Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
статья

Кокина Ирина Александровна

Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornye_dorozhki.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Моторных дорожек»,                                       как нейропсихологического приема,                                            в практической деятельности учителя-логопеда                     с детьми ОВЗ

Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики. Многие авторы утверждают, что развитие двигательной сферы влияет на развитие высших психических функций, в том числе и РЕЧИ. Движения стимулируют деятельность нервной системы и ускоряют процессы речевого развития ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, современным детям не справиться с моторными и речевыми нарушениями. 

Поэтому в структуру каждого логопедического занятия я включаю упражнения  с использованием «Моторных дорожек», рекомендованных нейропсихологами. Занятия с дорожками  имеют большое значение для развития крупной моторики, что особенно актуально в коррекционной работе.        

Игры и упражнения с применением «Моторных дорожек»

 «Слушай сигнал»

 Ребенок должен прыгать в каждую клетку «Дорожки», но очередной прыжок он должен сделать только по сигналу педагога  – «Хлопок». 

«Прыгалки» 

Ребенок прыгает в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку он прыгает на левой ноге, в третью клетку – двумя ногами вместе и так до конца дорожки. Инструкция может быть разной, например, прыгать в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку - на левой ноге, в третью клетку - присесть.

  

«Прыгни, хлопни, назови» 

Ребенок встает около дорожки, а педагог дает задание - прыгни на двух ногах, хлопни и назови, что лежит в клеточке. Это задание выполняется до конца дорожки. Прыжки могут быть разные – на одной ноге, двумя ногами, попеременно. Данное упражнение можно, например,  использовать  и для  автоматизации звуков.

«Посчитай-ка»

На дорожке, в разных клетках расположены цифры от одного до пяти. Взрослый говорит: «Посчитай сколько роз». Ребенок, прыгая двумя ногами по клеткам, с расположенными цифрами, называет количество предметов. Например, 1 Роза, 2 Розы и т.д. Таким образом, можно автоматизировать, к примеру звук [Р] и отрабатывать согласование числительных с существительными.

«Хозяюшка»

На дорожке в разных клетках расположены картинки с предметом, в названии которого присутствует проблемный звук. Предварительно, перед началом прыжков по дорожке, ребенку проговаривается предложение, в которое он будет вставлять название предметов изображенных на картинке. Например: «У Иры вкусное мороженное».  

«Один - много»

Ребенок прыгает по дорожке, поочередно одной ногой в одну клетку, двумя ногами в две клетки. При прыжке одной ногой проговаривает слово с проблемным звуком в единственном числе. При прыжке двумя ногами - соответственно во множественном числе. Например, рыба - рыбы.

«Что где лежит»

На дорожке  расположены различные предметы, (по одному в каждой клеточке), например,  фрукты и овощи. Ребенок, стоя перед дорожкой, называет предмет расположенный, справа, слева или между какими-то предметами. 

«Стрелочки»

Используем 9 ковриков (клеточек) в позиции 3*3. Сверху раскладываем стрелочки, которые указывают, куда ребенок должен двигаться. Ребенок смотрин на стрелочки, двигается в заданном направлении и называет слова, которые встречаются ему на пути. Можно использовать данную игру на автоматизацию поставленного звука, или же на составление предложений положив несколько картинок возле ковриков (клеточек).

Использование «Моторных дорожек» создает эмоционально положительный настрой ребенка на занятие, позволяет в игровой форме формировать чувство ритма,  активизировать  словарь детей, автоматизировать поставленные звуки, закреплять правильность употребления в речи различных грамматических категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда

   Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический мас...

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Практические рекомендации учителя-логопеда в работе с детьми с трудностями в обучении.

В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Кро...

Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда

Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья...