Карта психоречевого развития детей 5-6 лет
методическая разработка
Предварительный просмотр:
КАРТА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
- Анамнестические данные о ребенке.
1 | Анкетные данные | Ф.И. ребенка | Записывается на основании медицинской карты, заключения ТПМПК (подчеркнуть) | |||||
Дата рождения | ||||||||
Речевое окруж-е | ||||||||
Домашний адрес | ||||||||
Дата поступления в группу КН | ||||||||
Дата заполнения карты | учитель-дефектолог | |||||||
Решение ТПМПК от ______Протокол №_____ Принят на срок | ||||||||
Заключение ТПМПК_________________________________________________________ | ||||||||
2 | Сведения о родителях | Мать (Ф.И.О., возраст при рождении ребенка) |
| Сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка (подчеркнуть) | ||||
Отец (Ф.И.О., возраст при рождении ребенка | ||||||||
Жалобы родителей | ||||||||
Речь родителей: грамотность. Правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования. | ||||||||
Наследственные заболевания, наличие нарушений речи, нервно-психически заболеваний, хронических заболеваний у родителей и близких родственников. | ||||||||
3 | Общий анамнез | От которой по счету беременности ребенок | Сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка (подчеркнуть) | |||||
Характер беременности (токсикоз — 1-я половина беременности, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) | ||||||||
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные) | ||||||||
Использование родовспоможения, стимуляция (механические, химические, электростимуляция) | ||||||||
Крик ребенка (был, нет) | ||||||||
Асфиксия (белая, синяя) | ||||||||
Резус-фактор (отрицательный, совместимый) | ||||||||
Вес, рост, оценка по шкале Апгар при рождении | ||||||||
Вскармливание: Когда принесли кормить?___________________________________________________________ Когда взял грудь?__________________________________________________________________ Как взял грудь?____________________________________________________________________ Как сосал (активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался) _____________________ _________________________________________________________________________________________________________ Грудное вскармливание до ___________________________________________________________________________ Последующее вскармливание (смешанное, искусственное) | ||||||||
Когда выписали из роддома? | ||||||||
Дополнительное пребывание в роддоме, причины | ||||||||
Особенности раннего развития (N, с задержкой): держит голову с _________ (в норме: с 1,5 мес.); сидит с _______ (в норме: с 6 мес.); ползает с ________ (в норме: с 6-7 мес.); стоит с ________ (в норме: с 10-11 мес.); ходит с ________ (в норме: с 11-12 мес.); первые зубы в ____________ (в норме: с 6-8 мес.); к 12 мес. ______ зубов. | ||||||||
Перенесенные заболевания: до 1 года, от года до 3 лет: Органические заболевания нервной системы:__________________________________________________________________ инфекционные заболевания (бактериальная или вирусная инфекция);интоксикация; травмы нервной системы (время перенесения травмы).__________________________________________________________________________________________ Ликвородинамические нарушения после черепно-мозговых травм и инфекций______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа и др.) ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ Соматические заболевания (простудные,пневмания,длительно текущие соматические,воспалительные процессы уха и др.) _________________________________________________________________________________________________________ Судороги при высокой температуре | ||||||||
Раннее речевое развитие. Гуление с ___________ (в норме: с 2-х мес.); лепет с ______________ (в норме: 4-6 мес.); первые слова _______________ (в норме: около года); первые фразы _______________________ (в норме: от 1,5 до 2 лет). Особенности: речевая среда; депривация, дефекты речи родителей, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине | ||||||||
Отмечались ли грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет (да, нет) | ||||||||
Отмечались ли грубые аграмматизмы после 3 лет (да, нет) | ||||||||
Какие звуки долго произносились неправильно | ||||||||
Использование жестов | ||||||||
Занимались ли с логопедом (да, нет), с какого возраста |
- Осмотр.
Органы артикуляции | Особенности строения |
Губы | Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой), шрамы, N |
Зубы | Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие дистемы, отсутствие зубов, N |
Прикус | Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогнатия (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смешение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одно-, двухстороннее), микрогения (мелкие размеры нижней челюсти), N |
Твердое небо | Палатосхиз (расщелины неба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое), субмукозная щель, узкое, плоское, N |
Мягкое небо | Длинное, укороченное, с послеоперационными рубцами, раздвоенное, отсутствие язычка, N |
Язык | Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, N |
- Наблюдение.
Функция | Оценка | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||
Контакт | 1 — в контакт не вступает 2 — контакт формальный 3 — в контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованность 4 — контакт избирательный 5 — легко устанавливает контакт | ||
Эмоциональная сфера | 1 — пассивный, вялый, инертный 2 — повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность 3 — колебания настроения, эмоциональная лабильность 4, 5 — активный, бодрый, эмоционально стабилен | ||
Средства общения | 1 — общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком 2 — общение посредством движения тела, головы, улыбки, голоса 3 — общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда 4 — общение посредством аморфных слов-корней, жестов 5 — вербальные средства общения | ||
Использование жестов и мимики | 1 — не использует жесты и мимику 2 — показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту 3 — показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое 4 — использует жесты и мимику 5 — использует сложную мимику и жесты | ||
Внимание | 1 — плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекты 2 — внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается 3 — внимание достаточно устойчивое 4, 5 — длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту | ||
Переключаемость | 1 — не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее) 2 — для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия 3 — переключается с одного действия на другое после предъявления образца следующего действия 4 — переключается на другое задание без организующей помощи педагога 5 — быстро переключается на другое задание без организующей помощи педагога |
- Обследование моторной сферы.
Оценка | Компоненты | Задания | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | |||
5 — все параметры в N; 4 — все параметры развиты близко к N; 3 — выполняет движения в замедленном темпе, испытывает трудности при переключении; 2 — выполняет движения не точно, не скоординировано, испытывает трудности при переключении; 1 — движения не выполняет. | Общая моторика | Пройти и пробежать между линиями (ширина 20 см) | ||
Попрыгать на двух ногах с продвижением вперед. | ||||
Попрыгать на левой, правой ноге. | ||||
Потопать ногами и похлопать руками одновременно. | ||||
Перебрасывание мяча (несколько раз) из одной руки в другую. | ||||
Подбрасывание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками. | ||||
Перепрыгнуть через игрушку. | ||||
Оптико-кинестетическая организация движения | Сложите 1-й и 2-й палец в кольцо (одной рукой, другой рукой). | |||
Втянуть 2-й и 3-й пальцы на руках («зайчик») (одной рукой, другой рукой). | ||||
Втянуть 2-й и 5-й пальцы («коза») (одной рукой, другой рукой). | ||||
Пальчики здороваются (одной рукой, другой рукой). | ||||
Проба «кулак-ладонь» (одной рукой, другой рукой). | ||||
Застегивание пуговиц (диаметр пуговиц 2-3 см). | ||||
Застегивание «молнии», шнуровка (вставить в замок и застегнуть, шнурки без завязывания бантика). | ||||
Собери «бусы» (шарики диаметром 2-3 см, пластмассовый шнур диаметром 2-4 мм). | ||||
Разложите в коробки одноцветные кнопки для крупной мозаики одновременно двумя руками. | ||||
Показать правую, левую руку (ногу). | ||||
5 — N 4 — допускает ошибки, но исправляет при повторном показе. 3 — путается, выполняет задание неуверенно, с ошибками 2 — выполняет задание не правильно 1 — задание не выполняет | Зрительно- пространственный гнозис | Показать правый, левый глаз (ухо). | ||
Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой — правый глаз. | ||||
Показать предметы, которые находятся: вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева. | ||||
5 — все задания выполняет самостоятельно, точно, N 4 — задание выполняет с недостаточным нажимом, нет четкости линий 3 — выполняет задание с ошибками 2 — задание выполняется неправильно 1 — задание не выполняет | Графические навыки | Умение держать карандаш. | ||
Проведение прямых линий горизонтальных и вертикальных. | ||||
Соединение точек. | ||||
Рисование волнистых и ломанных линий. | ||||
Рисование круга, квадрата и срисовывание треугольника. | ||||
Обводка по внутреннему контуру и раскрашивание изображения. | ||||
Копирование графического узора по клеточкам. | ||||
Оценка: |
- Обследование психофизических процессов.
