Карта психоречевого развития детей 6-7 лет
методическая разработка

Ризида Робертовна Тухватуллина

Карта психоречевого развития детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_obsledovaniya_rebenka_6_-_kopiya.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ  РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ С ЗПР

Наблюдение

Функция

Оценка

Н

К

Контакт

1 – в контакт не вступает.

2 – контакт формальный.

3 – в контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности.

4 – контакт избирательный.

5 -  легко устанавливает контакт

Эмоциональная сфера

1 – пассивный, вялый, инертный.

2 – повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность.

3 – колебания настроения, эмоциональная лабильность.

4,5 – активный, бодрый, эмоционально стабилен.

Средства общения

1 – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком.

2 – общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса.

3 – общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда.

4 – общение посредством аморфных слов-корней, жестов.

5 - вербальные средства общения.

Внимание

1 – плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте.

2 – внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается.

3 – внимание достаточно устойчивое.

4, 5 – длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту (25-30 мин.)

Переключаемость

1 – не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее).

2 – для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия.

3 – переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия.

4 – переключается на другое задание без организующей помощи педагога.

5 – быстро переключается на другое задание без организующей помощи педагога.

Обследование моторной сферы

Оценка

Компоненты

Задания

Н

К

5 – все параметры в N

4 – все параметры развиты близко к N.

3 – выполняет движения в замедленном темпе, испытывает трудности при переключении.

2 – выполняет движения не точно, не скоординировано, испытывает трудности при переключении.

1 – движения не выполняет.

Общая моторика

Попрыгать на двух ногах с поворотом кругом.

Попрыгать на левой, правой ноге.

Потопать ногами и похлопать руками одновременно.

Перебрасывание мяча (несколько раз) друг другу двумя руками снизу.

Перепрыгнуть через игрушку.

Мелкая моторика

Пальчики здороваются (обеими руками одновременно)

Зайчик - Коза

Кулак - Ладонь

Разложи в коробки одноцветные счетные палочки одновременно двумя руками

5 – N.

4 – допускает ошибки, но исправляет при повторном показе.

3 – путается, выполняет задания неуверенно, с ошибками.

2 – выполняет задание не правильно.

1 – задание не выполняет.

Зрительно-пространственный гнозис

Показать правую, левую руку.

Показать правый, левый глаз.

Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой правый глаз.

Показать предметы, которые находятся: вверху внизу, справа слева, слева снизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.

5 – выполняет задания самостоятельно, точно, в N.

4 – задание выполняет с недостаточным нажимом, нет четкости линий.

3 – выполняет задания с ошибками.

2 – задание выполняется неправильно.

1 – задание не выполняет.

Графические навыки

Умение держать карандаш.

Соединение точек.

Рисование волнистых и ломаных линий.

Копирование графического узора по клеточкам

Обследование психофизических процессов

Оценка

Показатель

(№ страницы на картинном материале)

Н

К

5 – даны полные ответы на заданные вопросы.

4 – в ответах на вопросы допускает 1, 2 ошибки.

3- отвечает на половину вопросов.

2 – отвечает на 1, 2 вопроса.

1 – не отвечает на заданные вопросы

Окружающий мир

Назови свой день рождения.

Как твое отчество?

Что мама делает на работе?

Что папа делает на работе?

Что делает семья в выходные дни?

Какой транспорт ты знаешь?

Для чего нужна школа?

Что ты будешь делать в школе?

Кем будешь, когда вырастешь? Почему?

Какие праздники ты знаешь? Твой любимый?

5,4 – объем в N.

3 – объем ½ N.

2 – объем ниже ½ N.

1 – задания не выполняет

Внимание

Запомнить предметы на картинках (с.41)

5 – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок.

4 – без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут.

3 – 3 и более ошибки за то же время.

2 – большое число ошибок.

1 – задания не выполняет.

Тест «Переплетенные линии» (с.42)

5 – концентрация в N.

4 – концентрация максимально приближена к N.

3 – концентрация ½ N.

