Установление коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
учебно-методическое пособие
Основные правила общения с детьми с ТМНР; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovlenie_kommunikatsii_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.docx | 189.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление коммуникации с детьми
с тяжелыми множественными нарушениями развития
Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь - только один из многих способов обмена сообщениями. Для передачи информации используются зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела. Все наше поведение пронизано коммуникацией. Мы протягиваем руки, чтобы обнять кого-то, резко выходим из комнаты, хлопнув дверью, смеемся, плачем - все это примеры того, как мы используем поведение для общения.
Когда мы говорим о развитии коммуникации, необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы действия ребенка влияли на поведение взрослых. Воспитанник должен понимать, что его сигналы (вокализации, мимика, движения тела, жесты) замечаются, вызывают ответную реакцию ухаживающего взрослого и становятся средством воздействия на окружающую ситуацию. Еще до начала целенаправленной коммуникации должен запуститься механизм, который, сточки зрения ребенка, можно описать как: «Мне плохо - я плачу - взрослый замечает меня и помогает мне».
Для успешного овладения коммуникацией необходимы стабильные ответы на знаки ребенка и побуждение его к проявлению своих потребностей доступными ему способами. Именно поэтому для развития коммуникативных возможностей ребенка необходимо использовать любую ситуацию контакта взрослого с воспитанником. Если возможности детей сильно ограничены, необходимо особенно внимательно относиться к таким не всегда очевидным проявлениям, как изменение дыхания, частоты сердцебиений, тремор, потливость, повышение мышечного тонуса, замирание, появление «мурашек» на коже и т.п. Они могут нам помочь понять реакцию ребенка и его отношение к происходящему.
Известно, что все мы лучше учимся, когда мы заинтересованы и мотивированы. Такие ситуации часто возникают абсолютно незапланированно, когда ребенок увлекается определенным предметом или идеей. Важно заметить эти моменты и постараться их максимально использовать. Если ребенок заинтересовался чем-то, смотрит на предмет, его необходимо назвать, дать потрогать, исследовать поближе.
Важным условием обучения является наличие спокойной доброжелательной обстановки, со знакомыми, безопасными взрослыми. Поэтому необходимо создать вокруг ребенка стабильный круг знакомых людей. Через установление эмоционального контакта со значимым взрослым ребенок научится проявлять эмоции, затем вступать во взаимодействие с большим количеством людей - сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог развиваться, он должен понимать, что и когда с ним будет происходить. Все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются в дальнейшем. Даже если требуется просто поменять памперс, вытереть нос, поправить волосы или очки, переложить на другое место или перевернуть, необходимо сообщить ребенку об этом, а при нарушении зрения еще и дотронуться до того места на теле, где будет совершена манипуляция. Предупреждение ребенка о том, какое событие сейчас будет происходить, может звучать так: «Сейчас я посажу тебя в коляску», «Сейчас будем мыться». Взрослый комментирует все, что он делает с ребенком: «Снимаем свитер: достаем одну руку, голову, другую руку». Это необходимо даже для ребенка, который предположительно не понимает обращенную речь.
По возможности необходимо соблюдать постоянную последовательность действий, использовать одни и те же знаки для каждого этапа или события. Особым образом стоит обозначить начало процесса и его окончание. Тем самым создается предсказуемость событий. В дальнейшем для облегчения понимания более длинных последовательностей можно использовать расписания из предметов, фотографий или символов (рис. 1).
Рис. 1
Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР
1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует), ходит в туалет, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).
- Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше ли цо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того, чтобы найти собеседника, то очень быстро он устанет, интерес к общению угаснет.
- Постарайтесь говорить мало и не быстро.
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Облегчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую можно сопровождать одним-двумя жестами. Так фразу: «Идем гулять» может сопровождать жест «Гулять» (рис. 2), а фразу: «Пора обедать» - жест «Еда» (рис. 3).
Рис.2 Рис. 3
- После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
Общение - это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса.
Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
- Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
Общение - это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без соблюдения этого правила у ребенка не формируется или пропадает мотивация для ответа.
Некоторые воздействия и манипуляции необходимо сделать независимо от желания. Например, выпить горькое лекарство во время болезни. В этом случае необходимо просто предупредить ребенка о том, что будет (сообщить о необходимости), после процедуры посочувствовать и похвалить за мужество и преодоление трудностей.
- Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так.
Это основные правила общения, которые помогут выстроить взаимодействие и получить ответ, в том числе от детей в самом тяжелом состоянии. Не торопитесь и будьте внимательны к вашему собеседнику, и у вас все получится!
Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации
Перечислим базовые умения, которые лежат в основе как коммуникации, так и обучения в целом.
1. Сосредотачивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение.
Наше знакомство и познание мира во многом происходят через зрение. Поэтому первое, чему необходимо научить ребенка, - фиксировать взгляд на предмете. Сначала это может быть яркий, привлекательный, возможно, светящийся, но не мигающий предмет (фонарик, светящаяся игрушка, блестящий шарик и т.п.). Важно найти расстояние и позицию, в которой ребенок сможет заметить этот объект. Когда ребенок научился фиксировать взгляд на предмете, необходимо учить его прослеживанию в разных направлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях.
Дополнительно можно использовать звучание (например, бубенчики быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Но на следующем этапе важно убрать звук, чтобы ребенок использовал именно зрение.
Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице говорящего с ребенком взрослого.
Не спешите! Прослеживание - это сложный навык, и обучение ему может затянуться.
- Отказываться и соглашаться.
У любого человека в жизни есть предпочтения. Мы что-то любим, что-то терпим, а чего-то активно избегаем. Такие предпочтения есть и у детей. Если внимательно понаблюдать за ребенком с ТМНР, можно заметить те ситуации, объекты и воздействия, которые доставляют ему дискомфорт и которых он старается избегать. Это может проявляться по-разному: отворачивается, закрывает глаза, закрывает рот, выплевывает и т.д. Такая ситуация хороша для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» доступным ему способом. Заметив реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет», одновременно помочь ребенку показать «нет» жестом, отодвинуть тарелку или игрушку рукой, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его возможностей. Постепенно ребенок начнет вам подражать и отказываться от неприятного тем способом, которому вы его обучили. Еще раз стоит напомнить, что, если ребенок отказывается от этой игрушки или еды, не надо настаивать, иначе желание отвечать вам пропадет, не окрепнув.
- Выбирать
Для того чтобы научить ребенка выбирать, мы предлагаем ему два равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос, красные и зеленые колготки, мячик и погремушку) и спрашиваем, что он хочет. Ребенок должен быть знаком с обоими предметами (нельзя узнать, хочешь ли ты шоколад, если никогда его не пробовал). Предъявив объекты в поле зрения ребенка и назвав их, ждем реакции: ребенок потянется к одному из них. Озвучиваем его выбор: «Ты выбрал мячик, будем играть в мячик». Одновременно другой предмет убирается из поля зрения. В начале обучения такой выбор может быть случайным - как выбор может быть расценена любая активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой, потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным ему способом отказа. Тогда возвращаем в поле зрения ребенка оба предмета и снова спрашиваем, что же он выбирает. Чем более значимы для ребенка предметы, из которых ему предлагается выбор, тем скорее он научится осознанно выбирать.
Работа по формированию коммуникации и речи - длительная и кропотливая. Она требует участия логопеда и дефектолога - как людей, которые разбираются в том, какие умения и навыки актуальны для ребенка на данном этапе. Однако если все взрослые, взаимодействующие с ребенком, будут соблюдать перечисленные выше правила общения и активно поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их применять в повседневной жизни.
В помощь специалистам и родителям в настоящее время разработаны и внедряются в практику работы с детьми различные системы дополнительной и альтернативной коммуникации. Ниже приводится список некоторых книг, которые могут помочь специалисту ознакомиться с современными системами и выбрать наиболее подходящие для работы.
Наиболее подробно различные подходы к АДК рассмотрены в книге Стивена фон Теннера Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра - М.: Теревинф, 2017.
Особенности обучения коммуникации детей с сочетанными нарушениями и спецификаобучения слепоглухих детей описана в трехтомнике Перкинс школа: Руководствопо обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития/под ред. Кэти Хайд. - М.:Теревинф, 2011
Множество идей и рекомендаций по обучению детей глобальному чтению можно взять из книги Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.: Просвещение, 1991.
Много практических рекомендаций дано в книге Мойры Питерсы и Робина Трилора Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. Преодолению проблем коммуникации посвящена Книга 3: Навыки общения.
Методика обучения при помощи обмена карточками подробно расписана в книге Лори Фрост Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов – М.: Теревинф, 2011. Работе с использованием языковой программы Макатон можно научиться на семинарах «Языковая программа Макатон. Базовый курс» в РБОО «Центр лечебной педагогики».
Литература
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / [О.С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.]; под ред. А.Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018.– 114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...
Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"...
Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для обучающихся с НОДА и умеренной, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития 6.4 (вариант 2) 5-12 классы
Общение - условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Решающи...
«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации
Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...