Тематические родительские собрания, как фактор повышения эффективности логопедических занятий с детьми-логопатами
методическая разработка

Тайманова Ирина Борисовна

Для формирования позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящего к развитию самостоятельности и ответственности у детей, разработана программа тематических собраний. Основными задачами данной программы являются: развитие в детях чувства уверенности в себе и в своих способностях, мотивация на активную работу с логопедом, развитие у ребёнка правильной оценки своих поступков, обучение решению трудных школьных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические родительские собрания, как фактор повышения эффективности логопедических занятий с детьми-логопатами.

Один раз в четверть логопед проводит с родителями своих учеников собрание. Первые 5-7минут собрания показывается слайд шоу фотопортретов детей. Родители приходят на собрание после работы усталые, измотанные. А весёлая музыка и фотографии детей – это лучший способ поднять настроение и интерес к запланированной теме. В своей статье хочу поделиться наработками «как грамотное взаимодействие родителей с детьми может привести к повышению успеваемости ребёнка.

Сначала расскажу, как я пришла к родительским собраниям именно в такой форме.

В процессе совместной работы с психологом, по результатам её диагностики, было установлено, что из логопедической группы 27 человек 8 имеют патологически низкий уровень внимания, 14 - слабый уровень и только 5 человек имеют возрастную норму. Приблизительно такое же соотношение наблюдается в результатах диагностики интереса к учёбе и работоспособности детей. Страх и неуверенность в школе и дома испытывают 65% детей логопункта, 85% - тревогу, 35% - проявляют неадекватную агрессию, 83% - имеют низкую самооценку.

Недостаточное коммуникативное развитие отмечено у 85% учащихся логопункта. У многих детей патологический низкий уровень самостоятельности, а мотивацией к учёбе служат неосознанные ответы: «Надо учиться», «Так мама говорит (или учительница)».

И совершенно ясно, что эти качества только усугубляют учебные трудности детей – логопатов.

В наше время всё острее встаёт вопрос о «здоровьесберегающих традициях», к которым относится не только физическое, но и психическое здоровье. Не менее важной проблемой встаёт и профилактика дивиантного поведения у детей (напомню, что 35% детей посещающих логопункт проявляют неадекватную агрессию). А кто как не родители стоят у истоков воспитания и должны правильно воспитывать, если умеют. Ведь совершенно понятно, что коммуникативные навыки у детей в большей степени формируются через их родителей. Когда-то я сама прошла тренинг «Эффективного взаимодействия родителей и детей». Затем прочитала книгу Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как..». И решила обогатить свои родительские собрания знаниями на эту тему. Для себя я назвала эти собрания «Тематическими».

Основная цель тематических родительских собраний:

Формирование позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящее к развитию самостоятельности и ответственности у детей.

Задачи

  • Развить в детях чувство уверенности в себе и в своих способностях;
  • Осознать конечные цели, которые преследует ребёнок своим поведением;
  • Найти пути, ведущие к развитию у ребёнка правильной оценки своих поступков;
  • Научиться решать конфликты мирным путём, не оказывая влияния с позиции силы, самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций;
  • Научить детей самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций.

Темы собраний:

  1. Техника проведения семейного собрания.
  2. Цели, которые преследует ребёнок своим поведением.
  3. Как сделать уверенным себя и своего ребёнка.
  4. Естественные и логические последствия поступков ребенка. Шаги разрешения конфликта.

Фрагмент такого родительского собрания по теме «Как сделать уверенным себя и своего ребёнка».

1 упражнение: Родителям предлагается поделиться трудностями (своими и ребенка) во время подготовки ребенком домашнего задания. Логопед во время упражнения подбадривает всех участников, а одного из них, обычно последнего, подвергает сильной утрированной критике. Затем мы вместе обсуждаем чувства, которые были у критикуемого участника и у наблюдающих родителей.

Чаще всего вывод, к которому приходят родители, что сильная, утрированная критика подавляет человека.

Неуверенные, несамостоятельные, обидчивые дети, агрессивные дети - это дети подавленные родителями. Как же они это делают? Я перечисляю, а взрослым предлагаю поднять палец вверх, если согласны, и вниз, если не согласны с моим мнением.

Взрослые подавляют детей, когда

  • обвиняют детей;
  • наказывают;
  • стыдят;
  • дают прозвища (ленивый, невнимательный, безответственный т.д.);
  • балуют;
  • принимают за них решение;
  • отвечают за них;
  • останавливают повышенное внимание на негативном;
  • ожидают великих достижений;
  • не уделяют им внимания;
  • не спрашивают их мнения;
  • отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания;
  • не устанавливаем определённых границ: уступаем их требованиям, позволяем смотреть телевизор долго.