2 – концентрация ниже ½ N.

1 – задания не выполняет.

Нахождение на рисунке контура известных изображений  (с.43)

5 – N.

4 – подбирает и показывает с одной ошибкой.

3 – подбирает, но не показывает.

2 – не подбирает, не показывает.

1 – не выполняет задание.

Восприятие

зрительное

Подбери предмет такого же цвета (с. 45-46)

Покажи цвет, который я назову (с.45)

Покажи форму, которую я назову (с.47)

Подбери предмет такой же формы, которую я назову (с.47)

5 – N.

4 – определяет, но допускает одну ошибку.

3 – определяет, но не всё, допускает ошибки.

2 – не определяет.

1 – не выполняет задания.

Пространственное

Определить местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте (определение положения предмета с применением в инструкции сложных предлогов)

5 – N.

4 – соотносит, но допускает одну ошибку.

3 – соотносит, но не всё, допускает ошибки.

2 – не соотносит события со временем его происшествия.

1 – не выполняет задания.

Времени

Соотнесение события со временем его происшествия

Утро, день, вечер, ночь

Вчера, сегодня, завтра

Времена года

Дни недели

Месяцы

5 –N.

4 – запоминает, но допускает одну ошибку.

3 –объем запоминания ½ N.

2 –объем запоминания ниже ½ N.

1 – задания не выполняет.

Память

Зрит

Запомнить изображения и расположение предметов (с.51-52)

Слух.

Запомни слова: машина, дом, дерево, окно, стол, ложка, собака

Запомни звуки:  и а м к ж о т

5 –N.

4 –допускает ошибку, но самостоятельно исправляет.

3 – выполняет задание по образцу.

2 –выполняет задание не правильно.

1 – задания не выполняет.

Мышление

Анализ

«Четвертый лишний» (на слух)

Логические задачи (с.53)

Синтез

Разрезная картинка (8-9 частей без образца)

Обобщ.

Назови одним словом предметы (с.55)

Сравн-е

Сравнить картинки (с.56)

Классификация

По цвету (с.57)

По действию (с.57)

По величине (с.57)

Систематизация

Найди предмету место в пустом окошке

Математика

Оценка

Задания

Н

К

5 – Выполняет все задания самостоятельно

4 –допускает ошибку, но самостоятельно исправляет.

3 – выполняет задание с помощью педагога.

2 –затрудняется выполнять задание.

1 – задания не выполняет.

Счет до 10 и обратно

Назови цифры

Назови соседей числа

Состав числа

Решение  простых задач

Сравнение множеств («Сделай поровну»)

Назови фигуры

Обследование речи

Звукопроизношение

Н

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р  

РЬ

Л   ЛЬ

Й

В

Ф

Б

П

К  

Г  

Д

Т

М

Н

Х

К

 

Норма / в пределах возрастной нормы / фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, звукопроизношение  в стадии автоматизации

Слоговая структура слова

Оценка

Компоненты

Н

К

5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.

4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.

3 – замедленное послоговое воспроизведение, с запинками, одно- два слова с искажением слоговой структуры.

2 – искажение слоговой структуры.

1 – невоспроизведение

Слоговая структура слова (с.68)

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Виолончелист

Регулировщик

Структура предложения (с.69)

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

Фонематический слух

5 – все задания выполнены верно.

4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.

2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.

1 – невыполнение.

Повтори  (оппозиционные звуки):

Са-ша-са

Ца-са-ца

Чя-тя-ча

Ча-ща-ча

Ла-ля-ла

Покажи картинки(дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении) (с.70)

Пашня-башня

Катушка-кадушка

Крот-грот

Мышка-мошка

Покажи картинки(дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении) (с.71)

Косы-козы

Миска-мишка

Сук-жук

Лук-люк

Языковой анализ и синтез

Оценка

Навыки

Инструкция

Н

К

5 – все задания выполнены верно с первой попытки.

4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

2 – большая часть заданий недоступна.

1 – неверные ответы, отказ от выполнения.

