Тематические родительские собрания, как фактор повышения эффективности логопедических занятий с детьми-логопатами
методическая разработка
Для формирования позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящего к развитию самостоятельности и ответственности у детей, разработана программа тематических собраний. Основными задачами данной программы являются: развитие в детях чувства уверенности в себе и в своих способностях, мотивация на активную работу с логопедом, развитие у ребёнка правильной оценки своих поступков, обучение решению трудных школьных ситуаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематические родительские собрания, как фактор повышения эффективности логопедических занятий с детьми-логопатами.
Один раз в четверть логопед проводит с родителями своих учеников собрание. Первые 5-7минут собрания показывается слайд шоу фотопортретов детей. Родители приходят на собрание после работы усталые, измотанные. А весёлая музыка и фотографии детей – это лучший способ поднять настроение и интерес к запланированной теме. В своей статье хочу поделиться наработками «как грамотное взаимодействие родителей с детьми может привести к повышению успеваемости ребёнка.
Сначала расскажу, как я пришла к родительским собраниям именно в такой форме.
В процессе совместной работы с психологом, по результатам её диагностики, было установлено, что из логопедической группы 27 человек 8 имеют патологически низкий уровень внимания, 14 - слабый уровень и только 5 человек имеют возрастную норму. Приблизительно такое же соотношение наблюдается в результатах диагностики интереса к учёбе и работоспособности детей. Страх и неуверенность в школе и дома испытывают 65% детей логопункта, 85% - тревогу, 35% - проявляют неадекватную агрессию, 83% - имеют низкую самооценку.
Недостаточное коммуникативное развитие отмечено у 85% учащихся логопункта. У многих детей патологический низкий уровень самостоятельности, а мотивацией к учёбе служат неосознанные ответы: «Надо учиться», «Так мама говорит (или учительница)».
И совершенно ясно, что эти качества только усугубляют учебные трудности детей – логопатов.
В наше время всё острее встаёт вопрос о «здоровьесберегающих традициях», к которым относится не только физическое, но и психическое здоровье. Не менее важной проблемой встаёт и профилактика дивиантного поведения у детей (напомню, что 35% детей посещающих логопункт проявляют неадекватную агрессию). А кто как не родители стоят у истоков воспитания и должны правильно воспитывать, если умеют. Ведь совершенно понятно, что коммуникативные навыки у детей в большей степени формируются через их родителей. Когда-то я сама прошла тренинг «Эффективного взаимодействия родителей и детей». Затем прочитала книгу Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как..». И решила обогатить свои родительские собрания знаниями на эту тему. Для себя я назвала эти собрания «Тематическими».
Основная цель тематических родительских собраний:
Формирование позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящее к развитию самостоятельности и ответственности у детей.
Задачи
- Развить в детях чувство уверенности в себе и в своих способностях;
- Осознать конечные цели, которые преследует ребёнок своим поведением;
- Найти пути, ведущие к развитию у ребёнка правильной оценки своих поступков;
- Научиться решать конфликты мирным путём, не оказывая влияния с позиции силы, самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций;
- Научить детей самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций.
Темы собраний:
- Техника проведения семейного собрания.
- Цели, которые преследует ребёнок своим поведением.
- Как сделать уверенным себя и своего ребёнка.
- Естественные и логические последствия поступков ребенка. Шаги разрешения конфликта.
Фрагмент такого родительского собрания по теме «Как сделать уверенным себя и своего ребёнка».
1 упражнение: Родителям предлагается поделиться трудностями (своими и ребенка) во время подготовки ребенком домашнего задания. Логопед во время упражнения подбадривает всех участников, а одного из них, обычно последнего, подвергает сильной утрированной критике. Затем мы вместе обсуждаем чувства, которые были у критикуемого участника и у наблюдающих родителей.
Чаще всего вывод, к которому приходят родители, что сильная, утрированная критика подавляет человека.
Неуверенные, несамостоятельные, обидчивые дети, агрессивные дети - это дети подавленные родителями. Как же они это делают? Я перечисляю, а взрослым предлагаю поднять палец вверх, если согласны, и вниз, если не согласны с моим мнением.
Взрослые подавляют детей, когда
- обвиняют детей;
- наказывают;
- стыдят;
- дают прозвища (ленивый, невнимательный, безответственный т.д.);
- балуют;
- принимают за них решение;
- отвечают за них;
- останавливают повышенное внимание на негативном;
- ожидают великих достижений;
- не уделяют им внимания;
- не спрашивают их мнения;
- отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания;
- не устанавливаем определённых границ: уступаем их требованиям, позволяем смотреть телевизор долго.
