Урок письма в 5 классе по теме «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
план-конспект урока (5 класс)
Урок письма в 5 классе по теме «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок письма в 5 классе по теме «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
Задачи:
- Образовательная: Формировать навык распознавания и написания существительных с шипящей на конце, осознанного применения правила на практике.
- Коррекционная: Развитие фонематического слуха путём дифференциации шипящих, памяти и мышления при определении рода существительных. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти в спец. корр. задании. Развитие речи путём составления полного развёрнутого ответа на вопрос; при работе с предложением.
- Воспитательная: Воспитывать любовь к языку, мотивацию к учению.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, разноуровневые карточки.
Ход урока
- Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Приветствие . Эмоциональный настрой. Сегодня у нас открытый урок, на котором мы повторим и закрепим ваши знания по теме «Правописание существительных с шипящей на конце». Мне бы хотелось, чтобы вы собрались и показали все лучшее, на что способны. Будьте активны и внимательны. Я жду от вас правильных и полных ответов. Начнём с устного опроса!
- Актуализация опорных знаний. А сейчас мы устно вспомним те правила, которые помогут вам без ошибок выполнить письменные задания.
Фронтальный опрос:
1) - Какую часть речи изучаем? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Почему два вопроса? Как называются сущ-е, отвечающие на вопрос кто? (что?)
2) Игра «Четвёртый лишний». Коррекционное задание на развитие внимания и зрительной памяти. (На доске несколько секунд демонстрируются 4 картинки. Это герои сказок Пушкина: рыбка, богатыри, лебедь, зеркальце. 3 предмета одушевлённые, а один неодушевлённый. Учащиеся рассматривают предъявляемое изображение и отвечают на вопрос учителя.)
- Назовите увиденных героев из сказок Пушкина. Кто лишний и почему? Правильно, зеркальце. А как называется сказка Пушкина, в которой действует этот волшебный предмет?
3) А в этой строчке найдите лишнее слово. Объясни почему. (соб./нар.)
/ Москва, Орёл, город, Россия/
4) - Что можно определить у существительных? /число, род/ Какие слова подставляем к существительным м. р. /он, мой/, ж.р., ср.р.?
- Определи род существительных и распредели их в два столбика: дочь, ключ, тишь, малыш, борщ, помощь. Какой шипящий звук слышится на конце.
М.р. / ж.р.
Задание выполняется на интерактивной доске.
- Сравните, как написаны слова мужского рода, а как женского. Вспомните правило, которое проходили на прошлом уроке. Что надо сделать, чтобы узнать, писать или не писать мягкий знак после шипящей?
5) Индивидуальное задание один из учеников во время опроса выполняет не доске. Запиши слова в единственном числе: мыши, ножи, плащи, вещи. Определи род и докажи правильность написания.
-Проверку делают ученики. Оценка инд. Задания.
Физкультминутка.
- Закрепление. Вы показали хорошие устные знания, переходим к письменным заданиям.
- Выборочный диктант. Записать слово с шипящей на конце.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит. Я как сторож не сплю. В помощь вышла луна. Как чудесен ландыш в свете луны. Хочется взять карандаш и нарисовать его.
- Проверка устная и на интерактивной доске. Сколько слов записали? Прочитайте слова с мягким знаком на конце. Почему вы написали их с мягким знаком? А теперь посмотрите на доску и сверьте правильность написания.
2) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Прочитайте задание и выполните его в тетради. Если будут вопросы, позовите меня.
Карточка №1
Спиши, вставь пропущенное слово. Используй слова для справок.
Наступила ----. Не греет землю солнечный ----. Дорога шла через ----. Кругом полная ----. Только у реки шумит----.
Слова для справок: ноч…, луч…, рож…, тиш…, камыш…
Карточка №2
Спиши, вставь где нужно мягкий знак.
Наступила ноч... Не греет землю солнечный луч… Дорога шла через рож... Кругом полная тиш... Только у реки шумит камыш…
Карточка №3
Прочитай, узнай род. У слов ж. р. напиши Ь.
ноч…, луч…, доч…, мыш…, камыш…
- Проверка на доске.
3) Работа с деформированным предложением. Грамматический разбор по членам предложения.
-Какую сказку Пушкина недавно читали? Вспомните её героев. Составьте и запишите предложение.
Королевич, отправляется, Елисей, в дорогу.
IV. Итог урока. Какую тему закрепляли? Какое задание показалось интересным, вызвало затруднения?
V. Оценивание работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных тео...
Существительные мужского и женского рода на -Ь
Существительных мужского и женского рода на -Ь немного. Большая часть в мужском роде имеет суффикс -ТЕЛЬ, а в женском роде Суффикс -ОСТЬ....
Урок в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"
Урок направлен на формирование умений находить имена существительные общего рода, правильно употреблять их в предложениях....
Конспект урока в 5 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
Знакомство учащихся правилом написания НЕ с именами существительными....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" разработан для дистанционного обучения учащихся 5 класса в условиях карантина.Ссылка на видеоурок ...
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных"
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 14 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ:1. ВИДЕОУРОК (обязате...
Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"
На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...