Как сделать ребёнка уверенным в себе

  1. давать ребёнку ежедневное внимание.

2 упражнение: «Бабочка»

Родители разбиваются на пары, один в паре будет играть роль ребёнка, который подходит к маме и просит рассмотреть его бабочку, мама в это время читает увлекательную книжку. Первый вариант реагирования - мама избегает общения, настоятельно просит не мешать ей, второй - мама даёт внимание ребёнку. В конце упражнения взрослые делятся теми чувствами, которые они испытали во время упражнения.

Вывод: родителям необходимо просто общаться с детьми, рассказывать о том, как прошёл день, при этом обязательно указывать на те чувства, которые они испытали в той или иной ситуации. При этом ребёнок развивается по образу и подобию родительскому: учится излагать свои впечатления (идёт развитие речи), учится осознавать свои чувства и говорить о них.

Другой вариант совместных дел предложила логопед школы №162 С-Пб Граздова Ирина Николаевна: в качестве домашнего задания дети вместе с родителями пишут сказки. Затем их печатают в школьной газете.

Иногда на собрании я рассказываю родителям притчи. Вот одна из них о безусловной родительской любви.

Сказка- притча. Жила- была женщина, которая долго не имела детей. И вот наконец Господь исполнил её желание, и женщина почувствовала зарождающуюся жизнь. Плод был очень активным, часто толкался, брыкался. Но женщина гладила себя по животу и напевала: «Я буду с тобою, всегда и всё время, я буду с тобою пока я жива». Наконец младенец появился на свет. Женщина кормила его, стирала, гладила, недосыпала, но каждый вечер, укладывая малыша спать, она тихо напевала: «Я буду с тобою всегда и….» Ребёнок рос. Вот он пошёл в школу. Иногда он возвращался из школы в рваных брючках, иногда приносил «двойки» в дневнике, иногда женщину вызывали в школу, но вечером, когда мальчик ложился усталый спать, мать накрывала его одеялом и тихо напевала «Я буду с тобою всегда и всё время…». Годы летят и вот её сын уже взрослый, и уже сам стал отцом, переехал на другой конец города и часто просил маму посидеть с его малышом. Старенькая мама садилась в автобус и ехала помогать своему сыну. Поздно вечером она возвращалась домой и глядя в окно тихонько напевала «Я буду с тобою, всегда и всё время…». А в это время её сын, сидя у кроватки своего малыша, тоже напевал эту песню «Я буду с тобою всегда и всё время…»

  1. не вешать ярлыков.
  2. делать замечание в «Я-высказывании».
  1. упражнение с карточками. Каждому участнику выдается карточка с алгоритмом построения «Я – высказывания». Родители по алгоритму составляют замечание детям по каждой теме.

Алгоритм построения «Я – высказывания»

  • Меня охватывает чувство…
  • Когда ты ….
  • Потому что…
  • Я хочу, чтобы…
  • Мне нравится, что ты…

Темы для замечаний:

  • Плохо написал диктант
  • забыл дома тетрадь
  • не убрал игрушки
  • не убрал кровать
  • потерял спортивную форму в школе.
  • подрался с мальчишками
  • не сделал домашнее задание

  1. Поучиться чему-нибудь у ребёнка, советоваться с ним.

Домашнее задание: делать замечание в «Я-высказывании», поучиться чему-нибудь у ребёнка, приглашать детей к решению семейных проблем.

Анализ анкет участников родительских собраний показывает развитие у родителей способностей к самонаблюдению, осознание своего поведения, стабилизацию эмоционального состояния. По данным анкет отмечается и изменения детей. Это – проявление положительных черт характера, развитие качеств эмоционально-волевой сферы, развитие умения конструктивно решать конфликтные ситуации.

Через эти собрания проходят все родители детей, посещающих логопункт. И отзывы самые положительные: повысилась эффективность логопедической работы с детьми, стало легче делать домашние задания, ребёнок стал более самостоятельным, более уверенным в себе, улучшилась успеваемость на уроках, спокойнее стало дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.

В работе рассматриваются  вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...

Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса

В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаем...

Использование темпоритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами

Упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи детей, для развития мелкой моторики. Помогут в работе учителям-логопедам ОУ...

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним

Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...