Существительные мужского и женского рода на -Ь
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_den_nezavisimosti.zip | 339.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку для школ
с узбекским и другими языками обучения
7 класс
Тема: «День Независимости»
Разработала учитель русского языка и литературы школы№62 Янгиюльского района Ташкентской области Байматова Дилбар Солиевна
Тема: Род существительных, оканчивающихся на Ь (Как сказать о специальности, профессии?)
Лексическая тема: «День Независимости»
Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся со способами определения рода существительных, оканчивающихся на ь, определение рода имён существительных по суффиксам, обозначающим профессии; научить учащихся выделять главное, обобщать имеющиеся факты , логически излагать мысли;
Развивающая: Развивать умения и навыки употребления имен существительных, обозначающих профессии пополнить копилку знаний учащихся о нашей Родине; познакомить их с достижениями, происходящими в стране; проконтролировать степень усвоения темы, обогатить словарный запас учащихся; развить творческую активность, расширить кругозор, развивать внимание, память, сообразительность;
Воспитательная: Воспитать у учащихся чувства ответственности за свою землю, народ; воспитать уважение к представителям различных профессий, профессионально готовить и ориентировать учащихся к выбору будущей профессии;
Оборудование: карточки с обозначением знаменательных дат в истории независимого Узбекистана; плакаты и маркеры для групп, вопросы, слайды, компьютер и мультимедийный проектор;
Ожидаемый результат: учащиеся смогут определить род имён существительных на Ь, пополнят свои знания о видах профессии, роде занятий, должности, обогатят свой словарный запас, примут участие в обсуждении вопросов по грамматической и лексической теме
Тип урока: Объяснение нового материала
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды. Цветные картинки по теме, раздаточные материалы, таблица; карточки с обозначением знаменательных дат в истории независимого Узбекистана; плакаты и маркеры для групп, вопросы.
Ход урока:
Структура урока:
1 | Организационный момент | 2 минуты |
2 | Составление кластера | 7 минут |
3 | Объяснение нового материала | 13 минут |
4 | Закрепление | 20 минут |
5 | Подведение итогов | 3 минуты |
6 | Задание на дом | 2минуты |
- Организационный момент: Объявление темы и целей урока, проверка готовности класса к уроку.
Учитель. У поэтессы Зульфии есть такие строки:
Плеск воды, блеск звезды,
Трепетание ветвей,
Влажных роз молодое цветение.
И поёт соловей
Друг цветов и полей,
Прославляя Родины цветение!
Дорогие ребята! 1 сентября мы отмечаем великий праздник нашей страны – День Независимости Республики Узбекистан. 23 года – это всего лишь миг в истории страны, но, сколько сделано, сколько пережито! Родина, Отчизна, Любовь – это самые дорогие сердцу и прекрасные слова. Они полны огромного смысла и гордого звучания. Родиной называется тот уголок земли, где родился и вырос человек. Для нас узбекистанцев, людей более ста наций и народностей, образ Родины воплощается в величественном слове Узбекистан. Мне очень приятно, что наш урок совпал с главным праздником нашей страны. Сегодня вы узнаете о традиции празднования «Дня Независимости». Выполните несколько заданий, узнаете о существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на Ь.
- Учитель: «С чего начинается Родина?» Что же значит для вас ёмкое слово – «Родина»? Подумайте и запишите все свои мысли о Родине.
Ребятам предлагается выразить свои мысли в кластере. Учащиеся защищают свою точку зрения.
Учитель: Ребята, а с чем у вас еще ассоциируется слово «Родина»?
ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ на экран проецируется ДОМ. КИРПИЧИКИ в основе. Если учащиеся правильно подберут кирпичики, то найдут слово Узбекистан, который прочно символизирует фундамент нашего дома.
- Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами заочно отправимся в путешествие, в страну, с великим будущим, который называется «Узбекистан». Вы узнаете о том, как отмечают «День Независимости» у нас в республике. А также познакомитесь с грамматическим материалом. Всё что будет говориться и выполнятся на уроке взаимосвязано. Я попрошу вас внимательно проследить за информацией.
Давайте, составим схему нашего маршрута. Применение метода «Рыбий скелет»
Просмотр фильма чтение текста работа в группах
словарная работа грамматический материал вывод
Звучит песня «Улугимсан, Ватаним!» в исполнении Севары Назархан и на экран проецируются слайды с картинками о достижениях Республики Узбекистан.
Формулировка правила и темы урока.
На экран проецируются понятия Род имён существительных
Оформим графически это правило.
Для обозначения живых существ, предметов, явлений и абстрактных понятий в русском языке употребляются существительные (Ot so’z turkumi) мужского, женского и среднего рода. Род существительного можно определить по окончанию или конечной согласной.
