Внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ
статья

Омарова Патимат Исмаиловна

В статье рассмотрены особенности инклюзивного образования и системы дифференцированного обучения детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Рассматривается внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), инклюзивное образование, внеурочная деятельность.

 

"Берем пример с лучших!":    в разделе представлены фотографии встречи с выпускником, Исламом Абдулкадировым, - 3х-кратным чемпионом России по пауэрлифтингу среди юниоров, чемпионом мира по пауэрлифтингу среди юниоров в 2021 году. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТИМАТ ИСМАИЛОВНА ОМАРОВА

УЧИТЕЛЬ

КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

Г. НЕФТЕЮГАНСК

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности инклюзивного образования и системы дифференцированного обучения детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Рассматривается внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), инклюзивное образование, внеурочная деятельность.

Успешная интеграция и адаптация в обществе обучающихся с ОВЗ по-прежнему является актуальной проблемой для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа в данной ситуации выступает как основной образовательный и воспитательный ресурс для данной категории детей. На сегодняшний день выдвигаются два основных образовательных модуля для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями): инклюзивное образование и система дифференцированного обучения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» понятие «инклюзивное образование» представляется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Термин «инклюзивное или включенное образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Система дифференцированного обучения, а именно система специальных коррекционных школ, выстраивается в первую очередь с учетом «особых образовательных потребностей» ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Со временем эта система перестала восприниматься как единственно правильная модель. Все чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании, тем более, что многие родители детей с интеллектуальной недостаточностью, не понимая глубины данного вопросы, настаивают на обучении своих детей в массовой школе.

Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, безусловно позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. При этом возникает много вопросов по осуществлению инклюзивного образования таких обучающихся. В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС, для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. Программа для детей с интеллектуальными нарушениями (АООП) предусматривает использование других учебников и рабочих тетрадей, другие приемы и методы обучения. Предметы для детей с интеллектуальными нарушениями сильно отличаются от тех, которые изучают дети по учебному плану основной общеобразовательной программы, поэтому образование для детей с интеллектуальными нарушениями называют «нецензовым». По окончании сроков обучения дети сдают не привычные экзамены, а только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Соответственно получают не аттестат, а свидетельство о прохождении обучения. Таким образом учебный план ребенка с интеллектуальными нарушениями не может быть полноценно реализован в классе, где дети изучают другие предметы, учатся по другим учебникам. Плюсом является то, что ребенок с ОВЗ (умственной отсталостью) может общаться с другими ребятами в естественной среде, однако само пространство в таком случае не отвечают его потребностям.

Рассматривая систему дифференцированного обучения в специальных учебных заведениях для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) можно отметить следующие преимущества: с детьми работают специально подготовленные педагоги, а классы сформированы в соответствии с имеющимися у ребёнка нарушениями, дети находятся в среде, которая максимально отвечает их образовательным потребностям. При этом нельзя не отметить, что в данной ситуации дети с ОВЗ опять попадают в определённую изоляцию, оказываются лишены общения с детьми без нарушений.

Как развивать коммуникационные способности у детей с ОВЗ, умения вести себя в обществе, чувствовать себя его полноценным членом, гражданином своей страны? Эти и многие другие подобные вопросы, касающиеся социализации, интеграции, адаптации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) возможно успешно решать в процессе организации урочной и внеурочной деятельности в формате обучения в коррекционной школе.

В данной статье хотелось бы поделиться личным опытом педагогической деятельности классного руководителя, учителя. За время работы в школе-интернате подготовила несколько выпусков обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Говоря об этой категории детей, следует отметить имеющиеся у них определённые личностные особенности, являющиеся источниками проблем инклюзивного образования:

- низкая потребность в коммуникации: из-за проблем со здоровьем дети часто не могут или не хотят общаться с другими людьми, причём, как со сверстниками, так и со взрослыми;

- социальная изолированность: из-за своих особенностей дети лишены общения с ровесниками, потому что большую часть времени проводят дома и взаимодействуют только с очень узким кругом лиц;

- несформированность пространственных представлений: некоторым детям с умственной отсталостью бывает трудно даже выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы добраться до школы или на другой конец города. Из-за этого страдает способность ориентироваться в пространстве;

- снижение познавательной активности и учебной мотивации: дети с особыми потребностями из-за имеющихся нарушений сосредоточены на себе и своих проблемах со здоровьем, что неудивительно, и обычно учёба даётся им с трудом;

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость и рассеянное внимание: то, что кажется простым для обычного человека, становится настоящим испытанием для детей с умственной отсталостью.

