Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ
статья
В статье представлен опыт по созданию речевого режима в классах для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_sozdaniya_rechevogo_rezhima_v_klassah_dlya_detey_s_ovz.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ
Фадеева Юлия Александровна учитель-логопед,
МБОУ «Средняя школа № 18» г. Дзержинск Нижегородская область
Речевой режим – это система требований и мероприятий, направленных на закрепление произносительных навыков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Типичные особенности детей с ОВЗ:
• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
• низкий темп выполнения заданий;
• низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
• низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
• низкая самооценка;
• повышенная тревожность;
• нарушение координации движений;
• низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
• трудности в понимании инструкции;
• нуждаются в постоянной помощи взрослого.
Специальные условия для образования детей с ОВЗ:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.
Работа учителя - логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.
Логопедическое сопровождение направлено на формирование и развитие фонематических процессов; звукопроизношения; лексического запаса и грамматического строя речи; связной речи; неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание приемов и навыков самоконтроля); чтения и письма; моторики.
Одним из важных аспектов работы с детьми с ОВЗ является формирование речевой среды.
Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития.
В логопедической практике использую поощрение за успехи, своевременную и тактичную помощь каждому обучающемуся, развиваю в нём веры в собственные силы и возможности.
Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.
Понятие речевого режима включает в себя систему следующих мероприятий:
1.Речь учителя-логопеда, как образец.
Основные фонетические характеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:
· отчётливость артикуляции;
· контролируемый темп речи;
· модулируемая громкость голоса;
· интонационная сторона речи.
2. Систематический контроль за произношением детей.
Соблюдать речевой режим не только на занятиях, но и в других режимных моментах ещё более важно, так как это даёт больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения, формирует потребность в правильной речи у обучающихся с ОВЗ.
3. Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.
В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Эти слова представляются в графическом виде – записываются на доске, табличке, указываются знаки словесного ударения.
Объясняя новый материал, учитываются психосоматические особенности детей с ОВЗ и теоретический материал подкрепляется примерами из жизненного опыта обучающихся.
4. Значительная часть времени (от 2/3 от объёма занятия) отводится на речь детей.
Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.
5. В занятие включена «Речевая зарядка».
Чаще всего её речевым материалом служат понятия, термины, сложные для произнесения слова, чистоговорки, скороговорки.
При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, их дифференциацию.
Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ат-мос-фер-ный и т.д.
В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса.
6. Для контроля за произношением используются фразы:
- перед ответом обучающегося
(«Говори громко!», «Говори правильно!»);
- одобрение
(«Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);
- замечания, если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом даю образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).
Учащиеся-логопаты используют на занятии ≪Памятку красивой речи≫
1. Чётко проговаривай слова.
2. Дыши правильно.
3. Говори свободно и уверенно.
4. Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.
5. Излагай мысль последовательно.
6. Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.
7. Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.
Логопед говорит с обучающимися спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричит!).
Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда обучающимся с ОВЗ легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия.
К вышеперечисленным рекомендациям необходимо отнести правильное использование учителем - логопедом невербальных средств общения (посредством образов, интонации, жестов, мимики), его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Знание логопедом образовательной организации названных рекомендаций, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Использованная литература:
1. Большой толковый словарь русского языка.СПб., 1998.
2. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. – М., 1980.
3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М. 1990.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Кн. Для логопеда. М., 2007.
5. Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
6. Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (на материале речевого поведения учащихся 1-4 классов).Воронеж, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Живой звук" организация единого коррекционно- речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.
Совместная работа педагогов логопедической группы с семьями воспитанников....
Требования речевого режима логопедической группы.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни ...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...
Инновационный проект «Живой звук» организация единого коррекционно-речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.
Чтобы получить положительные результаты по формированию правильной речи ребенка дошкольника, требуется установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну ком...
Положение о едином речевом режиме
Организация слухоречевой среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху...
Статья в журнале "Вестник. Педагогические науки" 2017/4 Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8 класс
Опыт создания электронного комплекта тестов для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8. Статья "Вестник. Педагогические науки. 2017/4"...
Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей
В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...