Конспект логопедического занятия "Птицы зимой"
план-конспект

Кадырова Эльмира Камильевна

Кноспект занятия на автоматизацию звука [c].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kod_ptitsy_zimoy_kadyrova_e.k.docx128.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Непоседы» муниципального образования город Губкинский

Конспект

по коррекционной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

на тему:

 «Птицы зимой» 

                                 Подготовила:

                                                                           Учитель-логопед МБДОУ «Непоседы»

                                                                           Александрова Э.К.

                                                                                         

г. Губкинский

2021 год

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция  с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно- эстетическое развитие.

Цель: расширение и активизация словаря детей по теме; автоматизация изолированного произношения звука ⦗с⦘.

Образовательные задачи: 

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование  существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
  • закреплять умение отвечать на вопросы;
  • продолжать развивать интонационную выразительность речи;
  • упражнять в подборе родственных слов;
  • продолжать знакомить детей со словообразованием;
  • закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия «зимующие птицы»;
  • формировать умение выражать свои эмоции.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, память, воображение;
  • развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • развивать умение устанавливать элементарные связи;
  • развивать воображение, подражательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • воспитывать формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование:  конверт с письмом, картинки с  «зимними» словами на звук ⦗с⦘, игрушка Снеговичок, мяч, запись «Как трещит сорока», слайд-презентация «Зимний лес и зимующие птицы».

Предварительная работа: 1. Беседа о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций о птицах.

3. Проведение артикуляционных упражнений на звук ⦗с⦘.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:  25 минут.

Предполагаемые результаты:

  • Автоматизация изолированного звук ⦗с⦘ и в прямых слогах ⦗са⦘,⦗со⦘, ⦗си⦘.
  • Умение определять первый звук в слове.
  • Повышение социальной компетентности дошкольников.
  • Актуализация и обогащение словаря.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деят.)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: 

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения.

Учитель-логопед: 

-Ребята, когда я  шла в детский сад ко мне подлетела одна птица. Хотите узнать какая?  Угадайте, что за птица

    Света яркого боится,

    Клюв крючком, глаза пятачком?

    Всю ночь летает –

    Мышей добывает.

    А станет светло –

    Спать летит в дупло. (Полярная Сова)

  • Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, в каком регионе мы с вами живем? (ЯНАО). Ив нашем регионе обитают полярные совы. И эта полярная сова передала письмо. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята! Помогите, мне пожалуйста! Я не могу понять, что происходит в лесу: животных совсем не видно, птиц тоже. Неужели пришла в лес беда? Ребята, помогите разобраться!»

- Ребята, поможем полярной сове понять в чем же дело?

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Ситуативный разговор. Отгадывание загадки.  Беседа.

Введение в тему.

     

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Использование вариативных этикетных формул эмоционального взаимодействия взрослого с детьми.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деят.)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

  1. Основная часть.

Учитель-логопед: 

-Ребята, чтобы ответить на вопрос полярной совы нам надо отправиться в зимний лес… Давайте представим, что мы тепло с вами оделись и пойдем в лес.

Ритмическая разминка

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.          (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

  • Ребята, вот мы и оказались в лесу. (слайд с зимним лесом) Давайте скорее поможем полярной сове разобраться в чем же тут дело, выполнив задания.

Учитель-логопед: 

-И так 1 задание. Послушайте, ребята, стихотворение.

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу....

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

- О каком времени года говорится в  стихотворении?( о зиме)

  • Ребята, я сейчас еще раз вам прочитаю стих-е. А вы внимательно послушав: должны определить, какой звук чаще всего слышится в этом стих-и.

(Чтение стихотворения учителем-логопедом еще раз.)

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу....

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

            Какой звук чаще всего прозвучал в этом стихотворении? (звук с). Ребята, чтобы нам его правильно и красиво произнести, нам надо выполнить артикуляционные упражнения. Для начала давайте встанем парами, чтобы вы могли друг друга контролировать, правильно ли вы выполняете упражнения. (Улыбочка-заборчик на звук С). А теперь произнесём его протяжно: С-с-с-с-с. МОЛОДЦЫ!

  • Ребята. Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)
  • Молодцы! Но нам надо идти дальше чтобы помочь полярной сове.

 Но дальше по лесу мы с вами пойдем на лыжах. А они у нас при скольжении по снегу издают звук ⦗с⦘.

-Посмотрите ребята кого мы встретили в лесу?! Кто это? ( Снеговик)

  • ( Берёшь на руки, подводишь к уху): ребята, снеговик хочет что то сказать мне (слушаешь его).
  • Ой ребята, снеговик оказывается хочет нам помочь разобраться, что же происходит у них в лесу?! А для этого, он говорит, что нам нужно выполнить следующее задание, которое называется «Назови признаки зимы» .
  • И так: (По именам).

3има какая?

*если снег - снежная

*если мороз - морозная

*если ветер - ветреная

*если вьюга- вьюжная

*если лёд- ледяная

*если стужа- студёная

*если как сказка – сказочная

*если холод- холодная

Учитель-логопед:  Ребята давайте присядем на наши пеньки.

