Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
презентация к уроку на тему
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.
Один из алгоритмов моей работы, я хочу предложить вашему вниманию.
Свою работу начинаю с обследования ребенка, выявления уровня нервно-психического развития. Основываясь на данных анамнеза и заключении специалистов. Особое внимание заключению невролога.
Уровень нервно-психического развития определяется по диагностике под редакцией Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры.
Данная методика помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальной программе развития, позволяет видеть когда и какие изменения необходимо внести в программу развития и содержание индивидуального занятия.
Индивидуальная программа развития.
1. Адаптационная;
2. Профилактическая;
3. Коррекционно-развивающая.
Адаптационная программа необходима детям:
- которые длительное время находились в стационаре
(проведение занятий, направленных на установление эмоционального контакта со взрослым);
- которые поступают в Дом ребенка из семьи в возрасте после полугода
(установление доверительной связи между взрослыми и малышом, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании).
Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых в первые месяцы жизни соответствует возрастной норме. Она должна способствовать с одной стороны устранить вероятности нарастания отставания, а с другой – постоянному ускорению темпа развития ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создании оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционных направления:
· Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым;
· Формирование первых контактов между детьми;
· Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки;
· Развитие движений руки и действий предметами, общих движений;
· Нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;
· Развитие предпосылок активной речи понимания речи;
· Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.
Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.
Содержание этих занятий берется из программы О.В. Закревской «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».
Работа по развитию движений общих и навыков планируется в соответствии с уровнем по диагностике.
Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни
Первый – второй месяцы жизни
I. Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата:
I.Массаж по средствам дифференцированного (при гипотонусе и при гипертонусе) и точечного массажа.
II.Пассивная гимнастика
для губ:
- собирание губ в «трубочку»;
- растягивание губ в улыбку;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы.
для языка: ребенок на животе, голова свисает. (салфеткой захватить язык, покачать вправо-влево)
III.Вокализация выдоха.
В ходе дыхательной гимнастики: с ручками – с потряхиванием развести -вдох, сложить – выдох.
IV. Стимуляция голосовых реакций
а) в ходе дыхательной гимнастики
б) эмоционально-речевое общение.
V.Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо, яркую игрушку):
VI.Учить прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки
(свое лицо зафиксировать руками ребенка и разговаривать)
VII.Вызывание I-ой улыбки – рефлекторно (за ушами).
Место занятий: пеленальник, секционный манеж.
Длительность: от 2-3 до 5-6 мин. в зависимости от состояния.
Третий – четвертый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Вокализация выдоха.
3. Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья, гуления на эмоционально-положительном фоне.
4. Развитие комплекса оживления (3 мес.),
эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.)
3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес.), зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.)
4. Локализация звука в пространстве (3 мес.), развитие слухового восприятия (4 мес.)
5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес.), формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.)
6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки
Пятый – шестой месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Вокализация выдоха.
3. Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т.ч. с пищевым подкреплением) и языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться
2. Стимуляция певучего гуления (5 мес.),
вызывание первых слогов лепета: создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.)
3. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения, игра с зеркалом (5 мес.)
4. Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес.), учить реагировать на свое имя (6 мес.)
5. Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес.), массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)
Седьмой – девятый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха
3. Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес.),
создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.)
3. Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес.), 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес.), учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.)
4. Развитие манипуляций с игрушкой:
• предметные действия – захват, стучать,
размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес.),
• вынимать, снимать, толкать (8 мес.),
• катать, нажимать, открывать (9 мес.),
противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес.),
пинцетный захват (9 мес.).
Десятый – двенадцатый месяцы жизни
1. Нормализация тонуса и моторика артикуляционного аппарата.
2. Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха.
3. Стимулирование лепета:
• вызывание новых слогов + перекличка (10 мес.),
• первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес.),
• новых слогов и лепетных слов (12 мес.)
4. Развитие предпосылок понимания речи:
• учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес.),
• действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес.),
• учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.)
5. Формирование предметных действий:
• открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес.),
• башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес.),
• формирование предметной деятельности – учить катать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya-zagorodnyaya_n.v.-2013.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Первый год жизни – важный этап в развитии любого ребенка Специфические особенности воспитанников Дома ребенка Особенности здоровья и нервно-психического развития Условия депривации , в которых дети вынуждены находиться (замкнутость сферы жизнедеятельности, суженность индивидуального опыта)
Методическое обоснование Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста
Цель: подбор содержания, методов и приемов работы с детьми первого года жизни, позволяющих осуществить раннюю коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в развитии детей в условиях Дома ребенка Задачи:
Этапы работы
Диагностический этап Уровень НПР определяется по диагностике под редакцией Э.Л. Фрухт , Г.В. Пантюхиной , К.Л. Печоры У детей наблюдается: з адержка в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (до 8 мес.) з адержка в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде (8 мес. – 1 г. 3 мес.) з адержка речевого развития в речевом периоде (после 1 г. 3 мес.)
Составление индивидуальной программы
Коррекционная работа
Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни Первый – второй месяцы жизни Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата: массаж (при гипертонусе – расслабляющий, при гипотонусе – стимулирующий) пассивная гимнастика (для губ, языка) Вокализация выдоха Стимуляция голосовых реакций Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (1 мес.), длительного зрительного сосредоточения (2 мес.) Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки (1 мес.), поисковых движений при длительном звуке (2 мес.) 6. Вызывание улыбки: рефлекторно (1 мес.), в ответ на эмоциональное общение (2 мес.)
Третий – четвертый месяцы жизни Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья , гуления на эмоционально-положительном фоне Развитие комплекса оживления (3 мес.), эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.) 3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес.), зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.) Локализация звука в пространстве (3 мес.), развитие слухового восприятия (4 мес.) 5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес.), формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.) 6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки
Пятый – шестой месяцы жизни Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т.ч. с пищевым подкреплением), языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться 2. Стимуляция певучего гуления (5 мес.), вызывание первых слогов лепета : создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.) Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения , игра с зеркалом (5 мес.) Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес.), учить реагировать на свое имя (6 мес.) Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес.), массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)
Седьмой – девятый месяцы жизни Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес.), создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес.), 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес.), учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.) Развитие манипуляций с игрушкой: предметные действия – захват, стучать, размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес.), вынимать, снимать, толкать (8 мес.), катать, нажимать, открывать (9 мес.), противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес.), пинцетный захват (9 мес.)
Десятый – двенадцатый месяцы жизни Стимулирование лепета: вызывание новых слогов + перекличка (10 мес.), первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес.), новых слогов и лепетных слов (12 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес.), действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес.), учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.) Формирование предметных действий: открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес.), башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес.), формирование предметной деятельности – учить кутать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)
Результативность Группы речевого развития при выписке из группы при приеме в группу
при выписке из группы при приеме в группу
Динамика речевого развития Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...
"Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка".(из опыта работы)
По данной теме я выступала на педсовете. Считаю, что мотивация является мощной двигательной силой в учебном процессе. В статье делюсь опытом работы....
Комплексный календарный план работы с детьми 3-го года жизни
Комплексный календарный план составлен с учетом всех компонентов, влияющих на речевое развитие ребенка.Таким образом, этим материалом могут пользоваться как специалисты, так и родители детей от 2-х до...
Презентация "Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка"(из опыта работы)
На педагогическом совете школы я выступила с докладом по данной теме. В презентации приведены примеры на разных этапах обучения учащихся....
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни компенсирующей направленности. Тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью."
Тема "Осень.признаки осени.Деревья"...
Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка"
Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка" Посмотреть презентацию можно по ссылке https://urok.1sept.ru/articles/659438...