Конспект логопедического занятия "Птицы зимой"
план-конспект
Кноспект занятия на автоматизацию звука [c].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kod_ptitsy_zimoy_kadyrova_e.k.docx | 128.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Непоседы» муниципального образования город Губкинский
Конспект
по коррекционной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
на тему:
«Птицы зимой»
Подготовила:
Учитель-логопед МБДОУ «Непоседы»
Александрова Э.К.
г. Губкинский
2021 год
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно- эстетическое развитие.
Цель: расширение и активизация словаря детей по теме; автоматизация изолированного произношения звука ⦗с⦘.
Образовательные задачи:
- совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
- закреплять умение отвечать на вопросы;
- продолжать развивать интонационную выразительность речи;
- упражнять в подборе родственных слов;
- продолжать знакомить детей со словообразованием;
- закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия «зимующие птицы»;
- формировать умение выражать свои эмоции.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, память, воображение;
- развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- развивать умение устанавливать элементарные связи;
- развивать воображение, подражательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: конверт с письмом, картинки с «зимними» словами на звук ⦗с⦘, игрушка Снеговичок, мяч, запись «Как трещит сорока», слайд-презентация «Зимний лес и зимующие птицы».
Предварительная работа: 1. Беседа о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций о птицах.
3. Проведение артикуляционных упражнений на звук ⦗с⦘.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.
Предполагаемые результаты:
- Автоматизация изолированного звук ⦗с⦘ и в прямых слогах ⦗са⦘,⦗со⦘, ⦗си⦘.
- Умение определять первый звук в слове.
- Повышение социальной компетентности дошкольников.
- Актуализация и обогащение словаря.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деят.) | Формы работы | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Учитель-логопед: -Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Учитель-логопед: -Ребята, когда я шла в детский сад ко мне подлетела одна птица. Хотите узнать какая? Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком? Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Полярная Сова)
«Здравствуйте, ребята! Помогите, мне пожалуйста! Я не могу понять, что происходит в лесу: животных совсем не видно, птиц тоже. Неужели пришла в лес беда? Ребята, помогите разобраться!» - Ребята, поможем полярной сове понять в чем же дело? | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. | Ситуативный разговор. Отгадывание загадки. Беседа. Введение в тему.
| Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. | Использование вариативных этикетных формул эмоционального взаимодействия взрослого с детьми. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деят.) | Формы работы | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Учитель-логопед: -Ребята, чтобы ответить на вопрос полярной совы нам надо отправиться в зимний лес… Давайте представим, что мы тепло с вами оделись и пойдем в лес. Ритмическая разминка По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом, Мы в сугробах утопаем, Ноги выше поднимаем. (ходьба с высоким подниманием коленей) Осторожней все шагайте, Только веток не ломайте. Ветки хрупкие сейчас, Просят: «Берегите нас!»
Учитель-логопед: -И так 1 задание. Послушайте, ребята, стихотворение. Все снег да снег, Все снег да сугробы Весь лес и все поле в снегу.... Сквозь снег проступает лесная дорога, Вот и лисьи следы на снегу. - О каком времени года говорится в стихотворении?( о зиме)
(Чтение стихотворения учителем-логопедом еще раз.) Все снег да снег, Все снег да сугробы Весь лес и все поле в снегу.... Сквозь снег проступает лесная дорога, Вот и лисьи следы на снегу. Какой звук чаще всего прозвучал в этом стихотворении? (звук с). Ребята, чтобы нам его правильно и красиво произнести, нам надо выполнить артикуляционные упражнения. Для начала давайте встанем парами, чтобы вы могли друг друга контролировать, правильно ли вы выполняете упражнения. (Улыбочка-заборчик на звук С). А теперь произнесём его протяжно: С-с-с-с-с. МОЛОДЦЫ!
Но дальше по лесу мы с вами пойдем на лыжах. А они у нас при скольжении по снегу издают звук ⦗с⦘. -Посмотрите ребята кого мы встретили в лесу?! Кто это? ( Снеговик)
3има какая? *если снег - снежная *если мороз - морозная *если ветер - ветреная *если вьюга- вьюжная *если лёд- ледяная *если стужа- студёная *если как сказка – сказочная *если холод- холодная Учитель-логопед: Ребята давайте присядем на наши пеньки.
