Проект «Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»
проект

Крупицкая Юлия Юрьевна

Повышение результативности логопедической коррекции у воспитанников с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова благодаря внедрению в коррекционную работу специальных упражнений на формирование моторного праксиса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК

Проект

«Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»

2022 – 2023 учебный год

         

                                                                                                               Разработчик:

учитель-логопед Крупицкая Ю. Ю.

                                                                                                                                         

п. Васильково

2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

В последнее время растет количество детей с нарушениями речи. Нормально развивающийся ребенок уже к 3 годам должен разговаривать, как маленький взрослый, пользуясь всеми кодами языка.

- Лексический код (лексика) – словарь детей, который тесно связан с мышлением.

- Морфологический код (грамматика) – сложная система грамматических закономерностей, основанная на анализе речи окружающих.

- Синтаксический код (синтаксис) – связь отдельных слов во фразе.

- Фонетический код (фонетики) – система звуков речи, слогов, звукосочетаний.

Причины речевых нарушений имеют полиморфный характер. В основе лежат, как правило, неврологические основы и сложности в развитии всех видов праксиса.

На 2018 - 2019 учебный год - дети нарушениями речи составляли от общего количества воспитанников ДОУ 67%, и 33% составляли дети, имеющие речевое развитие в норме (не учитывается младший дошкольный возраст)

На 2019 - 2020 учебный год дети с нарушениями речи 75%, 25% - дети с нормативным речевым развитием.

На 2020 – 2021 учебный год дети с нарушениями речи 89%, 11% - дети с нормативным речевым развитием.

На 2021 - 2022 учебный год дети с нарушениями речи 90%, 10% - дети с нормативным речевым развитием.

Таким образом, с каждым годом прослеживается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями.

При индивидуальной логопедической диагностики выявляется большое количество детей с нарушением слоговой структуры слова, со сложностью переключения артикуляционных поз. Это говорит о сбое в моторном программировании, т.е. о диспраксии.

Диспраксия - это синдром расстройства целенаправленных действий. Любое движение обусловлено планированием. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону процесса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование (праксис). Оно играет немаловажную роль и в речевом развитии. Например, способность переключиться с одного звука на другой задействует артикуляционный праксис. Трудности в этой сфере проявляются как нарушение слоговой структуры. При дизартрии и артикуляционной «диспраксии» развитие праксиса – неотъемлемая часть коррекционной работы.

Симптоматика «артикуляционной «диспраксии»

Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Лопатина Л.В. отмечала, что проявления общей моторной недостаточности – то есть «диспраксии», у детей с речевыми нарушениями без неврологической симптоматики, и у детей, со стертой дизартрией- качественно неоднородны и вариативны. Для таких детей характерна двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, ограничение объёма движений, или явления двигательной гиперактивности, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов.

Поэтому любой специалист должен начинать свою работу с выявления причин речевого нарушения и развития предпосылок формирования речи, потому что поэтапное и осмысленное развитие общей моторики, пальцевого и орального праксиса у ребенка, является основой речевого развития в норме.

 Более детально рассмотрим симптоматику «артикуляционной диспраксии»

1. При артикуляционной «диспраксии» хорошая мелкая моторика не возможна

2. Легкая «диспраксия» всегда выявляется на длительной дистанции (тест: предлагается прыгать, скрещивая ноги- нужно делать много раз).

При проверке артикуляционного праксиса нужно выполнить всего два упражнения «Улыбка» - «Трубочка» сделать нужно 20 раз. И мы увидим сбивание программы, появление лишних движений, вспоминание «ребенком» «а что же там дальше?», то есть ребенок забудет.

3. Отсутствие моторной стабильности: может выполнять упражнение четко, правильно, и тут же смазано.

4. Отсутствие стабильности голосовых модуляций (неустойчивость силы голоса), не может ребенок постепенно увеличивать силу голоса при пении.

5. Нарушение слоговой структуры.

Проект основывается на следующих принципах:

- Принцип индивидуализации в коррекционном подходе

- Принцип учета физиологических особенностей и возможностей ребенка

- Принцип взаимодействия (сотрудничество со специалистами ДОУ, медицинским персоналом ДОУ, воспитателями ДОУ)

- Принцип вариативности в выборе средств коррекции

Цель проекта:

 повышение результативности логопедической коррекции у воспитанников с нарушением звукопроизношения и слоговой структуры слова благодаря внедрению в коррекционную работу специальных упражнений на формирование моторного праксиса.

Задачи проекта:

  1. Диагностика у воспитанников сформированности уровней движения по Бернштейну
  2. Консультирование педагогов, узких специалистов ДОУ, родителей по развитию моторного праксиса, профилактике речевых нарушений.
  3. Коррекция звукопроизношения, формирование слоговой структуры слова с помощью использования специальной системы упражнений по развитию моторных навыков.

Методы и приёмы реализации проекта: словесные, игровые, наглядные

Ожидаемый результат:

  В результате реализации проекта у дошкольников, находящихся на логопедическом сопровождении,

- улучшится качество всех видов праксиса

-  разовьется целенаправленность всех видов праксиса

- разовьется планирование каждого действия

-  улучшится качество речевого развития

- разовьется память, внимание, мышление

- разовьются предпосылки для развития речи

 

Продолжительность проекта: 15.09.2022 по 15.05.2023 г.

Участники проекта: воспитанники старшего возраста (5-7  лет), зачисленные на логопедические занятия, исключая воспитанников с ОВЗ; специалисты; воспитатель; родители воспитанников.