Выделение заданного звука из слов

Покажи картинку, в которой есть заданный звук (с.72)

Л. – лапа, шапка, гриб, юла, улитка, топор, ромашка, шляпа, лыжи

Выделение ударного гласного в начале слова

 

Утка, овощи, Аня, ива (с.73)

Определение последнего звука в слове

Грач, лещ, сыр, пол  (с.74)

Определение первого согласного звука в слове.

Банка, щетка, чайник (с. 75)

Определение последовательности звуков в слове, схема

Назови по порядку звуки в слове

Вата, шины, рыба (с.76)

Определение количества звуков в слове

Луна, банан, шапка (с.77)

Синтез слова

Какое слово я сказала?

Д,о,м;    к,о,т,ы;    а,и,с,т

Определение количества слогов в слове

Слон, абрикос, черепаха (с.78)

Определение количества слов в предложении

День был теплый.

В парке росла высокая береза.

Лексика

Оценка

Словари

Инструкция

Н

К

N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 – большинство заданий выполняется с помощью.

2 – большинство заданий не выполняются.

1 – невыполнение.

номинативный

Назови предметы одним словом (по картинкам) (с.80)

Продукты, жив.севера, жив. юга, птицы, школьные предметы

Назови словом части тела, предмета (с.81)

Затылок, подбородок, ступня, бедро, шасси, иллюминаторы, нос, хвост, мачта, парус, якорь

предикативный

Скажи, кто что делает? (с.82)

Учит, лечит, тушит, дрессирует, регулирует, варит, строит, ремонтирует, продает

Кто как говорит? (с.83)

Блеет, ржет, мекает, кукарекает, каркает, крякает, ухает, чирикает, кудахчет

атрибутивный

Назови, какого цвета? (с.84)

Фиолетовый, розовый, серый, оранжевый, голубой, коричневый

Назови, какой формы предмет. (с.84)

Круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный

антон.

С.85

Мелкий, густой, черствый, тупой, глубоко, неряшливая, прямые

предлоги

Скажи, где находится? (с.87)

Под, из-под, за, из-за, между, через

Грамматический строй речи

Оценка

Состояние словоизменения

Инструкция

Н

К

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 – большинство заданий выполняется с помощью.

2 – большинство заданий не выполняются.

1 – невыполнение.

Ед. и мн. число существительных

Скажи, что это. (с.88)

Глаза, листья, стулья, воробьи, книги, пни, деревья

Ед. и мн. число глаголов

Скажи, что делают. (с.89)

Учат, лечат, тушат, варят, строят, продают

В.п., ед.ч.

Что (кого) нарисовал художник?

Корову, льва, паука, мяч (с.90)

Р.п., ед.ч.

Догадайся, чьи это хвосты (с.91)

Льва, белки, волка, павлина

Д.п., ед.ч.

Кому что дала Даша? (с.92)

Ежу, козе, пчеле

Т.п., ед.ч.

С помощью чего животные будут делать свою работу? (с.93)

Сачком, удочкой, тряпкой, ножом

П.п., ед.ч.

Помоги найти камни и расскажи, где ты их нашел. (с.94)

В башмаке, на полке, на шкафу, в букете.

Р.п., мн.ч.

Скажи, чего много? (с.95)

Карандашей, вёдер, собак.

Д.п., мн.ч.

Кому достанутся игрушки? (с.96)

Жукам, бабочкам, зайцам, воробьям, белкам.

Т.п., мн.ч.

Расскажи, кто за кем едет. (с.97)

За оленями, за тиграми, за птицами, за котами

П.п., мн.ч.

На чем можно передвигаться? (с.98)

На мотоциклах, на автобусах, на самокатах, на оленях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические карты по развитию самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта

Данные диагностичесие карты позволяют дефектологу отслеживать динамику в развитии навыков самообслуживания у детей с выраженным нарушением интеллекта....

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".

В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая...

Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"

Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"...

Карта психоречевого развития детей 5-6 лет

Карта психоречевого развития детей 5-6 лет...