Особенности использования ИКТ в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися
статья

Доклад на совещание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_soveshchanii.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности использования ИКТ в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися»

Учитель СБО Жилкина Е.С.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Глобальные компьютерные сети Интернет предоставляют огромные возможности для самых разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии позволяют и стимулируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний, по возможности, автономному поиску и работе с информацией, тем самым повышая творческую и интеллектуальную составляющие учебной деятельности.

Информационные технологии становятся одним из основных средств обучения, в том числе детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), открывая им новые перспективы и предоставляя возможность получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществлению лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушений зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи.  Таким образом, одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятии и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Проведение же специальных игр и упражнений для развития зрительного восприятия вне определенной деятельности нецелесообразно, так как ведет за собой не только к дополнительной нагрузке на детей и их утомлению. При этом ребенок не получает конкретных навыков и умений использования зрительной информации.

Детям с нарушением зрения необходима система специальных занятий. В систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей, развитию зрительного восприятия, зрительных функций, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его обучения.

Использование  компьютерных технологий в школьном образовании  детей с нарушениями зрения обладает многомерной педагогической эффективностью, так как:

  • выступает в качестве начальной ступени в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью. Обеспечивая усвоение элементарных умений использования компьютеров и преемственностью между дошкольным информационным образованием и становящимся обязательным изучением информатики в начальной школе;
  • обеспечивает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений дошкольников. Повышения уровня их развития за счет неосуществимой для традиционной организации индивидуализации обучения.

Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача специализированного школ для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в  деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный школьникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ученика при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером школьник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Компьютерные обучающие программы эффективно применяются врачами-офтальмологами и педагогами для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии.

Решение ребенком игровых задач посредством компьютерных технологий способствует развитию психических процессов: мышления, внимания, произвольности поведения. Опыт практической педагогической работы доказывает, что лишь достигнув достаточного уровня развития психических процессов у ребенка можно повысить результативность лечения зрительных заболеваний и закрепить эти результаты.

Так же в процессе обучения важно учитывать игровую мотивацию, сопровождающую лечебно-профилактическую работу педагогов и врача-офтальмолога. Стремление к игре помогает ребенку без лишних усилий осуществлять лечение и коррекцию зрительной патологии. Интерес, который вызывают занятий на компьютере, лежит в основе формирования таких важных для процесса лечения и коррекционно-развивающего обучения структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие зрительно -  моторной координации.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуются игры на развитие зрительного восприятия. Это достаточно распространенные компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру. Так же довольно интересны компьютерные раскраски.  Дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Свою эффективность подтвердили программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию – система «Глаз – рука».  

Широкое распространение на практике получили специальные программы для развития ориентировки в пространстве (например, «Ну погоди», а так же игры по типу лабиринтов).

Также большую ценность представляют компьютерные интерактивные тренировочные программы, такие как: «Цветок», «Клинок», «Крестики», «Паучок». Они помогают детям восстанавливать нарушенное зрение: стимулируют работу глаз, помогают в лечении косоглазия и амблиопии, помогают в восстановлении и развитии бинокулярного зрения. Программа «Цветок» предлагает ребёнку серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка. В отдельных тестах меняется цветовой фон, это помогает нашим детям бороться со зрительной усталостью. Постепенное усложнение заключается в увеличении количества картинок и уменьшении их размера. Программы "Крестики" и «Паучок» являются игровыми стимуляторами для лечения амблиопии. В программе «Крестики» используется инвертирующееся шахматное поле. Этот стимул активизирует нейроны и восстанавливает межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.

На уроках информатики и ИКТ в средних и старших классах школ-интернатов для слепы и слабовидящих детей, получи широкое применение компьютерных тифлопрограмм как:

FOCUS 40– Брайлевская строка, открывающая доступ слепым и слабовидящим ученикам к прочтению, контролю,   набранного текста. FOCUS 40 позволяет осуществлять контроль ошибок при помощи прочтения текста руками и исправлять их. Контроль происходит при помощи всплывания букв брайлевского шрифта.FOCUS 40 позволяет не только контроль за работой в текстовом редакторе, но и чтению любой текстовой информации с разных носителей и интернета.

JAWS 15.0– Синтезатор речи. Его применение на уроках информатики и ИКТ в школах для слепых и слабовидящих детей просто незаменимо. Его применение или использование открывает мир для незрячих. Понятно, что такое синтезатор речи? Это программа озвучивания - чтение любой текстовой информации, всплывающей на экране монитора. JAWS 15.0 ставит в равное положение пользователей интернета и зрячих пользователей ипользователей с ограниченными возможностями здоровья (слепые и слабовидящие).JAWS 15.0 получил широкое распространение среди инвалидов по зрению не только в школах, но и в быту.

Рекомендуется в работе со слепыми и слабовидящими учениками использовать интерактивную доскуSmartBoard для более увлекательной подачи учебногоматериала.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи и приобретении знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Информационно-коммуникативные технологии должны выполнять опреде-ленную образовательную функцию, помочь ребёнку воспринять, запомнить иразобраться в потоке информации, но ни в коем случае не подорвать здоровьеребенка. Инновационные технологии должны выступать не как основной элемент учебного процесса, а как вспомогательный.

Таким образом, существует множество вспомогательных технологий обучения для слепых и слабовидящих детей. Они все время развиваются и улучшаются, чтобы уметь ими пользоваться необходимо все время учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....

«Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»

В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации. Не являются исключением и инвалиды п...

Адаптированная рабочая программа по информатике для слепых и слабовидящих обучающихся (7-9доп. класс)

Данная рабочая программа расчитана на пролонгированное обучение (4 года) детей с ОВЗ и ориентированна на учебник Л.Л. БосовоЙ Информатика 7-9 класс....

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....

Средства реабилитации и социализации детей с ОВЗ в школе-интернате для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка Челябинской области

Доклад в рамках Международных Алехинских чтений «Я вновь заклинаю живых: не забудьте!», посвященных творчеству незрячего курского писателя В.С. Алехина и 75-й годовщине Курской битвы, пров...