Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
учебно-методический материал
Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_tmnr.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность коррекционно-развивающей работы у обучающихся с ТМНР профилактика и преодоление ограничений ЧЕРЕЗ определение и удовлетворение образовательных потребностей
ОСОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРЕДМЕТНОГО МИРА ОСОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО МИРА ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОСОЗНАНИЕ ДРУГОЙ ЛИЧНОСТИ
Основные направления коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ТМНР Физическое развитие Развитие коммуникации и речи Развитие навыков по самообслуживанию, бытовых и трудовых умений Развитие игровой и продуктивных видов деятельности Сенсорное развитие Социально-эмоциональное развитие
Специальные методы работы с детьми с ТМНР Базальная стимуляция Обучающие подсказки
Метод «Базальная стимуляция» Метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, «пробивающими» ограничения раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей . (А. Фрёлих ).
Виды базальной стимуляции Соматическая Вибрационная Вестибулярная
СОМАТИЧЕСКАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – развитие телесной чувствительности посредством прикосновений. Последовательность соматической стимуляции: 1) туловище; 2) конечности (руки, ноги); 3) лицо. Стимуляция рук (от кисти к плечу) Стимуляция туловища (от плечевого пояса к поясничному отделу) Стимуляция ног (от бедра к стопе) Стимуляция лица (в удалении от области рта с приближением к губам и ротовой полости) Направления прикосновений при соматической стимуляции Время проведения: от 5-8 до 30 минут
Соматическая базальная стимуляция Выполняются все прикосновения ритмично (за 1 минуту следует выполнить примерно 24-26 прикосновений). Прикосновения должны быть симметричными в отношении парных частей тела. Следует избегать нажатий на позвоночник ! Руки педагога должны быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми. На ровных и обширных поверхностях тела применяется плоскостное прикосновение. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикосновение.
Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: Губки Массажные перчатки Перчатки из различных тканей Платки, полотенца или ткани различной фактуры Мягкие игрушки Фен Подушечки с наполнителями
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в 3 основных направлениях: Движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево) Движения тела в вертикальной плоскости (вверх и вниз) Поступательно-возвратные движения (вперед и назад) Длительность стимуляции: определяется индивидуально; 1/3 времени занятия – отдых. 1 2 3
Упражнения по вестибулярной базальной стимуляции:
Для вестибулярной стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: Надувные предметы Батут Пружинные матрацы Подушки
ВИБРАЦИОННАЯ БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемая движущимся телом. Для вибрационной стимуляции используются различные устройства: Вибрирующие игрушки Электрические приборы При помощи колебательных движений ребёнок с ТМНР получает информацию о строении скелета
Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы: Фаланги пальцев Реберные дуги Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Бедренная кость Берцовые кости Запястная кость Пястная кость Предплюсневая кость Плюсневая кость Плечо Предплечье Кисть руки Реберные дуги Бедро Голень Стопа Начало стимуляции – удалённые от туловища части тела. Исключить: позвоночник, кости черепа Время проведения стимуляции: от 5 до15 минут
Соматическая базальная стимуляция Вибрационная базальная стимуляция Вестибулярная базальная стимуляция Обхватывающее прикосновение к различным частям тела с их называнием Плоскостное прикосновение к поверхности тела тканями различной фактуры Покачивание вперед-назад на большом мяче Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка Воздействие на органы костной системы при помощи электрических приборов Прикосновение к телу с помощью движущегося предмета
Метод «Обучающие подсказки» Метод предоставления обучающимся разнообразных, индивидуально подобранных видов помощи. ПОВТОРАЮЩАЯСЯ ОШИБКА НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСВТИЯ ИНСТРУКЦИЯ ИНСТРУКЦИЯ ПОДСКАЗКА ДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ Подсказка – это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь дать ребенку правильный ответ.
Виды подсказок Физическая подсказка Жестовая подсказка Словесная подсказка Визуальная подсказка Подсказка-имитация 1 2 3 4 5
Рекомендации по использованию метода «Обучающие подсказки» :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Установление коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Основные правила общения с детьми с ТМНР; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации....
Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...
Семинар-практикум "Система работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями"
26.02.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел муниципальный семинар-практикум для специалистов района, работающих с детьми с речевыми нару...
Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...
Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"...
Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому
В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...
«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации
Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...