ДОМ мужской род
на согласный
МУЗЕЙ на - Й
РОДИНА женский род
на - А, - Я
СЕМЬЯ
ГОСУДАРСТВО средний род
на - О
ПЛАТЬЕ на - Е
Мужского рода Ь Женского рода
УЧИТЕЛЬ МОЛОДОСТЬ
Словарная работа:
Работа с текстом. Устное выполнение упражнения№1.на стр.3 Несколько учеников читают текст. На экран проецируется текст
«День Независимости»
31 августа 1991 года Узбекистан провозгласил свою независимость. 1 сентября было объявлено Днём Независимости. С тех пор народ Узбекистана в первый осенний день отмечает свой главный праздник.
Узбекистан избрал свой собственный путь развития и за эти годы добился больших успехов в экономической, политической и культурной жизни. Но главная цель нашего государства всегда заключалась в том, чтобы воспитать здоровое, гармонично развитое молодое поколение.
Молодёжь Узбекистана составляет большую часть населения республики, поэтому от неё зависит будущее нашей страны.
Ученики отвечают на вопросы по содержанию текста и указывают род выделенных существительных.
- Когда народ Узбекистана отмечает свой главный праздник?
- Какой путь развития выбрал Узбекистан?
- Какая молодёжь составляет большую часть страны?
- В чём заключается главная цель нашего государства?
Запомните правило!
- Закрепление материала.
Учитель: Наше государство заботиться о том, чтобы сегодняшний школьник вырос образованным, хорошо воспитанным человеком и мог принести пользу обществу своими знаниями и трудом. В жизни любому человеку приходится много выбирать. Выбор профессии – дело очень важное. Ведь, это выбор того, какое место займет профессия в жизни самого человека, и какую пользу принесет она обществу. Назовите известные вам профессии. Ученики: учитель, воспитатель, водитель, врач и т.д. Работа в группах. А теперь ребята я попрошу вас разбиться на 5 групп. Образуйте группу по 4 человек. Данное задание будет выполняться на основе упражнения №5. Стр. 4. Каждая группа, получает таблицу, используя названия профессий, перечисляют качества характера человека. Значения незнакомых слов найдите в словаре. Презентации групп (учитывается регламент)
Профессия | Качества характера |
Учитель |
1 группа
Опорные слова:
Бережливость, уверенность, целеустремленность;
Смелость, настойчивость, терпение;
Активность, общительность, решительность, находчивость;
Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;
Справедливость, объективность, честность;
2 группа
Профессия | Качества характера |
Предприниматель |
Опорные слова:
Бережливость, уверенность, целеустремленность;
Смелость, настойчивость, терпение;
Активность, общительность, решительность, находчивость;
Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;
Справедливость, объективность, честность
3 группа
Профессия | Качества характера |
Юрист |
Опорные слова:
Бережливость, уверенность, целеустремленность;
Смелость, настойчивость, терпение;
Активность, общительность, решительность, находчивость;
Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;
Справедливость, объективность, честность;
4 группа
Профессия | Качества характера |
Журналист |
Опорные слова:
Бережливость, уверенность, целеустремленность;
Смелость, настойчивость, терпение;
Активность, общительность, решительность, находчивость;
Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;
Справедливость, объективность, честность;
5 группа
Профессия | Качества характера |
Спортсмен |
Опорные слова:
Бережливость, уверенность, целеустремленность;
Смелость, настойчивость, терпение;
Активность, общительность, решительность, находчивость;
Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;
Справедливость, объективность, честность;
- Подведение итогов. Объявление баллов, оценивание работы групп, выставление оценок в дневниках.
Вывод:
Учитель: на сегодняшнем уроке мы искали ответы на непростые вопросы.
- Скажите, ЧТО МЫ УЗНАЛИ?
- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
Прошу вас, поделитесь чувствами, мыслями, которые вы вынесете из этого урока. Выберите из предложенных вам строчек те, КОТОРЫЕ ОТРАЖАЮТ ВАШИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ.
Учащимся раздаются карточки с названиями ценностей.
«Ценности»
Скромность
Вежливость
Воспитанность
Бережливость
Активность
Толерантность
Чуткость
Заботливость
- Объяснение домашнего задания. Упражнение №10, стр. 5. Выделите суффиксы и определите род существительных, обозначающие названия профессий. Составьте портрет патриота.
Заключительное слово учителя.
С каждым годом хорошеет родной Узбекистан. У нас царит мир и согласие. А это самое главное достижение Независимости. Учащийся на листочках пишут свои пожелания и вывешивают на «Дереве - пожеланий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода`
Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода` (по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.)...
Урок письмо и развития речи по теме "Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"
Конспект урока разработан для учащихся 5 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида...
Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...
«Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов прошедшего времени с существительными мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе»
Обучающиеся 5-х классов (V вида) с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологич...
Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"
На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...
Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода
Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода...
Формирование навыка употребления в речи слов в мужском и женском роде у ребенка с двуязычием
Конспекты открытых занятий...