Оценка | Показатель | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |||
Н.г. | К.г. | |||||
5 — даны полные ответы на заданные вопросы 4 — в ответах на вопросы допускает 1-2 ошибки 3 — отвечает на половину вопросов 2 — отвечает на 1-2 вопроса 1 — не отвечает на заданные вопросы | ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Беседа с ребенком о ближайшем окружении (микросоциальном окружении). | Как твоя фамилия? Кем работает мама? Кем работает папа? Как ты помогаешь маме? Назови свой домашний адрес? | |||
Беседа о микросоциальном окружении. | Как называется наша страна? Как называется главный город нашей страны? Что такое армия? На чем можно ездить по городу, плавать по реке или морю, летать? | |||||
5 — объем выше N 4 — объем в N 3 — объем ½ N 2 — объем ниже ½ N 1 — задание не выполняет | ВНИМАНИЕ | Объем | Запомнить предметы на картинках (6 предметов) | |||
5 — равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок 4 — без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут 3 — три и более ошибки за то же время 2 — большое число ошибок 1 — задание не выполняет | Устойчивость | Тест «Переплетенные линии». | 20-25 мин | |||
5 — концентрация в N 4 — концентрация максимально приближена к N 3 — концентрация ½ N 2 — концентрация ниже ½ N 1 — задание не выполняет | Концентрация | Нахождение в рисунке контура (контуров) известных изображений. | В рисунке контур известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. | |||
5 — N 4 — допускает одну ошибку при дифференциации звучащих предметов и воспроизведении ритма 3 — дифференцирует звучащие предметы, и воспроизводит ритм с большим количеством ошибок и исправлений 2 — не дифференцирует звучащие предметы, не воспроизводит ритм 1 — задание не выполняет | ВОСПРИЯТИЕ | слуховое | Дифференциация звучащих игрушек. | Погремушка и бубен; дудочка и молоточек | ||
Восприятие и воспроизведение ритма. | ||||||
5 — N 4 — подбирает, показывает с 1ошибкой 3 — подбирает, но не показывает 2 — не подбирает, не показывает 1 — задание не выполняет | зрительное | Подбери предмет такого же цвета (основные цвета +голубой, оранжевый) | ||||
Покажи цвет, который я назову (основные цвета +голубой, оранжевый) | ||||||
Покажи форму, которую я назову (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) | ||||||
Подбери предмет такой же формы, которую я назову (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) | ||||||
5 — N 4 — узнает предметы, но допускает одну ошибку 3 — узнает предметы, допускает ошибки 2 — не узнает предметы 1 — задание не выполняет | ВОСПРИЯТИЕ | тактильное | Угадай предмет на ощупь, игра «Чудесный мешочек» (6 предметов) | |||
5 — N 4 — определяет предметы, но допускает одну ошибку 3 — определяет предметы, но не все, допускает ошибки 2 — не определяет 1 — задание не выполняет | пространственное | Определить местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте (определение положения предмета с применением в инструкции простых предлогов) | ||||
5 — N 4 — соотносит, но допускает одну ошибку 3 — соотносит не все, но допускает ошибки 2 — не соотносит события со временем его происшествия 1 — задание не выполняет | времени | Соотнесение события со временем его происшествия. | Утро, вечер, день, ночь Вчера, сегодня, завтра Времена года Дни недели | |||
5 — N 4 — запоминает, но допускает 1 ошибку 3 — объем запоминания ½ N 2 — объем запоминания ниже ½ N 1 — задание не выполняет | ПАМЯТЬ | зрительная образная | Запомнить изображения и расположение предметов (6 предметов) | |||
слуховая | Запомни слова (6 слов) | |||||
Запомни звуки (6 звуков) | ||||||
5 — N 4 — допускает ошибку, но самостоятельно исправляет 3 — выполняет задание по образцу 2 — выполняет задание не правильно 1 — задание не выполняет | МЫШЛЕНИЕ | анализ | «Четвертый лишний» (наглядно и на слух) | |||
синтез | «Разрезная картинка» (6 частей без образца, 8 частей с образцом) | |||||
обобщение | Назови одним словом все предметы на картинке (наглядно) | |||||
Назови одним словом все предметы на картинке (на слух) | ||||||
сравнение | Сравнить картинки (пара каждому узору, каждой фигуре) | |||||
классификация | По цвету | |||||
По действию | ||||||
По величине | ||||||
систематизация | Найди предмету место в пустом окошке | |||||
5 — N 4 — допускает ошибку, но самостоятельно исправляет 3 — выполняет задание по образцу 2 — выполняет задание не правильно 1 — задание не выполняет | КОНСТУКТИВНЫЙ ПРАКСИС | Собери пирамидку (пяти-, шестисоставная) | ||||
Построй фигуру из палочек (домик (6 палочек) по памяти) | ||||||
Сложи кубики (6 частей) | ||||||
Собери матрешку (пяти-, шестисоставная) | ||||||
Общий балл конструктивного праксиса: | ||||||
Оценка: |
- Обследование речи (тестирование). Импрессивная речь.
Оценка | Показатель | Задание | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||||
5 — понимание обращенной речи полном объеме 4 — на бытовом уровне 3 — ограниченное 2 — в пределах ситуации 1 — не понимает | Понимание лексических категорий | ||||
Понимание конкретных существительных. | Покажи, возьми (назови), что я скажу (покажу). | букет венок фонтан стадион калитка сачок | |||
Понимание обобщающих слов. | Покажи на картинках (диких животных, домашних животных, транспорт, мебель, фрукты) | ||||
Понимание действий. | Покажи на картинках (рисует, режет, вышивает, вяжет, вырезает) | ||||
Понимание поручений (по речевой инструкции) | Например, Дай куклу маме и покачай мишку. | двух-, трехступенчатые | |||
Понимание грамматических категорий | |||||
Понимание форм ед. и мн.числа существительных. | Покажи на картинках. | кукла-куклы дерево-деревья стул-стулья | |||
Понимание форм ед. и мн.числа глаголов. | Покажи на картинках. | сидит-сидят летит-летят кушает-кушают | |||
Понимание падежных конструкций. | Выполни (покажи на картинках). | перед за около в из на с | |||
Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Покажи на картинках. | стол-столик кровать-кроватка окно-окошечко | |||
Понимание приставочных глаголов. | Покажи на картинках. | вылетает-подлетает-залетает | |||
Понимание предложений. | Покажи на картинках. | Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. | |||
Оценка: |
Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи, дыхание.
Оценка | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | |
5 — разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и речь соответствует норме 4 — разборчивость речи несколько снижена, возможны единичные нарушения дыхания и голоса 3 — речь невнятная, смазанная; возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса 2 — разборчивость нарушена, речь маловнятная для окружающих; возможно проявление гиперкинезов, заикания, отклонения тембра 1 — речь понятна только близким | дыхание 3-4 слова | |
Оценка: |
Артикуляционная моторика.
Оценка | Упражнения | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||
5 — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения 4 — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны 3 — замедленное и напряженное выполнение 2 — выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы 1 — невыполнение | «Улыбка» | ||
«Хоботок» | * | ||
«Лопатка» | * | ||
«Иголочка» | * | ||
«Улыбка» — «Хоботок» | * | ||
«Баранка» | |||
«Качели» | |||
«Маятник» | * | ||
«Лошадка» | |||
«Конфетка» | |||
«Чашечка» | * | ||
Оценка: |
*Примечание: под счет до 5
Звукопроизношение.
Оценка | Звук | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | Звук | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | ||||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||||||||||||||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | |||||
5 — безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях 4 — 1-2 звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы) 3 — нарушено произношение трех-пяти звуков 2 — в любой ситуации искажаются или заменяются шесть-девять звуков 1 — искажения или замены во всех речевых ситуациях подвергаются от 10 звуков | [М] | [Г] | ||||||||||||||||||
[М′] | [Г′] | |||||||||||||||||||
[П] | [Х] | |||||||||||||||||||
[П′] | [Х′] | |||||||||||||||||||
[Б] | [Й] | |||||||||||||||||||
[Б′] | [С] | |||||||||||||||||||
[Т] | [С′] | |||||||||||||||||||
[Т′] | [Ц] | |||||||||||||||||||
[Д] | [З] | |||||||||||||||||||
[Д′] | [З′] | |||||||||||||||||||
[Н] | [Ш] | |||||||||||||||||||
[Н′] | [Ж] | |||||||||||||||||||
[В] | [Ч] | |||||||||||||||||||
[В′] | [Щ] | |||||||||||||||||||
[Ф] | [Р] | |||||||||||||||||||
[Ф′] | [Р′] | |||||||||||||||||||
[К] | [Л] | |||||||||||||||||||
[К′] | [Л′] | |||||||||||||||||||
А — изолированное произношение, Б — в слове, В — во фразе, Г — в речи.
Условные обозначения: — нет звука, замена.
Слоговая структура слова.
Оценка | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||
Слоговая структура слова | |||
5 — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления 4 — воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть и запинки 3 — медленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры слова 2 — искажение слоговой структуры слов 1 — невоспроизведение | скворец фотограф микстура мотоцикл погремушка | ||
Слоговая структура предложения | |||
Сестренка развешивает простыни. | |||
В универсаме продают продукты. | |||
Оценка: |
Фонематический слух.
Оценка | Инструкция | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | |||
5 — все задания выполняет верно 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно 3 — ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения 2 — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение 1 — невыполнение | 1.Повтори (оппозиционные звуки) | ба-па-ба да-та-да ка-га-ка за-са-за тя-та-тя ша-жа-ша | ||
2. Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении) | трава-дрова корка-горка сова-софа | |||
3. Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении) | челка-щелка цапля-сабля галка-галька | |||
Оценка: |
Языковой анализ и синтез
Оценка | Навыки | Инструкция | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||||
5 — все задания выполняет верно с первой попытки. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно 3 — ошибки допускаются, 1-2 задания недоступны. 2 — большая часть заданий недоступна. 1 — неверные ответы, отказ от выполнения. | Выделение заданного звука из слов | Хлопни, если услышишь звук в ряду других звуков, в слове | |||
Покажи картинку, в которой есть заданный звук. | Ш – малыш собака шишка шапка мост роза жираф ежи | ||||
Выделение ударного гласного в конце слов | Скажи, какой первый звук в слове? | аист осы уши Ира | |||
Определение последнего звука в словах | Скажи, какой последний звук в слове? | кактус банан танк палец | |||
Определение первого согласного звука в слове | Скажи, какой первый звук в слове? | морковь пол вода | |||
Определение последовательности звуков в слове, выкладывание схемы | Назови по порядку звуки в слове | Выкладывание кружков (сколько звуков в слове) кот дом нос | |||
Определение количества звуков в слове | Сколько звуков в слове? | рак кит бык дома машина сом | |||
Определение количества слогов в лове | Сколько слогов в слове? | Скажи, какой первый звук в слове? | |||
Оценка: |
Лексика
Оценка | Словари | Инструкция | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||||
5 — правильное, самостоятельное выполнение заданий. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 — большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 — большая часть заданий недоступна. 1 — неверные ответы, отказ от выполнения. | Номинативый | Назови предметы одним словом (по картинкам) | дик. животные дом. животные мебель фрукты | ||
Назови словом части тела, предмета (по картинкам). | локти колено грудь ноготь ладонь плечо шея ветки ствол кора крона | ||||
Предикативный | Скажи, кто что делает? (по картинкам) | шьет вяжет режет вырезает вышивает пришивает | |||
Скажи, кто как передвигается? (по картинкам) Ответь на вопрос. | прыгает скачет летает мычит воет лает мяукает хрюкает пищит | ||||
Атрибутивный | Назови, какого цвета. | Голубой Оранжевый Красный Синий Зеленый Желтый | |||
Назови, какой формы предмет. | Круглый Квадратный Овальный Треугольный | ||||
Антонимы | Сравни рисунки, скажи наоборот. | Длинный Тяжелый Узкая Высокий Тонкое Жарко Быстро Далеко Высоко | |||
Синонимы | Как сказать по-другому? | Врач (доктор) Наездник (всадник) Будка (конура) Колючки (шипы) Летчик (пилот) Собака (пес) Варежки (рукавицы) | |||
Предлоги | Скажи, где находится. | За Около В Из На Под Над С К От | |||
Оценка: |
Грамматический строй речи
Оценка | Состояние словоизменения | Инструкция | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | ||
Н.г. | К.г. | |||||
5 — правильное самостоятельное выполнение всех заданий 4 — единичные ошибки, исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса 3 — большинство заданий выполняется (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка) 2 — большинство заданий не выполняются 1 — невыполнение | Ед. и мн. число существительных | Скажи, что это. | коты кольца львы реки уши | |||
Ед. и мн. число глаголов | Скажи, что делает. | шьют красят купаются вырезают вышивают | ||||
Употребление существительных в косвенных падежах | В. п. ед. ч. | Что (кого) нарисовал художник? | дом лису ведро | |||
Р. п. ед. ч. | Догадайся, чьи это хвосты? | лисы петуха кота | ||||
Д. п. ед. ч. | Расскажи, как угощала Даша гостей (кому, что дала) | зайцу собаке петуху | ||||
Т. п. ед. ч. | С помощью чего животные будут делать свою работу? | топором пилой веником ложкой | ||||
П. п. ед. ч. | Помоги найти камни и расскажи, где ты их нашел? | на кровати на стуле в тетради на столе | ||||
Согласование числительных 2 и 5 с существительными. | Назови картинки. | два мяча пять мячей две розы пять роз два окна пять окон | ||||
Согласование прилагательных с существительными. | Назови картинки. | голубая бабочка белое блюдце оранжевый апельсин | ||||
Согласование местоимений с существительными. | Расскажи, чья эта вещь? | моя бабочка мое блюдце мой апельсин | ||||
Оценка: |
Словообразование.
Оценка | Словообразование | Инструкция | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | ||||
5 — правильное самостоятельное выполнение всех заданий 4 — единичные ошибки, исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса 3 — большинство заданий выполняется (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка) 2 — большинство заданий не выполняются 1 — невыполнение | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детеныши животных) | Назови предметы, (детенышей животных) ласково, ведь они маленькие. | Заборчик Носочек Ведерко Окошечко Одеяльце Волчонок Бельчонок Козленок Медвежонок | ||
Относительные прилагательные | Расскажи, из чего сделаны предметы и как они называются. | Снежная Кирпичный Каменный Железная Бумажный Деревянные Резиновый | |||
Притяжательные прилагательные | Чья вещь? | Мамина Бабушкин Папин | |||
Оценка: |
Связная речь.
Оценка | Навыки | № стр. в картинном материале | 5-6 лет | |
Н.г. | К.г. | |||
5 — предложение развернутое, составлено самостоятельно, без нарушения лескико-грамматических норм; 4 — предложение составлено с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы, недостаточная развернутость. 3 — предложение составлено с помощью (наводящие вопросы); фраза простая, аграмматизмы. 2 — предложение составлено по наводящим вопросам; аграмматизмы, нарушение структуры предложения. 1 — недоступно. | Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам | |||
5 — самостоятельно составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. правильное самостоятельное выполнение всех заданий 4 — рассказ составлен самостоятельно, без аграмматизмов; допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. 3 — составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связанность рассказа нарушена. 2 — составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов. 1 — рассказ недоступен. | Составление рассказов по картине | |||
Составление рассказа-описания | ||||
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 4 – рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов, допускаются незначительные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; 3 – составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена; 2 — составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдается неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов. 1 — рассказ недоступен. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |||
5 — пересказ составлен самостоятельно, без нарушения лексических норм; полностью передается содержание текста, наблюдается связанность, последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. 4 — пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связанного в произведении текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания. 3 — пересказ составлен с помощью (акцентирования внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение структуры предложения. 2 — пересказ составлен по наводящим вопросам; связанность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов. 1 — пересказ даже по вопросам недоступен. | Пересказ текста знакомой сказки (или короткого рассказа) | |||
Оценка: |
- Профили развития ребенка 5-6 лет
5 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
0 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Параметры обследования:
1.Моторная сфера | 7.Фонематический слух |
2.Психические процессы | 8.Языковой анализ и синтез |
3.Импрессивная речь | 9.Лексика |
4.Общее звучание речи | 10.Грамматический строй речи |
5.Артикуляционная моторика | 11.Словообразование |
6.Звукопроизношение | 12.Связная речь |
- Заключение: _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата __________________ учитель-дефектолог:______________________
Дата __________________ учитель-дефектолог:______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические карты по развитию самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта
Данные диагностичесие карты позволяют дефектологу отслеживать динамику в развитии навыков самообслуживания у детей с выраженным нарушением интеллекта....
Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....
Диагностическая карта (лист развития) Развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»
Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей старшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".
В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая...
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"...
Карта психоречевого развития детей 6-7 лет
Карта психоречевого развития детей 6-7 лет...