Внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ
статья
В статье рассмотрены особенности инклюзивного образования и системы дифференцированного обучения детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Рассматривается внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), инклюзивное образование, внеурочная деятельность.
"Берем пример с лучших!": в разделе представлены фотографии встречи с выпускником, Исламом Абдулкадировым, - 3х-кратным чемпионом России по пауэрлифтингу среди юниоров, чемпионом мира по пауэрлифтингу среди юниоров в 2021 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАТИМАТ ИСМАИЛОВНА ОМАРОВА
УЧИТЕЛЬ
КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»
Г. НЕФТЕЮГАНСК
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).
Аннотация. В статье рассмотрены особенности инклюзивного образования и системы дифференцированного обучения детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Рассматривается внеурочная деятельность как средство успешной интеграции и адаптации в обществе обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), инклюзивное образование, внеурочная деятельность.
Успешная интеграция и адаптация в обществе обучающихся с ОВЗ по-прежнему является актуальной проблемой для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа в данной ситуации выступает как основной образовательный и воспитательный ресурс для данной категории детей. На сегодняшний день выдвигаются два основных образовательных модуля для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями): инклюзивное образование и система дифференцированного обучения.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» понятие «инклюзивное образование» представляется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Термин «инклюзивное или включенное образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Система дифференцированного обучения, а именно система специальных коррекционных школ, выстраивается в первую очередь с учетом «особых образовательных потребностей» ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Со временем эта система перестала восприниматься как единственно правильная модель. Все чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании, тем более, что многие родители детей с интеллектуальной недостаточностью, не понимая глубины данного вопросы, настаивают на обучении своих детей в массовой школе.
Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, безусловно позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. При этом возникает много вопросов по осуществлению инклюзивного образования таких обучающихся. В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС, для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. Программа для детей с интеллектуальными нарушениями (АООП) предусматривает использование других учебников и рабочих тетрадей, другие приемы и методы обучения. Предметы для детей с интеллектуальными нарушениями сильно отличаются от тех, которые изучают дети по учебному плану основной общеобразовательной программы, поэтому образование для детей с интеллектуальными нарушениями называют «нецензовым». По окончании сроков обучения дети сдают не привычные экзамены, а только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Соответственно получают не аттестат, а свидетельство о прохождении обучения. Таким образом учебный план ребенка с интеллектуальными нарушениями не может быть полноценно реализован в классе, где дети изучают другие предметы, учатся по другим учебникам. Плюсом является то, что ребенок с ОВЗ (умственной отсталостью) может общаться с другими ребятами в естественной среде, однако само пространство в таком случае не отвечают его потребностям.
Рассматривая систему дифференцированного обучения в специальных учебных заведениях для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) можно отметить следующие преимущества: с детьми работают специально подготовленные педагоги, а классы сформированы в соответствии с имеющимися у ребёнка нарушениями, дети находятся в среде, которая максимально отвечает их образовательным потребностям. При этом нельзя не отметить, что в данной ситуации дети с ОВЗ опять попадают в определённую изоляцию, оказываются лишены общения с детьми без нарушений.
Как развивать коммуникационные способности у детей с ОВЗ, умения вести себя в обществе, чувствовать себя его полноценным членом, гражданином своей страны? Эти и многие другие подобные вопросы, касающиеся социализации, интеграции, адаптации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) возможно успешно решать в процессе организации урочной и внеурочной деятельности в формате обучения в коррекционной школе.
В данной статье хотелось бы поделиться личным опытом педагогической деятельности классного руководителя, учителя. За время работы в школе-интернате подготовила несколько выпусков обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Говоря об этой категории детей, следует отметить имеющиеся у них определённые личностные особенности, являющиеся источниками проблем инклюзивного образования:
- низкая потребность в коммуникации: из-за проблем со здоровьем дети часто не могут или не хотят общаться с другими людьми, причём, как со сверстниками, так и со взрослыми;
- социальная изолированность: из-за своих особенностей дети лишены общения с ровесниками, потому что большую часть времени проводят дома и взаимодействуют только с очень узким кругом лиц;
- несформированность пространственных представлений: некоторым детям с умственной отсталостью бывает трудно даже выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы добраться до школы или на другой конец города. Из-за этого страдает способность ориентироваться в пространстве;
- снижение познавательной активности и учебной мотивации: дети с особыми потребностями из-за имеющихся нарушений сосредоточены на себе и своих проблемах со здоровьем, что неудивительно, и обычно учёба даётся им с трудом;
- низкая работоспособность, быстрая утомляемость и рассеянное внимание: то, что кажется простым для обычного человека, становится настоящим испытанием для детей с умственной отсталостью.
