Проект «Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»
проект
Повышение результативности логопедической коррекции у воспитанников с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова благодаря внедрению в коррекционную работу специальных упражнений на формирование моторного праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimosvyaz_motornogo_praksisa_i_rechevogo_razvitiya.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК
Проект
«Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»
2022 – 2023 учебный год
Разработчик:
учитель-логопед Крупицкая Ю. Ю.
п. Васильково
2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
В последнее время растет количество детей с нарушениями речи. Нормально развивающийся ребенок уже к 3 годам должен разговаривать, как маленький взрослый, пользуясь всеми кодами языка.
- Лексический код (лексика) – словарь детей, который тесно связан с мышлением.
- Морфологический код (грамматика) – сложная система грамматических закономерностей, основанная на анализе речи окружающих.
- Синтаксический код (синтаксис) – связь отдельных слов во фразе.
- Фонетический код (фонетики) – система звуков речи, слогов, звукосочетаний.
Причины речевых нарушений имеют полиморфный характер. В основе лежат, как правило, неврологические основы и сложности в развитии всех видов праксиса.
На 2018 - 2019 учебный год - дети нарушениями речи составляли от общего количества воспитанников ДОУ 67%, и 33% составляли дети, имеющие речевое развитие в норме (не учитывается младший дошкольный возраст)
На 2019 - 2020 учебный год дети с нарушениями речи 75%, 25% - дети с нормативным речевым развитием.
На 2020 – 2021 учебный год дети с нарушениями речи 89%, 11% - дети с нормативным речевым развитием.
На 2021 - 2022 учебный год дети с нарушениями речи 90%, 10% - дети с нормативным речевым развитием.
Таким образом, с каждым годом прослеживается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями.
При индивидуальной логопедической диагностики выявляется большое количество детей с нарушением слоговой структуры слова, со сложностью переключения артикуляционных поз. Это говорит о сбое в моторном программировании, т.е. о диспраксии.
Диспраксия - это синдром расстройства целенаправленных действий. Любое движение обусловлено планированием. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону процесса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование (праксис). Оно играет немаловажную роль и в речевом развитии. Например, способность переключиться с одного звука на другой задействует артикуляционный праксис. Трудности в этой сфере проявляются как нарушение слоговой структуры. При дизартрии и артикуляционной «диспраксии» развитие праксиса – неотъемлемая часть коррекционной работы.
Симптоматика «артикуляционной «диспраксии»
Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Лопатина Л.В. отмечала, что проявления общей моторной недостаточности – то есть «диспраксии», у детей с речевыми нарушениями без неврологической симптоматики, и у детей, со стертой дизартрией- качественно неоднородны и вариативны. Для таких детей характерна двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, ограничение объёма движений, или явления двигательной гиперактивности, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов.
Поэтому любой специалист должен начинать свою работу с выявления причин речевого нарушения и развития предпосылок формирования речи, потому что поэтапное и осмысленное развитие общей моторики, пальцевого и орального праксиса у ребенка, является основой речевого развития в норме.
Более детально рассмотрим симптоматику «артикуляционной диспраксии»
1. При артикуляционной «диспраксии» хорошая мелкая моторика не возможна
2. Легкая «диспраксия» всегда выявляется на длительной дистанции (тест: предлагается прыгать, скрещивая ноги- нужно делать много раз).
При проверке артикуляционного праксиса нужно выполнить всего два упражнения «Улыбка» - «Трубочка» сделать нужно 20 раз. И мы увидим сбивание программы, появление лишних движений, вспоминание «ребенком» «а что же там дальше?», то есть ребенок забудет.
3. Отсутствие моторной стабильности: может выполнять упражнение четко, правильно, и тут же смазано.
4. Отсутствие стабильности голосовых модуляций (неустойчивость силы голоса), не может ребенок постепенно увеличивать силу голоса при пении.
5. Нарушение слоговой структуры.
Проект основывается на следующих принципах:
- Принцип индивидуализации в коррекционном подходе
- Принцип учета физиологических особенностей и возможностей ребенка
- Принцип взаимодействия (сотрудничество со специалистами ДОУ, медицинским персоналом ДОУ, воспитателями ДОУ)
- Принцип вариативности в выборе средств коррекции
Цель проекта:
повышение результативности логопедической коррекции у воспитанников с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова благодаря внедрению в коррекционную работу специальных упражнений на формирование моторного праксиса.
Задачи проекта:
- Диагностика у воспитанников сформированности уровней движения по Бернштейну
- Консультирование педагогов, узких специалистов ДОУ, родителей по развитию моторного праксиса, профилактике речевых нарушений.
- Коррекция звукопроизношения, формирование слоговой структуры слова с помощью использования специальной системы упражнений по развитию моторных навыков.
Методы и приёмы реализации проекта: словесные, игровые, наглядные
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта у дошкольников, находящихся на логопедическом сопровождении,
- улучшится качество всех видов праксиса
- разовьется целенаправленность всех видов праксиса
- разовьется планирование каждого действия
- улучшится качество речевого развития
- разовьется память, внимание, мышление
- разовьются предпосылки для развития речи
Продолжительность проекта: 15.09.2022 по 15.05.2023 г.
Участники проекта: воспитанники старшего возраста (5-7 лет), зачисленные на логопедические занятия, исключая воспитанников с ОВЗ; специалисты; воспитатель; родители воспитанников.
Проект состоит из 3 этапов:
1.Подготовительный – диагностический: 15.09.2022г. по 30.09.2022г.
2.Основной этап 03.10.2022г. по 31.04.2023г.
3.Заключительный этап – диагностический 01.05.2023г.- 15.05.2023г.
План мероприятий
1 этап – Подготовительный (15.09.2022 – 30.09.2022)
- изучение коррекционной, методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»
- подбор методических приемов, дидактических игр, пособий, оборудования для реализации целей и задач проекта
- совершенствование пространственно-развивающей среды
2 этап – Основной (01.10.2022 – 01.05.2023)
- совершенствование всех видов праксиса в рамках индивидуальных логопедических занятий
3 этап – Заключительный (01.05.2023 – 15.05.2023)
- диагностика; итоговые мероприятия
Дата | Работа с воспитанниками | Работа со специалистами, педагогами, с семьей | Совершенствование пространственно-развивающей среды |
Сентябрь 15.09.-30.09 Подготови- тельный этап | - диагностика уровней развития движения по Бернштейну; -заполнение диагностических таблиц; - результаты диагностики в виде отчета; - кинезиологическое упражнение «Нейросентябрь» | - ознакомление с результатами диагностики; индивидуальное консультирование родителей; -повышение педагогической компетентности «Движение и речь; -уровни формирования различных видов праксиса и их коррекция» (консультация для воспитателей) | -формирование картотеки моторных программ (2 моторные программы в месяц); -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» |
Октябрь Основной этап | -внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка» и артикуляционной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейрооктябрь» | - «Артикуляционная гимнастика – профилактика нарушений звукопроизношения» (мастер – класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики видеоформат) | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование игры «Умные звоночки»; |
Ноябрь | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейроноябрь» | - картотека для родителей «Речь и движение» (стихотворения + моторика); - посещение занятий по музыкальному и физическому развитию; консультирование педагогов по физическому и музыкальному развитию на вопрос моторного развития детей; сложности выполнения танцевальных движений совместно с песнями | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляцонной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» |
Декабрь | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейродекабрь» - Игра «Рыбка» | - промежуточная диагностика речевого и моторного развития; - индивидуальные беседы с педагогами и родителями | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» |
Январь | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейроянварь» - Игра «Рыбка» | - индивидуальные беседы с педагогами и родителями - «Профилактика зеркального письма у старших дошкольников» (индивидуальные беседы с родителями, раздаточный материал) | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» |
Февраль | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейрофевраль» - Игра «Рыбка» - корректурные пробы для автоматизации звуков | - индивидуальные беседы-консультации с педагогами и родителями - «Формирование предложно-падежных конструкций – залог успешного овладения речью» (индивидуальные беседы для родителей, раздаточный материал – образцы моторных программ) | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» - формирование картотеки корректурных проб на автоматизацию звуков |
Март | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - кинезиологическое упражнение «Нейромарт» - Игра «Рыбка» - корректурные пробы для автоматизации звуков | - индивидуальные беседы с педагогами и родителями | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики(2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» - формирование картотеки корректурных проб для автоматизации звуков |
Апрель | - внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка», артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики; -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально); - Игра «Рыбка» - корректурные пробы для автоматизации звуков - кинезиологическое упражнение «Нейроапрель» | - «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для родителей - «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для педагогов | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); - использование дыхательной гимнастики в моторной программе -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» - картотека корректурных проб для автоматизации звуков |
Май Заключи- тельный этап | - кинезиологическое упражнение «Нейромай»; - диагностика сформированности уровней движения по Бернштейну; - заполнение диагностических таблиц; - диагностика речевого развития/ сравнительный анализ мониторингов за 2022-2023 уч.г., 2021-2022 - подведение результатов проекта в виде отчета | - индивидуальные открытые занятия для родителей; - ознакомление педагогов с результатами проекта; - индивидуальные беседы для родителей | -формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц); -электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года» |
Моторные программы могут видоизменяться в связи с индивидуальными особенностями воспитанников.
По итогам проекта в развивающей среде логопедического кабинета
сформируются 3 картотеки:
- Картотека моторных программ;
- Картотека кинезиологических упражнений в видеоформате «Времена года»
- Картотека корректурных проб для автоматизации звуков
произойдет пополнение оборудования для моторных программ
Список литературы
Крупенчук О. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи
Крупенчук О. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика
Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников
Тарасова О. Речевая слуховая агнозия: теория и практика
Юсов И. Дизартрия. Апраксия. Дисфагия. 250 упражнений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Проблема взаимосвязи речевого развития глухих и сурдосубкультуры.
Доклад Проблема взаимосвязи речевого развития глухих и сурдосубкультуры....
Проект«Применение криотерапии как эффективного средства развития графо-моторных навыков на занятиях по коррекции дисграфии"
Одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом...
Презентация к педсовету Взаимосвязь речевого развития и формирования личностных качеству детей с ТНР
....
Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников
Данный материал будет полезен для работы по развитию речи...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...
- Мне нравится (1)