Важное значение в разрешении этих проблем у детей с ОВЗ, а также в достижении цели коррекционного образования (социальная адаптация и интеграция в общество детей с интеллектуальными нарушениями) имеет организация внеурочной деятельности в школе-интернате, являющейся составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Посредством внеурочной деятельности создаются условия для достижения обучающимися необходимого социального опыта, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Решению этих задач также способствует реализация программы классного руководителя, осуществляющаяся по пяти направлениям, тесно взаимосвязанным друг с другом: 

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В соответствии с указанными направлениями определены виды и формы деятельности с учетом возраста, особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся:

Виды деятельности обучающихся, способствующих реализации программы:

  • игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность),
  • художественное творчество;
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;

Формы работы:

  •  экскурсии
  • соревнования
  • экологические и трудовые десанты
  • олимпиады, конкурсы, викторины, конференции
  • сюжетно-ролевые игры
  • социальные акции
  • квесты и т.п.

Программа реализовывается во взаимодействии с организациями и учреждениями города Нефтеюганска: МУБ «Детская городская библиотека», МУК «Детская школа искусств», МБУК «Центр Национальных Культур», Кукольный театр «Волшебная флейта», Региональная общественная организация «Союз ветеранов боевых действий», АУ ХМАО-Югры «Центр адаптивного спорта Югры», ЦФКиС «Жемчужина Югры»,и др.

Обучающиеся школы – активные участники мероприятий различного уровня: муниципального, регионального, всероссийского, международного как заочного, так и очного формата. Многочисленные грамоты, дипломы, сертификаты подтверждают успешное участие в олимпиадах, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях, акциях и др. Дети с ОВЗ также могут быть способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, это доказывают победы наших учеников в фестивалях, соревнованиях и конкурсах городского и международного уровня («Абилимпикс», Региональные олимпиады по труду, специальные спортивные спартакиады, творческие фестивали, городские конкурсы чтецов и др.) Предметом особой гордости школы является наш выпускник – 3х-кратный чемпион России по пауэрлифтингу среди юниоров, занявший 1 место на Чемпионате Мира по пауэрлифтингу среди юниоров в 2021 году.

Участие в конкурсах помогает нашим детям поверить в себя, получить возможность общественного признания их достижений, приобрести бесценный опыт публичных выступлений, а также является мощным стимулом для дальнейших побед. Опыт школы определил, что большую роль в социализации наших обучающихся, воспитанников играет внеурочная деятельность. Выпускники стараются овладевать новыми профессиями, трудоустраиваются, имеют положительные отзывы на рабочих местах.

Каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. В условиях современности инклюзивное образование для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) может представлять собой широкое социально–культурное пространство с разными школами (общеобразовательными и специальными), организациями дополнительного и профессионального образования, культурными досуговыми центрами, общественными объединениями с разнообразными программами, выбор которых обеспечивает всё многообразие образовательных потребностей детей с ОВЗ и помогает обществу принять это разнообразие и научиться жить в новой реальности.

Список литературы:

  1. Годовникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. –  М.: Юрайт, 2019
  2. Кузнецова О.С. Инклюзивное образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью: за и против / https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/
  3. Сафиулина Н.Р. Может ли обучающийся с интеллектуальными нарушениями обучаться в обычном классе? / https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/mozhet_ 
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Проект «Программа Camtasia Studio во внеурочной деятельности как средство успешного освоения английского языка»

   Данный проект предназначен для практического использования учителями английского языка и направлен на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельное извлечение необходи...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....