ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Воспитатель логопедической группы не должен:
1. торопить ребёнка с ответом 2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи 3. заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками 4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносит
НЕОБХОДИМО:
Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции
ЕДИНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
ТРЕБОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА. 1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь. Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание благоприятной внешней среды, спокойной обстановки, уважение, доверительное отношение. 2. Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного произношения. 3. а) Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; б) Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития. 4. а) Воспитатели ДОУ должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры и развитию речи. б) Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом; выполнять задания логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетрадям для занятий. 5. а) Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о событиях в жизни ребенка в саду, в семье б) Родители детей с нарушениями речи должны систематически: выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков, словаря по темам, грамматического строя, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3. Целенаправленная активизация отработанной лексики. 4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. 6. Формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
1. Артикуляционная гимнастика(с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз. 2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день. 3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна. 4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой: а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе; г) повторение лексико-грамматических упражнений; д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. 5. Фронтальные занятия по программе ДОУ(и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. 6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком. • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. • Коррекция звукопроизношения. • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. • Устранение недостатков слоговой структуры слова. • Формирование по-слогового чтения. • Отработка новых лексико-грамматических категорий. • Обучение связной речи. • Предупреждение нарушений письма и чтения. • Развитие психических функций. |