Существительные мужского и женского рода на -Ь
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7_klass_den_nezavisimosti.zip339.31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку для школ

с узбекским и другими языками  обучения

7 класс

Тема: «День Независимости»

Разработала учитель русского языка и литературы школы№62 Янгиюльского района Ташкентской области Байматова Дилбар Солиевна

Тема:  Род существительных, оканчивающихся на  Ь (Как сказать о специальности, профессии?)

Лексическая тема: «День Независимости»

Цели:

Обучающая:  Познакомить учащихся со способами определения рода существительных, оканчивающихся на ь, определение рода имён существительных по суффиксам, обозначающим профессии; научить учащихся выделять  главное, обобщать имеющиеся факты , логически излагать мысли;

Развивающая:  Развивать умения и навыки употребления имен существительных, обозначающих профессии пополнить копилку знаний учащихся о нашей Родине; познакомить  их с достижениями, происходящими  в стране; проконтролировать степень усвоения темы, обогатить словарный запас учащихся; развить творческую активность, расширить кругозор, развивать внимание, память, сообразительность;

Воспитательная: Воспитать у учащихся чувства  ответственности за свою землю, народ; воспитать уважение к представителям различных профессий, профессионально готовить и ориентировать учащихся к выбору будущей профессии;

Оборудование:  карточки  с обозначением знаменательных дат в истории  независимого Узбекистана; плакаты и маркеры для групп, вопросы, слайды, компьютер и мультимедийный проектор;

Ожидаемый результат:   учащиеся смогут определить род имён существительных на Ь, пополнят свои знания о видах профессии, роде занятий, должности, обогатят свой словарный запас,  примут участие в обсуждении вопросов по грамматической и лексической теме

Тип урока: Объяснение нового материала

Оборудование:   Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  слайды. Цветные картинки по теме, раздаточные материалы, таблица; карточки  с обозначением знаменательных дат в истории  независимого Узбекистана; плакаты и маркеры для групп, вопросы.

Ход урока: 

Структура урока:

1

Организационный момент

2 минуты

2

Составление кластера

7 минут

3

Объяснение нового материала

13 минут

4

Закрепление

20 минут

5

Подведение итогов

3 минуты

6

Задание на дом

2минуты

  1. Организационный момент: Объявление темы и целей урока, проверка готовности класса к уроку.

Учитель. У поэтессы Зульфии  есть такие строки:

Плеск воды, блеск звезды,

Трепетание ветвей,

Влажных роз молодое цветение.

И поёт соловей

Друг цветов и полей,

Прославляя Родины цветение!

 Дорогие ребята!  1 сентября мы отмечаем великий праздник нашей страны – День Независимости Республики Узбекистан. 23 года – это всего лишь миг в истории страны, но, сколько сделано, сколько пережито!  Родина, Отчизна, Любовь – это самые дорогие сердцу и прекрасные слова. Они полны огромного смысла и гордого звучания. Родиной называется тот уголок земли, где родился и вырос человек. Для нас узбекистанцев, людей более ста наций и народностей, образ Родины воплощается в величественном слове Узбекистан.  Мне очень приятно, что наш урок совпал с главным  праздником нашей страны. Сегодня  вы узнаете о традиции празднования «Дня Независимости». Выполните несколько заданий, узнаете о существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на Ь.

  1. Учитель:  «С чего начинается Родина?» Что же значит для вас ёмкое слово – «Родина»? Подумайте и запишите все свои мысли о Родине.

Ребятам  предлагается выразить свои мысли в кластере. Учащиеся защищают свою точку зрения.

Учитель: Ребята, а с чем у вас еще ассоциируется слово «Родина»?

ПО ХОДУ ОБСУЖДЕНИЯ на экран проецируется ДОМ.  КИРПИЧИКИ в основе. Если учащиеся правильно подберут кирпичики, то найдут слово Узбекистан, который прочно символизирует фундамент нашего дома.

 

  1. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя. Сегодня  мы с вами заочно отправимся в путешествие, в страну, с великим будущим,  который называется «Узбекистан». Вы  узнаете о том, как отмечают «День Независимости» у нас в республике. А также познакомитесь с  грамматическим  материалом. Всё что будет говориться и выполнятся на уроке взаимосвязано. Я попрошу вас внимательно проследить за информацией.

 

Давайте, составим схему нашего маршрута. Применение метода «Рыбий скелет»

     Просмотр фильма         чтение текста                  работа в группах  

                                         

словарная работа        грамматический материал        вывод  

Звучит песня «Улугимсан, Ватаним!» в исполнении Севары Назархан и на экран проецируются слайды с картинками о достижениях Республики Узбекистан.

Формулировка правила и темы урока.

На экран проецируются  понятия Род имён существительных

Оформим графически это правило.

Для обозначения живых существ, предметов, явлений и абстрактных понятий в русском языке употребляются существительные (Ot  so’z  turkumi) мужского, женского и среднего рода. Род существительного можно определить по окончанию или конечной согласной.

ДОМ                     мужской род

        на согласный

МУЗЕЙ        на - Й

РОДИНА                        женский род

        на - А, - Я

СЕМЬЯ        

ГОСУДАРСТВО        средний род

на - О

ПЛАТЬЕ        на - Е

Мужского   рода                                          Ь                                         Женского рода

 УЧИТЕЛЬ                                                МОЛОДОСТЬ

                                                 

Словарная работа:

Работа с текстом.   Устное выполнение упражнения№1.на стр.3 Несколько учеников читают текст.  На экран проецируется текст

«День Независимости»

         31 августа 1991 года Узбекистан провозгласил свою независимость. 1 сентября было объявлено Днём Независимости. С тех пор народ Узбекистана в первый осенний день отмечает свой главный праздник.

        Узбекистан избрал свой собственный путь развития и за эти годы добился больших  успехов в экономической, политической и культурной жизни. Но главная цель нашего государства всегда заключалась в том, чтобы воспитать здоровое, гармонично развитое молодое поколение.

         Молодёжь Узбекистана составляет большую часть населения республики, поэтому от неё зависит будущее нашей страны.

Ученики отвечают на вопросы по содержанию текста и указывают род выделенных существительных.

  1. Когда народ Узбекистана отмечает свой главный праздник?
  2. Какой путь развития выбрал Узбекистан?
  3. Какая молодёжь составляет большую часть страны?
  4. В чём заключается главная цель нашего государства?

Запомните правило!

  1. Закрепление  материала.

Учитель: Наше государство заботиться о том, чтобы сегодняшний школьник вырос образованным, хорошо воспитанным человеком и мог принести пользу обществу своими знаниями и трудом. В жизни любому человеку приходится много выбирать. Выбор профессии – дело очень важное.  Ведь, это выбор того, какое место займет профессия в жизни  самого человека, и какую пользу принесет она обществу.  Назовите известные вам профессии. Ученики: учитель, воспитатель, водитель, врач и т.д.   Работа в  группах. А теперь ребята я попрошу вас разбиться на  5 групп. Образуйте группу по 4 человек.  Данное задание будет выполняться на основе упражнения №5. Стр. 4.  Каждая группа, получает таблицу, используя  названия профессий,  перечисляют качества характера  человека. Значения незнакомых слов найдите в словаре. Презентации групп (учитывается регламент)

Профессия

Качества характера

Учитель

                                             1 группа

Опорные слова:

Бережливость, уверенность, целеустремленность;

Смелость, настойчивость, терпение;

Активность, общительность, решительность, находчивость;

Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;

Справедливость, объективность, честность;

                                                    2 группа

Профессия

Качества характера

Предприниматель

Опорные слова:

Бережливость, уверенность, целеустремленность;

Смелость, настойчивость, терпение;

Активность, общительность, решительность, находчивость;

Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;

Справедливость, объективность, честность

                                               3 группа

Профессия

Качества характера

Юрист  

Опорные слова:

Бережливость, уверенность, целеустремленность;

Смелость, настойчивость, терпение;

Активность, общительность, решительность, находчивость;

Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;

Справедливость, объективность, честность;

                                4 группа

Профессия

Качества характера

Журналист  

Опорные слова:

Бережливость, уверенность, целеустремленность;

Смелость, настойчивость, терпение;

Активность, общительность, решительность, находчивость;

Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;

Справедливость, объективность, честность;

5 группа

Профессия

Качества характера

Спортсмен  

Опорные слова:

Бережливость, уверенность, целеустремленность;

Смелость, настойчивость, терпение;

Активность, общительность, решительность, находчивость;

Чуткость, заботливость, отзывчивость, терпение;

Справедливость, объективность, честность;

  1. Подведение итогов. Объявление баллов, оценивание работы групп, выставление оценок в дневниках.

Вывод:

Учитель: на сегодняшнем уроке мы искали ответы на непростые вопросы.

- Скажите, ЧТО МЫ УЗНАЛИ?

- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

Прошу вас, поделитесь чувствами, мыслями, которые вы вынесете из этого урока. Выберите из предложенных вам строчек те, КОТОРЫЕ ОТРАЖАЮТ ВАШИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ.

Учащимся раздаются карточки с названиями ценностей.

«Ценности»

Скромность

Вежливость

Воспитанность

Бережливость

Активность

Толерантность

Чуткость

Заботливость

  1. Объяснение домашнего задания. Упражнение №10,  стр. 5.  Выделите суффиксы и определите род существительных, обозначающие названия профессий. Составьте портрет патриота.

Заключительное слово учителя.

С каждым годом хорошеет родной Узбекистан. У нас царит мир и согласие. А это самое главное достижение Независимости. Учащийся на листочках пишут свои пожелания и вывешивают на «Дереве - пожеланий»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода`

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода` (по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.)...

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...

«Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов прошедшего времени с существительными мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе»

Обучающиеся 5-х классов (V вида) с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологич...

Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"

На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода

Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода...