Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей
статья по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_informatiki.docx | 204.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьев А.В.,
учитель математики и информатики
ГБОУ школа-интернат №1 им К.К.Грота
для слепых и слабовидящих детей
Особенности преподавания информатики
в школе для слепых и слабовидящих детей.
Переход к инклюзивному обучению поставил перед учителями, которые ранее не работали с детьми-инвалидами, целый ряд вопросов. Прежде всего, хочется сказать, что приход в класс таких детей приводит к появлению таких проблем, о которых учитель ранее не имел представления. В данной статье я хочу поделиться опытом работы с детьми со зрительными патологиями. Прежде всего, хочется отметить, что с каждым годом «букет» заболеваний таких детей только увеличивается, и речь стоит веси о сложных сочетанных диагнозах, когда к основному зрительному добавляются еще и другие.
С 1989 года я работаю в школе для слепых и слабовидящих детей. В 1991 году у нас появился первый компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами IBM PS/2, это была передовая для тех лет техника. Кроме стандартных программ на ПК был установлен комплект аппаратно-программного обеспечения Screen Reader, предназначенный для работы незрячих пользователей. Это была программа экранного доступа, или по-другому - синтезатор речи. Для управление её работой использовалась специальная клавиатура, работала она только в специальной оболочке, синтез русской речи был немного сырым. Даже в наше время человеку, не общающемуся с незрячими, такие программы не известны. С этого момента наши ученики получили возможность освоить компьютер, а я, как учитель,- целое множество вопросов, на которые не было ответов. За прошедшие почти 30 лет у меня появился некоторый опыт, которым я и хочу поделиться.
Начиная преподавание информатики слепым и слабовидящим детям с использованием компьютеров, на протяжении нескольких первых лет, основной упор делали на приобретении учащимися практических навыков работы, связанных с обработкой текстовой информации, и основ программирования. Это был типичный для тех лет подход.
Стандартизация учебных программ и последующий переход к ФГОС привели к смещению приоритетов. В настоящий момент, на уроках информатики стандартной программой практически не предусмотрены учебные часы для занятий по освоению клавиатуры. А это умение оказывается наиболее важным при практической работе на компьютере детей с проблемами зрения. Кроме того, для успешной работы на компьютере таких учащимися, им необходимо овладеть сочетаниями горячих клавиш, так как управление курсором с помощью мыши им недоступно или крайне затруднительно. Незрячие и слабовидящие учащиеся, не овладевшие этим навыком, полностью беспомощны на практических работах. В настоящее время уровень практической подготовки учащихся, приступающих к изучению информатики, очень сильно разнится, это особенно заметно в классах слепых детей. Возможны следующие пути решения этих проблем:
- Применение на первом этапе специальных пособий, выполненных увеличенным шрифтом и шрифтом Брайля.
- Перераспределение учебных часов по темам;
- По возможности использовать для практических занятий элективные курсы или индивидуальные занятия.
Эти особенности работы в нашей школе учитываются при составлении адаптированных программ по информатике. При составлении учебных программ следует учитывать, что практически все вопросы, связанные с обработкой графической информации (рисунки, диаграммы, графики) незрячими учащимися могут быть изучены только теоретически. Для выполнения практических и самостоятельных работ детям со зрительными патологиями требуется больше времени, чем их сверстникам с хорошим зрением, и это тоже учитывается при определении объема работ. При этом, необходимо соблюдать нормы зрительной нагрузки, чередуя на уроке разные формы работы.
Свои требования существуют и к компьютерам, используемым на уроках.
При подготовке компьютеров и установки на них программного обеспечения для использования их слабовидящими учащимися необходимо:
- Учесть настройки Рабочего стола (размер и начертание шрифта, сочетание цветов, отсутствие заставок и т.д.);
- Установка специального программного обеспечения (электронная лупа).
Для выполнения практической работы на компьютере незрячими или с незначительным остатком зрения учащимися, кроме уже перечисленного, необходимо:
- Установить специальное программное и аппаратное обеспечение (синтезаторы голоса (Jaws, NVDA), браилевские дисплеии)
- На Рабочем столе упорядочить значки, так как перемещение производится только стрелками;
- Предусмотреть возможность запуска программ с помощью горячих клавиш.
К сожалению, стоимость этих программ и специальных устройств достаточно высока. Цена на браилевские дисплеи начинается от нескольких тысяч евро.
Еще одна проблема связана с отсутствием учебников по информатике, напечатанных шрифтом Брайля, единая таблица компьютерных символов для шрифта Брайля не существует, и это необходимо учесть при подготовке к изложению тех или иных тем. Одним из выходов является использование учебных пособий для подготовки незрячих учащихся к ЕГЭ, изданных небольшим тиражом. Небольшие объемы дидактических материалов можно распечатывать на специальных принтерах, но их подготовка достаточно трудоемкий процесс. Да и эти принтеры очень дороги.
Надеюсь, что все, изложенное выше, окажется полезным при решении вопросов о возможности и целесообразности обучения незрячих учащихся в массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей.
Информационные технологии в практике школы для слепых и слабовидящих детей. Выступление на семинаре для учителей-дефектологов, слушателей курсов ИРО РТ «Использование инновационных технологий в с...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...
Презентация к выступлению на заседании МО "Рекомендации к проведению уроков в школе для слепых и слабовидящих детей"
Презентация к выступленю тифлопедагога Е.С. Яковлевой на заседании МО учителей естественно - математического цикла....
Образовательные потребности слепых и слабовидящих детей на уроках информатики
Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образо...
Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.
Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения...
Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.
Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...