  • Снеговику очень сильно нравятся снежинки. А давайте мы ему подарим необыкновенные снежинки. Мы их сделаем при помощи камней марблс. (Работа по выкладыванию снежинок по схеме). Молодцы. Ваши снежинки понравились снеговику.

- Ребята, а вы помните, что полярная сова в письме написала, что в лесу птицы пропали, и она осталась совсем одна.  А все ли птицы улетели из леса? Может быть  она ошибается? Как нам это узнать? А давайте спросим у снеговика ?! (Спрашиваете). Ребята, он сказал, что мы можем узнать какие птицы остались в лесу, отгадав загадки.

Учитель-логопед: 

 Игра «Угадай-ка» (СЛАЙДЫ ПТИЦ)

1) Красногрудый, чернокрылый

    Любит зёрнышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.(снегирь)

2)  Она маленькая птичка,

      И зовут ее........( синичка)

3)  Непоседа пёстрая,

      Птица длиннохвостая,

      Птица говорливая,

     Самая болтливая.

     Вещунья белобока,

    А зовут её ...(Сорока)

Учитель-логопед: 

-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки, оказывается эти птицы остались все в лесу?!

  • Ребята, я вам предлагаю внимательно рассмотреть и назвать ещё раз этих птиц.

  (рассматривают изображения птиц )

•    А как вы думаете, все эти птицы какие? (Зимующие).

•    Почему мы их так называем?

А теперь ребята, я вам предлагаю поиграть:

Игра с мячом "Один-много". (приглашаю детей на ковер).

- Давайте поиграем в игру со снежным комочком "Один-много". Я буду бросать снежный комочек каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить снежный комочек, называть много птиц и возвращать снежный комочек мне.

- снегирь-снегирей

- синица-синиц

 -сорока-сорок

 -ворона- ворон

-воробей-воробьёв

-галка-галок

-дятел-дятлов

-сова-сов.

Дидактическая игра «Назовите ласково»

-Куда прилетают птицы зимой пообедать?( к кормушке)

-Поиграем в игру «Назови ласково». Будьте внимательны, ласково нужно сказать оба слова. (дети открывают по очереди карточку с картинкой, воспитатель произносит словосочетание, ребёнок – изменённое)

*Красивая кормушка- красивенькая кормушечка

*Проворная синица- проворненькая синичка

*Красивый снегирь- красивенький снегирёчек

*Серый воробей- серенький воробушек

*Короткий клюв- коротенький клювик

*Длинный хвост- длинненький хвостик

*Лёгкое перо- лёгенькое перышко

*Мягкое крыло- мягенькое крылышко

*Уютное гнездо- уютненькое гнездышко

Игра «Скажи правильно»

Учитель-логопед: 

-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)

• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

   Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)

• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)

• Если у птицы черная голова? (черноголовая)

• Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)

• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)

• Если у птицы белый бок? (белобокая) 

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Создание

проблемная ситуация.

Ритмическая разминка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Анализ стихотворения.Автоматизация звука ⦗с⦘.

Автоматизация звука ⦗с⦘.

Работа над словообразованием.

Определение первого звука в словах и работа над четким произношением слов.

Определение обобщающего слова.

Совершенствование грамматического строя речи.

Работа над словообразованием.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Ведётся диалог с взрослым и сверстниками.

Обогащение активного словаря.

Решение проблемной ситуации.

Активно взаимодействуют со сверстниками в работе по подгруппам

Развитие фантазии, воображения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки

Обогащение словарного запаса детей.

 

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деят.)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

3. Рефлексия.

Учитель - логопед:  Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? А как вы думаете, почему сорока не слышит птиц в лесу? (Потому что они улетают в поисках пищи ближе к людям). А чем мы можем им помочь?

Учитель-логопед:  (включает сову)

-Ой, ребята, полярная сова говорит вам « Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм.»

-Молодцы, ребята вам понравился зимний лес?

-О каких птицах мы с вами разговаривали? (о зимующих)

-Какой звук мы учились с вами правильно произносить?

-Почему полярная сова днем не слышала пения птиц в лесу?

-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в садик. На лыжах возвращаемся в садик, закрепляя произношения звука ⦗с⦘. И говорим нашим гостям «До свидания!»

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Рефлексия

Умение делать выводы, анализировать.

Умение доказывать свое мнение. Раскрепощенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Конспект логопедического занятия - «Тайны и чудеса зимушки – зимы»

Цели:  на основе наблюдения и представления раскрыть и распознать признаки зимней природы; развивать внимание и любознательность; развивать речь, мышление....

Конспект логопедического занятия по теме "Зима. Буква С. Звуки СС"

Представлен конспект логопедического занятия по теме "Зима. Буква С. Звуки СС"...

Конспект логопедического занятия по теме: "Зима. Зимние явления".

Конспект логопедического занятия в подготовительной  к школе группе по теме: "Зима. Зимние явления" включает различные виды деятельности. В процессе проведения занятия реализуются следующиецели:К...

Конспект логопедического занятия "Составление описательного рассказа "Зима" с использованием ИКТ

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Составление описательного рассказа "Зима"...

Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."

КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы».    Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна     Тема: «Зима....