Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
опыты и эксперименты

Корчагина Анастасия Валерьевна

Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании  коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._art-terapiya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ ЦССВ «Сколковский»

«Арт-терапия в работе с детьми и подростками с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)».

Автор: Корчагина Анастасия Валерьевна - воспитатель

        

Москва, 2023

1.Краткий экскурс в историю арт-терапии

        Уже на заре человеческой цивилизации врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость»)".

        Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

        В Древней Греции сольные вокальные произведения исполнялись поэтами-композиторами, певшими под аккомпанемент музыкальных инструментов. Слово исполнителя адресовалось к сознанию человека, тембр и музыкальное сопровождение — непосредственно к чувствам. Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия.

        Музыкотерапия широко использовалась в древности. Например, в древней Индии существовала идея единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи — все это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

        В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие» Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования — к концу.

        В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства.

2. Теоретические основы арт-терапии

        Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко). Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошенков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации."

        Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация педагогической функции искусства.

         Арт-терапия представляет собой синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

3. Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

4. Виды арт-терапии.

        В работе с детьми используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся: изо терапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок); игротерапия; сказкотерапия; песочная терапия; библиотерапия; имаготерапия (работа с театральными образами); фототерапия; цветотерапия; музыкотерапия; танцевально-двигательная терапия и т.д.

5.Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ.

        В настоящее время принято выделять несколько категорий детей с нарушениями развития:

с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

с нарушениями речи;

с задержкой психического развития;

умственно отсталые дети;

с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

с нарушением поведения;

а также со сложными дефектами развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения (ТМНР). Это самая тяжелая категория детей. Методы арт терапии для детей С ТМНР играют важную роль в преодолении недостатков развития. Например, при применении музыкальных средств воздействия на детей, особенно на групповых занятиях, решаются многие задачи психологической коррекции. У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Боязливые дети делаются более уверенными, у них повышается самооценка, смягчается проявление страхов. Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

        На начальных этапах работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, паралингвистические средства (жесты, мимика, пантомимика) иногда являются единственно возможным способом установления контакта с ребенком.

        Такие дети произносят первые слова только на высоте эмоционального напряжения, создаваемой в игре, через отраженное проговаривание со взрослым, в ходе куклотерапии, игротерапии.

6.Методы арт-терапии в работе с детьми с ТМНР

        При работе с неговорящими детьми, многие из которых страдают еще двигательными и интеллектуальными нарушениями, возможности для арт-терапии ограничены особенностями детей. Выбор метода арт-терапии зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его склонностей и предпочтений. Это может быть рисование, пение, участие в театрализованных представлениях, прослушивание мелодий, успокаивающих или бодрящих (в зависимости от потребностей ребенка на текущий момент) и т. д.

        На занятиях с детьми в группе мы обычно используем музыкальную терапию, изотерапию: рисование красками и карандашами, лепим из пластилина, игротерапию, мы устраиваем спектакли, в которых дети принимают непосредственное участие (имаготерапию).

        Самым универсальным методом, который подходит практически для всех детей с тяжелыми множественными нарушениями развития - является музыкотерапия, исключая, конечно, глухих и слабослышащих детей.

        Заключение

        Произведение искусства всегда включает в себя своего автора.  Творчество — это отражение его мыслей, переживаний и эмоционального состояния.

        Арт-терапия - это способ перенести свои негативные  или даже травмирующие эмоции и переживания в поле творчества и тем самым избавиться от них. Если человек очень сильно встревожен или боится он может, к примеру рисовать пугающие картины. В проявленной форме этот страх оказывается осознанным и от этого менее страшным.

        В работе педагогов и детских психологов при диагностике состояний ребенка особенное внимание уделяется продуктам творчества и особенно - рисункам. Есть такой метод диагностики: «Нарисуй дерево, дом и себя». Это проективный метод, основанный на том факте, что мысли, эмоции, чувства и аффекты - внутренне состояние будут так или иначе проявлены в рисунке. Такие рисунки могут дать представление о самооценке ребенка, а также о том, как он оценивает в целом обстоятельства своей жизни, и свои перспективы, как он видит свое прошлое.

        О многом говорит выбор цвета, который предпочитает использовать ребенок. Макс Люшер, создатель проективного цветового теста, был убежден, что цветовые предпочтения связаны с текущим эмоциональным состоянием. И если выбор в основном падает на темные цвета и оттенки, то это симптом неблагоприятного внутреннего состояния.

        Всякая эмоция, чувство, аффект ослабевает, если человек может его выразить. Поэтому любые виды творчества: писательство, сочинение музыки, пение, — все это так или иначе облегчает неблагоприятное состояние сознания, психики.

        В арт-терапии есть возможность переключения, отвлечения от негативных чувств и эмоций. Это - очень важная ее функция.

Библиография.

1.Вайолет Оклендер. Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка – М.: Когито-Центр, 2015. – 272 с.

2.Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973. – 173 с

3. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образованию. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Установление коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Основные правила общения с детьми с ТМНР; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации....

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому

В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...

«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации

Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...