Важное значение в разрешении этих проблем у детей с ОВЗ, а также в достижении цели коррекционного образования (социальная адаптация и интеграция в общество детей с интеллектуальными нарушениями) имеет организация внеурочной деятельности в школе-интернате, являющейся составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Посредством внеурочной деятельности создаются условия для достижения обучающимися необходимого социального опыта, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Решению этих задач также способствует реализация программы классного руководителя, осуществляющаяся по пяти направлениям, тесно взаимосвязанным друг с другом:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В соответствии с указанными направлениями определены виды и формы деятельности с учетом возраста, особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся:
Виды деятельности обучающихся, способствующих реализации программы:
- игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность),
- художественное творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
Формы работы:
- экскурсии
- соревнования
- экологические и трудовые десанты
- олимпиады, конкурсы, викторины, конференции
- сюжетно-ролевые игры
- социальные акции
- квесты и т.п.
Программа реализовывается во взаимодействии с организациями и учреждениями города Нефтеюганска: МУБ «Детская городская библиотека», МУК «Детская школа искусств», МБУК «Центр Национальных Культур», Кукольный театр «Волшебная флейта», Региональная общественная организация «Союз ветеранов боевых действий», АУ ХМАО-Югры «Центр адаптивного спорта Югры», ЦФКиС «Жемчужина Югры»,и др.
Обучающиеся школы – активные участники мероприятий различного уровня: муниципального, регионального, всероссийского, международного как заочного, так и очного формата. Многочисленные грамоты, дипломы, сертификаты подтверждают успешное участие в олимпиадах, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях, акциях и др. Дети с ОВЗ также могут быть способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, это доказывают победы наших учеников в фестивалях, соревнованиях и конкурсах городского и международного уровня («Абилимпикс», Региональные олимпиады по труду, специальные спортивные спартакиады, творческие фестивали, городские конкурсы чтецов и др.) Предметом особой гордости школы является наш выпускник – 3х-кратный чемпион России по пауэрлифтингу среди юниоров, занявший 1 место на Чемпионате Мира по пауэрлифтингу среди юниоров в 2021 году.
Участие в конкурсах помогает нашим детям поверить в себя, получить возможность общественного признания их достижений, приобрести бесценный опыт публичных выступлений, а также является мощным стимулом для дальнейших побед. Опыт школы определил, что большую роль в социализации наших обучающихся, воспитанников играет внеурочная деятельность. Выпускники стараются овладевать новыми профессиями, трудоустраиваются, имеют положительные отзывы на рабочих местах.
Каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. В условиях современности инклюзивное образование для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) может представлять собой широкое социально–культурное пространство с разными школами (общеобразовательными и специальными), организациями дополнительного и профессионального образования, культурными досуговыми центрами, общественными объединениями с разнообразными программами, выбор которых обеспечивает всё многообразие образовательных потребностей детей с ОВЗ и помогает обществу принять это разнообразие и научиться жить в новой реальности.
Список литературы:
- Годовникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. – М.: Юрайт, 2019
- Кузнецова О.С. Инклюзивное образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью: за и против / https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/
- Сафиулина Н.Р. Может ли обучающийся с интеллектуальными нарушениями обучаться в обычном классе? / https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/mozhet_
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Проект «Программа Camtasia Studio во внеурочной деятельности как средство успешного освоения английского языка»
Данный проект предназначен для практического использования учителями английского языка и направлен на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельное извлечение необходи...
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...
Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.
Актуальность и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи. виды и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....