 Проект состоит из 3 этапов:

1.Подготовительный – диагностический:  15.09.2022г. по 30.09.2022г.
2.Основной этап  03.10.2022г. по 31.04.2023г.
3.Заключительный этап – диагностический 01.05.2023г.- 15.05.2023г.

План мероприятий

 

 

1 этап – Подготовительный (15.09.2022 – 30.09.2022)

- изучение коррекционной, методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Взаимосвязь моторного праксиса и речевого развития»

- подбор методических приемов, дидактических игр, пособий, оборудования для реализации целей и задач проекта

- совершенствование пространственно-развивающей среды

2 этап – Основной (01.10.2022 – 01.05.2023)

- совершенствование всех видов праксиса в рамках индивидуальных логопедических занятий

3 этап – Заключительный (01.05.2023 – 15.05.2023)

- диагностика; итоговые мероприятия  

Дата

Работа с воспитанниками

Работа со специалистами, педагогами, с семьей

Совершенствование пространственно-развивающей среды

Сентябрь

15.09.-30.09

Подготови- тельный этап

- диагностика уровней развития движения по Бернштейну;

-заполнение диагностических таблиц;

- результаты диагностики в виде отчета;

- кинезиологическое упражнение «Нейросентябрь»

- ознакомление с результатами диагностики; индивидуальное консультирование родителей;

-повышение педагогической компетентности «Движение и речь;

-уровни формирования различных видов праксиса и их коррекция» (консультация для  воспитателей)

-формирование картотеки моторных программ (2 моторные программы в месяц);

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

Октябрь

Основной этап

-внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка» и артикуляционной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

- кинезиологическое упражнение «Нейрооктябрь»

- «Артикуляционная гимнастика – профилактика нарушений звукопроизношения» (мастер – класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики видеоформат)

-формирование картотеки моторных программ с  элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование игры «Умные звоночки»;

Ноябрь

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

 - кинезиологическое упражнение «Нейроноябрь»

- картотека для родителей «Речь и движение» (стихотворения + моторика);

- посещение занятий по музыкальному и физическому развитию; консультирование педагогов по физическому и музыкальному развитию на вопрос моторного развития детей; сложности выполнения танцевальных движений совместно с песнями

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляцонной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

Декабрь

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

 - кинезиологическое упражнение «Нейродекабрь»

- Игра «Рыбка»

- промежуточная диагностика речевого и моторного развития;

- индивидуальные беседы с педагогами и родителями

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

Январь

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

- кинезиологическое упражнение «Нейроянварь»

- Игра «Рыбка»

- индивидуальные беседы с педагогами и родителями

- «Профилактика зеркального письма у старших дошкольников» (индивидуальные беседы с родителями, раздаточный материал)

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

Февраль

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

- кинезиологическое упражнение «Нейрофевраль»

- Игра «Рыбка»

- корректурные пробы для автоматизации звуков 

- индивидуальные беседы-консультации с педагогами и родителями

- «Формирование предложно-падежных конструкций – залог успешного овладения речью» (индивидуальные беседы для родителей, раздаточный материал – образцы моторных программ)

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

- формирование картотеки корректурных проб на автоматизацию звуков

Март

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

- кинезиологическое упражнение «Нейромарт»

- Игра «Рыбка»

- корректурные пробы для автоматизации звуков

- индивидуальные беседы с педагогами и родителями

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики(2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

- формирование картотеки корректурных проб для автоматизации звуков

Апрель

- внедрение моторных программ с использованием массажных ковриков и «умного звоночка»,  артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики;

 -отработка диагностических моторных упражнений (индивидуально);

- Игра «Рыбка»

- корректурные пробы для автоматизации звуков 

- кинезиологическое упражнение «Нейроапрель»

- «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для родителей

- «Праздник красивой речи» - рассказываем стихотворения руками – открытое мероприятие для педагогов

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

- использование дыхательной гимнастики в моторной программе

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

- картотека корректурных проб для автоматизации звуков

Май

Заключи-

тельный этап

- кинезиологическое упражнение «Нейромай»;

- диагностика сформированности уровней движения по Бернштейну;

- заполнение диагностических таблиц;

- диагностика речевого развития/ сравнительный анализ мониторингов за 2022-2023 уч.г., 2021-2022

- подведение результатов проекта в виде отчета

- индивидуальные открытые занятия для родителей;

- ознакомление педагогов с результатами проекта;

- индивидуальные беседы для родителей

-формирование картотеки моторных программ с элементами артикуляционной гимнастики (2 моторные программы в месяц);

-электронная картотека кинезиологических упражнений «Времена года»

 

Моторные программы могут видоизменяться в связи с индивидуальными особенностями воспитанников.

По итогам проекта в развивающей среде логопедического кабинета

 сформируются 3 картотеки:

- Картотека моторных программ;

- Картотека кинезиологических упражнений в видеоформате «Времена года»

- Картотека корректурных проб для автоматизации звуков

произойдет пополнение оборудования для моторных программ

Список литературы

Крупенчук О. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи

Крупенчук О. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика

Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников

Тарасова О. Речевая слуховая агнозия: теория и практика

Юсов И. Дизартрия. Апраксия. Дисфагия. 250 упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Проблема взаимосвязи речевого развития глухих и сурдосубкультуры.

Доклад Проблема взаимосвязи речевого развития глухих и сурдосубкультуры....

Проект«Применение криотерапии как эффективного средства развития графо-моторных навыков на занятиях по коррекции дисграфии"

Одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом...

Взаимосвязь экологического и речевого развития старших дошкольников

Данный материал будет полезен для работы по развитию речи...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...