- Ребята, а вы помните, что полярная сова в письме написала, что в лесу птицы пропали, и она осталась совсем одна. А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? Как нам это узнать? А давайте спросим у снеговика ?! (Спрашиваете). Ребята, он сказал, что мы можем узнать какие птицы остались в лесу, отгадав загадки. Учитель-логопед: Игра «Угадай-ка» (СЛАЙДЫ ПТИЦ) 1) Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять.(снегирь) 2) Она маленькая птичка, И зовут ее........( синичка) 3) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её ...(Сорока) Учитель-логопед: -Молодцы, ребята! Отгадали все загадки, оказывается эти птицы остались все в лесу?!
(рассматривают изображения птиц ) • А как вы думаете, все эти птицы какие? (Зимующие). • Почему мы их так называем? А теперь ребята, я вам предлагаю поиграть: Игра с мячом "Один-много". (приглашаю детей на ковер). - Давайте поиграем в игру со снежным комочком "Один-много". Я буду бросать снежный комочек каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить снежный комочек, называть много птиц и возвращать снежный комочек мне. - снегирь-снегирей - синица-синиц -сорока-сорок -ворона- ворон -воробей-воробьёв -галка-галок -дятел-дятлов -сова-сов. Дидактическая игра «Назовите ласково» -Куда прилетают птицы зимой пообедать?( к кормушке) -Поиграем в игру «Назови ласково». Будьте внимательны, ласково нужно сказать оба слова. (дети открывают по очереди карточку с картинкой, воспитатель произносит словосочетание, ребёнок – изменённое) *Красивая кормушка- красивенькая кормушечка *Проворная синица- проворненькая синичка *Красивый снегирь- красивенький снегирёчек *Серый воробей- серенький воробушек *Короткий клюв- коротенький клювик *Длинный хвост- длинненький хвостик *Лёгкое перо- лёгенькое перышко *Мягкое крыло- мягенькое крылышко *Уютное гнездо- уютненькое гнездышко Игра «Скажи правильно» Учитель-логопед: -Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря) • Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая) Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая) • Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая) • Если у птицы длинная шея? (длинношеяя) • Если у птицы черная голова? (черноголовая) • Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая) • Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая) • Если у птицы белый бок? (белобокая) | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. | Создание проблемная ситуация. Ритмическая разминка. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Анализ стихотворения.Автоматизация звука ⦗с⦘. Автоматизация звука ⦗с⦘. Работа над словообразованием. Определение первого звука в словах и работа над четким произношением слов. Определение обобщающего слова. Совершенствование грамматического строя речи. Работа над словообразованием. | Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. | Ведётся диалог с взрослым и сверстниками. Обогащение активного словаря. Решение проблемной ситуации. Активно взаимодействуют со сверстниками в работе по подгруппам Развитие фантазии, воображения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки Обогащение словарного запаса детей.
|
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деят.) | Формы работы | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
3. Рефлексия. Учитель - логопед: Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? А как вы думаете, почему сорока не слышит птиц в лесу? (Потому что они улетают в поисках пищи ближе к людям). А чем мы можем им помочь? Учитель-логопед: (включает сову) -Ой, ребята, полярная сова говорит вам « Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм.» -Молодцы, ребята вам понравился зимний лес? -О каких птицах мы с вами разговаривали? (о зимующих) -Какой звук мы учились с вами правильно произносить? -Почему полярная сова днем не слышала пения птиц в лесу? -Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в садик. На лыжах возвращаемся в садик, закрепляя произношения звука ⦗с⦘. И говорим нашим гостям «До свидания!» | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. | Рефлексия | Умение делать выводы, анализировать. | Умение доказывать свое мнение. Раскрепощенность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Конспект логопедического занятия - «Тайны и чудеса зимушки – зимы»
Цели: на основе наблюдения и представления раскрыть и распознать признаки зимней природы; развивать внимание и любознательность; развивать речь, мышление....
Конспект логопедического занятия по теме "Зима. Буква С. Звуки СС"
Представлен конспект логопедического занятия по теме "Зима. Буква С. Звуки СС"...
Конспект логопедического занятия по теме: "Зима. Зимние явления".
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Зима. Зимние явления" включает различные виды деятельности. В процессе проведения занятия реализуются следующиецели:К...
Конспект логопедического занятия "Составление описательного рассказа "Зима" с использованием ИКТ
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Составление описательного рассказа "Зима"...
Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."
КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы». Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна Тема: «Зима....
Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с ФФНР с дислалией по теме «Зимующие птицы». Автоматизация звука [р] во фразовой речи. Образовательная область «Речевое развитие».
Уточнение и закрепление произношения звука [р]....