поочередно (сначала все сжимает, а потом разжимает), это говорит о трудностях переключения и недостаточной плавности движения. К восьми годам, эта проба должна быть полностью плавной.
Когда ребенок не берет всю программу одновременно и из программы выпадает какой-либо элемент или в пробе руки у него двигаются вместе, а он понять не может, что одну нужно сжать в кулак, а другую выпрямить, то это свидетельствует о слабости межполушарных связей.
Этап коррекционной работы.
Коррекция звукопроизношения.
1.Автоматизация и дифференциация звуков в скороговорках. Проговариваем текст и подключаем движения рук. Подойдут известные двигательные серии: «Кулачок-ладошка», «Блины» (одна ладонь закрытая на столе, другая-ладошкой вверх) и др.
2.Автоматизация и дифференциация звуков, слогов.
Подключаем пальчиковую гимнастику. Упражнение «Колечки» на обеих руках, повторяем и складываем колечки, например: «ра-ро-ру-ры-рэ…» или «са-ша-са-ша…».
Чередование поз «Зайчик»-«Колечко» и проговаривание аналогичных слогов. На левой руке, на правой руке, на обеих руках.
3.Дифференциация звуков или слогов с выстраиванием серийного ряда (кружки разных цветов, палочки разных цветов, круг-квадрат и др.). Выстраиваем ритмический ряд по образцу. Проговариваем: пальцем левой руки показываем красный- «с» («са»), пальцем правой руки-синий «ш» («ша»). Левой рукой двигаем красный кружок вверх и произносим «с» («са»), правой рукой синий кружок двигаем вниз и произносим «ш» («ша») и так до конца ряда. Затем поочерёдно обеими руками собираем элементы: в правый кулак красные («с»), в левый –синие («ш»). Звуки меняем по необходимости.
4. Автоматизация и дифференциация звуков.
Рисуем карту движения рук и условные обозначения: кружок- «ша» («мишка»), треугольник- «са» («миска»). Движения рук одновременно: левая- слева направо, правая-справа налево, встречаются в центре. Пример полученного ряда: «ша-ша-са-са-ша»… или «мишка-мишка-миска-мишка…».
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием предметов.
Упражнение с мячиком.
Потребуется теннисный мячик. Произносим скороговорку и каждое слово отбиваем об пол мячиком одной рукой, ловим другой рукой. Сначала-темп медленный, затем-увеличиваем. Возможно работать в паре.
Прыжки через нейроскакалку. Сначала-обучаем детей навыку перепрыгивать скакалку, затем подключаем хлопки в ладони, затем- автоматизированную речь: счёт до 10 и обратно, повторение дней недели и т.д. Для закрепления звуков в речи-скачем и произносим скороговорки, стихи.
Профилактики и коррекции дисграфий и дислексий.
1.Корректурная проба. Любой классический вариант. Усложнение: левая рука подчёркивает(зачёркивает)одну букву, правая-другую. Руки работают поочерёдно.
2.Таблица Шульте (буквенный вариант). В таблице алфавит написан в 5 столбиках. Называем алфавит с А до Я (или до любой другой буквы). Буквы, написанные в Двух левых столбика показываем указательным пальцем левой руки и называем, два правых столбика-пальцем правой руки, столбик посередине-пальцем любой руки. Можно фиксировать время и прослеживать динамику.
Таблица, в которой буквы записаны одна под другой.
Читается вслух верхняя буква, а нижняя буква указывает на движения рук: «Л» -левая кисть влево, «П»-правая кисть вправо, «О»-обе кисти направлены вверх. Ребёнок читает верхнюю букву и одновременно двигает вправо-влево-вверх кистями рук.
Графическое написание слов и предложений (Арабское письмо).
Если ребёнок пропускает гласные (согласные) буквы, записываем слово (предложение) таким образом: записываем только гласные (согласные) буквы, вместо других букв-прочерк.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но, к сожалению, есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые регулярные упражнения на уроке в форме зарядки или игрового задания могут помочь справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме взаимосвязано и успех ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
⠀И, конечно, можно пойти в лоб: натаскать, натренировать, потратить ресурсы (время, деньги, но самое главное-силы ребёнка), а можно пойти экологичным путем- выяснить что же именно послужило этой самой причиной (механизмом) трудностей и помочь ребёнку дорастить то, чего не хватает, построить обходной путь, не растратить ресурсы впустую, насытить ощущением успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...
Современный учебно-методический комплекс в работе школьного учителя-логопеда
Важным и необходимым помощником в работе учителя – логопеда является учебно-методический комплекс, используемый на разных этапах логопедической работы....
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Сочинение Я – учитель логопед! Работу выполнила учитель – логопед Евсейчева Светлана Васильевна.
Не допускать, чтобы ребенок скучал во время непосредственной образовательной деятельности. Именно заинтересованность и действительная познавательная активность ребенка являются самым важным в обучении...
План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом
План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Методы и приемы коррекционной работы на логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...
Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушени...