Конспект занятия
план-конспект

Эльвира Ахатовна Меркина

Логопедическое занятие в старшей группе по теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushk_fedory.docx252.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №19 «Сулпан» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

С ПОДГРУППОЙ

«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ФЕДОРЫ»

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Подготовила         

и провела:                

учитель-логопед        

Э.А.Меркина                

Мелеуз, 2018г.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Повторение артикуляторного и акустического образа звука [ш].
  • Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
  • Формирование длительного ротового выдоха.
  • Уточнение имеющегося словаря и его обогащение по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие общих речевых навыков;
  • Развитие словаря, грамматического строя речи;
  • Развитие зрительного внимания и восприятия;
  • Развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильных ощущений;
  • Развитие творческого мышления и воображения

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
  • Воспитывать желание прийти на помощь

Оборудование: интерактивное компьютерное пособие «МЕРСИБО», стол с песком и с подсветкой, планшеты с песком и с подсветкой у каждого ребенка, поднос с кинетическим песком, игрушка - Змейка Умняша, раздаточный материал по теме «Посуда», трафареты посуды, схема произношения шипящих звуков, схемы-дорожки.

Ход занятия:

  1. – Ребята, сегодня мы еще раз отправимся в песочную страну, но вы знаете, что прежде нужно сделать гимнастику для язычка. (Артикуляционная гимнастика для звука Ш – с помощью интерактивного компьютерного пособия «МЕРСИБО») Затем дети убирают зеркала и подходят к большому столу с песком.
  2. – Кто живет в нашей песочной стране? (Змейка Умняша) Она умеет шипеть и учит нас, что для этого надо делать.

Дети отвечают по схеме :

- Губки – «Бубликом»;C:\Users\Admin\Desktop\RiGE46xdT.jpg

- Зубы – в «Заборчик»;

- Язык – «Чашечкой» вверх;

- Ветерок теплый.C:\Users\Admin\Desktop\11acfe160d9f8084639a051f8abb26f5.jpg

Дети шипят по очереди. Змейка просит повторить ее путь пальцем по песку.

а) Автоматизация звука Ш. Изолированное произношение звука Ш.

Дети ведут пальцем ведущей руки по песку и «шипят».

б) Автоматизация звука Ш в слогах.

- Змейка ползла по песочным кочкам, повторите, как она ползла.

Логопед делает на поверхности песка 2 «кочки» и просит повторить слоги – ША-ШО (ШО-ШУ, ШУ-ШИ, ШИ-ША)

Логопед делает на поверхности песка 3«кочки» и просит повторить слоги – ША-ШО-ШУ (ШО-ШУ-ШИ, ШУ-ШИ-ША, ШИ-ША-ШО)

в) Автоматизация звука Ш в словах.

-Какие слова со звуком Ш научила вас говорить Умняша? Соберем их в «Копилку слов», наберем больше слов.

Логопед дает детям маленькую емкость, дети, называя слово, сыплют в «Копилку» песок.

г) Развитие фонематического слуха.

Игра «Лови звук Ш» - Умняша хочет поиграть с вами. Она будет говорить разные слова. Если услышите слово со звуком «Ш», спрячьте ладошки в песок. (Логопед говорит: сыр, шар, сон, шум, соты, фокус, шорты, шорох, сумка, шайба…)

-Молодцы! Садитесь за столы.

  1. Ориентирование на плоскости. Развитие фонематических процессов.

Дети садятся за столы. На столах – индивидуальные планшеты с песком.

- Умняша довольна тем, как вы говорите звук Ш. Она приготовила вам сюрприз. Ты, Максим, найдешь его в левом нижнем углу планшета. Аделина – в правом верхнем углу. И т.д. Дети находят картинки и называют их. (чашка, сапоги, шапка, стол, шарф, шумовка, санки, самолет)

Логопед просит выбрать для Змейки Умняши только картинки со звуком Ш. А из них лишь те, что раскрашены в синий цвет. Остаются шумовка, чашка.

-Что вы выбрали?(Синюю чашку, синюю шумовку.)

- Как назвать это одним словом? (Посуда.)

-Молодцы! Расскажем о том, как мы маме помогаем.

  • Физминутка с пружинками «Су-джок»

Помогать я маме буду.

Соберу я всю посуду.

Вот кастрюля, поварешка,

Сковородка, вилка, ложка,

Небольшой столовый ножик

Мне понадобится тоже.

Вот с узорами тарелка,

Чашка с блюдцем на салфетке.

И, конечно, не случайно

На плите стоит наш чайник –

Мишку чай пить усажу,

О посуде расскажу.

Е. Николаева

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

– В какой сказке К.И. Чуковского посуда убежала от хозяйки?  («Федорино горе») Вот и пойдем сейчас к бабушке Федоре и поможем ее горю. А сначала приготовим гостинцы. (Дети подходят к подносу с кинетическим песком и делают куличи)

- Молодцы, гостинцы готовы, садитесь за столы.

- Почему посуда убежала от Федоры? (Она не мыла ее, била). Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и запоминайте, какая посуда убежала от Федоры.

Логопед читает, показывая картинки:

И помчалися по улице ножи:
 «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»  

 И кастрюля на бегу
Закричала - «Я бегу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит….

А за ними блюдца, блюдца —Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

- Перечислите, какая посуда убежала от Федоры? (Дети называют, припоминая стихотворение, логопед по мере называния раскладывает в планшеты с песком соответствующие картинки )      а) Помогите Федоре почистить посуду, чтобы вернуть ее хозяйке. Сдуйте через трубочки песок с картинок.

- Что ты почистил? (Я почистил тарелку. Я почистила чашку. И.т.д.)

- Чистую посуду расставим по местам. Кухонную – положите в шкафчик, чайную – на поднос, столовую – на обеденный стол. (Дети расставляют посуду по местам, сопровождая действия фразой – «Тарелка – это столовая посуда. Чашка – это чайная посуда. И т.д.»)

- Хорошо! Осталось научить Федору правильно пользоваться посудой.

б) - Раньше Федора:

-в кастрюле жарила котлеты, а в сковородке варила суп. А надо -? (В кастрюле варить суп, а в сковородке жарить котлеты.)

- из чашек ела суп, а из тарелок пила чай. А надо - ?

- вилкой ела суп, а ложкой – котлеты. А надо -?

в) – У бабушки Федоры есть и сломанная посуда. Надо починить. Был у нее чайник без чего? (Без носика. Без ручки. И т.д.). Дорисуй носик ( ручку..) и скажи с чем теперь чайник.

-Молодцы! Помыли и починили посуду.

г) - Вот теперь все у Федоры хорошо! А еще мы подарим бабушке Федоре новую красивую посуду. Что ты подаришь? (Дети включают разную подсветку на планшетах и прикладывая трафареты говорят – Я подарю красную кастрюлю. Я подарю зеленый чайник. И т.д.)

Федора вас благодарит и обещает никогда больше не обижать посуду:

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

г) – Теперь Федора называет посуду только ласково: не чайник, а… (чайничек), не стакан, а …, не чашка, а …, не блюдце, а …, не кувшин, а …, не тарелка, а … (В песке логопед рисует большой круг, а ребенок рядом рисует маленький и называет слово ласково).

Как вы думаете, теперь посуда простила бабушку Федору? Почему?

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
 «Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Итог: - Погостили мы у бабушки Федоры, пора возвращаться. Вы сегодня помогли Федоре, будьте такими же помощниками и дома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....