Как сделать ребёнка уверенным в себе
- давать ребёнку ежедневное внимание.
2 упражнение: «Бабочка»
Родители разбиваются на пары, один в паре будет играть роль ребёнка, который подходит к маме и просит рассмотреть его бабочку, мама в это время читает увлекательную книжку. Первый вариант реагирования - мама избегает общения, настоятельно просит не мешать ей, второй - мама даёт внимание ребёнку. В конце упражнения взрослые делятся теми чувствами, которые они испытали во время упражнения.
Вывод: родителям необходимо просто общаться с детьми, рассказывать о том, как прошёл день, при этом обязательно указывать на те чувства, которые они испытали в той или иной ситуации. При этом ребёнок развивается по образу и подобию родительскому: учится излагать свои впечатления (идёт развитие речи), учится осознавать свои чувства и говорить о них.
Другой вариант совместных дел предложила логопед школы №162 С-Пб Граздова Ирина Николаевна: в качестве домашнего задания дети вместе с родителями пишут сказки. Затем их печатают в школьной газете.
Иногда на собрании я рассказываю родителям притчи. Вот одна из них о безусловной родительской любви.
Сказка- притча. Жила- была женщина, которая долго не имела детей. И вот наконец Господь исполнил её желание, и женщина почувствовала зарождающуюся жизнь. Плод был очень активным, часто толкался, брыкался. Но женщина гладила себя по животу и напевала: «Я буду с тобою, всегда и всё время, я буду с тобою пока я жива». Наконец младенец появился на свет. Женщина кормила его, стирала, гладила, недосыпала, но каждый вечер, укладывая малыша спать, она тихо напевала: «Я буду с тобою всегда и….» Ребёнок рос. Вот он пошёл в школу. Иногда он возвращался из школы в рваных брючках, иногда приносил «двойки» в дневнике, иногда женщину вызывали в школу, но вечером, когда мальчик ложился усталый спать, мать накрывала его одеялом и тихо напевала «Я буду с тобою всегда и всё время…». Годы летят и вот её сын уже взрослый, и уже сам стал отцом, переехал на другой конец города и часто просил маму посидеть с его малышом. Старенькая мама садилась в автобус и ехала помогать своему сыну. Поздно вечером она возвращалась домой и глядя в окно тихонько напевала «Я буду с тобою, всегда и всё время…». А в это время её сын, сидя у кроватки своего малыша, тоже напевал эту песню «Я буду с тобою всегда и всё время…»
- не вешать ярлыков.
- делать замечание в «Я-высказывании».
- упражнение с карточками. Каждому участнику выдается карточка с алгоритмом построения «Я – высказывания». Родители по алгоритму составляют замечание детям по каждой теме.
Алгоритм построения «Я – высказывания»
- Меня охватывает чувство…
- Когда ты ….
- Потому что…
- Я хочу, чтобы…
- Мне нравится, что ты…
Темы для замечаний:
- Плохо написал диктант
- забыл дома тетрадь
- не убрал игрушки
- не убрал кровать
- потерял спортивную форму в школе.
- подрался с мальчишками
- не сделал домашнее задание
- Поучиться чему-нибудь у ребёнка, советоваться с ним.
Домашнее задание: делать замечание в «Я-высказывании», поучиться чему-нибудь у ребёнка, приглашать детей к решению семейных проблем.
Анализ анкет участников родительских собраний показывает развитие у родителей способностей к самонаблюдению, осознание своего поведения, стабилизацию эмоционального состояния. По данным анкет отмечается и изменения детей. Это – проявление положительных черт характера, развитие качеств эмоционально-волевой сферы, развитие умения конструктивно решать конфликтные ситуации.
Через эти собрания проходят все родители детей, посещающих логопункт. И отзывы самые положительные: повысилась эффективность логопедической работы с детьми, стало легче делать домашние задания, ребёнок стал более самостоятельным, более уверенным в себе, улучшилась успеваемость на уроках, спокойнее стало дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе
Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....
Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.
В работе рассматриваются вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...
Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса
В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...
Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса
В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаем...
Использование темпоритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами
Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи детей, для развития мелкой моторики. Помогут в работе учителям-логопедам ОУ...
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним
Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...