Методика «Ознакомление обучающихся с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста с денежными знаками (монетами, купюрами)»
учебно-методическое пособие

Клочкова Елена Сергеевна

авторская методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методика

«Ознакомление обучающихся с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста  с денежными знаками (монетами, купюрами)»

Ознакомление обучающихся с умеренной умственной отсталостью с денежными знаками является одним из разделов в формировании элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста осуществляется в рамках программы учебного предмета «Математические представления».   Математические представления также закрепляются и на других учебных и коррекционных занятиях, во время выполнения заданий по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. 

Особенностями овладения детьми среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости элементарными математическими представлениями является то, что у них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету недоступен.

По мнению М. Н. Перовой, обучение элементарным математическим представлениям школьников с умеренной умственной отсталостью базируется на следующих принципах:

- взаимосвязи обучения и воспитания;

- доступности;

- практической направленности обучения;

- индивидуального и дифференцированного подхода;

- расширения социальных связей;

- интегрированного обучения.

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе изучения программного материала по математике, ребенок приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач.

Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью затруднено. А формирование представлений о денежных знаках и их применении в реальной жизни вызывает особые трудности у школьников с умеренной умственной отсталостью.

В связи с этим проблема ознакомления обучающихся с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста  с денежными знаками (монетами, купюрами) является актуальной.

Вместе с тем, преподавая курс учебного предмета «Математические представления» в классах обучающихся с умеренной умственной отсталостью, мной были отобраны методы и приемы, позволяющие эффективно формировать представления обучающихся о денежных знаках и их применении в реальной жизни.

Организуя работу по ознакомлению учащихся с денежными знаками, следует учитывать, что уровень развития школьников с умеренной умственной отсталостью различен - одни дети способны работать по словесной инструкции, другие по образцу, третьи только с направляющей помощью учителя или тьютора.

Ознакомление школьников с умеренной умственной отсталостью с денежными знаками начинается с этапа первичного ознакомления. Чтобы заинтересовать детей, этот этап начинаю с использования элементов сказки (например: на урок приходит сказочный персонаж Буратино, который приносит с собой деньги). Включение в ход урока сказочного героя позволяет повысить активность детей, включить их в учебную деятельность - дети охотно выполняют учебные задания, помогая сказочному персонажу.

Обыграв появление персонажа, подвожу детей к ознакомлению с денежными знаками. На этом этапе использую раздаточный и демонстрационный материал «Денежные знаки». Дети рассматривают деньги. После осмотра денег, провожу игру «Найди такую же». На доске сказочный персонаж показывает монету или купюру, а дети находят ее у себя на парте.

Далее проводится игра «Найди деньги»: ребятам дается задание выбрать из вырезанных из бумаги изображений те, на которых нарисованы деньги и наклеить их в тетрадь.

Затем ребята знакомятся со значением денег (может использоваться видеоролик или презентация «Деньги и их значение»). Закрепляя сведения о функции денег в сознании детей, использую в качестве примера их личные вещи, вещи сказочного героя или учителя (пример: чтобы получить в магазине пенал мама Нади заплатила деньги, Буратино купил за деньги новый колпак и т.п.).

В заключение первичного знакомства с денежными знаками, ребята выполняют задания на карточках – находят на картинке и раскрашивают деньги.

На следующем этапе ознакомления с денежными знаками дети в игровой ситуации подводятся к их сравнению. Повторив ранее изученные геометрические фигуры, дети среди них ищут похожие на деньги (круг и прямоугольник). Здесь можно провести игру «Две команды», разложив деньги на круглые и прямоугольные. В этот момент урока вводится понятие монеты и купюры.

На этом этапе целесообразно для ознакомления раздать детям натуральные монеты и дубликаты купюр, чтобы увеличить количество их отличительных признаков. Сравнивая монеты и купюры, учитель обращает внимание на форму монеты и купюры (монета круглая, купюра прямоугольная), на их свойства (монеты звенят, а купюры шуршат, монеты твердые, их нельзя согнуть или свернуть, а купюры легко сгибаются, складываются, монета катится, а купюра нет и т.п.). С целью закрепления материала проводится игра «Разложи ряд» - учитель на доске, дети на парте выкладывают цепочку «монета-купюра, монета-купюра» (важно, выкладывая ряд, показывать деньги детям и назвать что это - монета или купюра).

Также на этом этапе целесообразно использовать карточки с заданиями типа «раскрась монеты желтым цветом, а купюры зеленым», «купюры зачеркни, а монеты обведи» и т.п. В закреплении материала можно провести игру «Копилка»: разложить купюры и монеты по разным «копилкам» (две коробки – одна с изображением монеты, другая с изображением купюры). Также можно предложить детям собрать математический пазл с изображением купюры или монеты.

На этапе сравнения денежных знаков также проводится закрепление значения денег - в игровой форме (например, игра «В магазине») дети «совершают» покупки используя и купюры, и монеты.

На следующем этапе дети начинают знакомство с достоинством денежных знаков. Здесь следует заранее подготовить «игровые» купюры достоинством равным уже изученным цифрам (мы на уроках работали с купюрами достоинством 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10 рублей и монетами достоинством 1,2, 5, 10 р.).  

Этот этап начинается с закрепления понятий «деньги», «монеты», «купюры», различения монет и купюр (проводится игра «Выбери деньги»: из набора денежных знаков и похожих на них геометрических фигур (кругов и прямоугольников) дети выбирают только деньги. Затем детям предлагается выбрать из денег только купюры). После проведения игры учитель закрепляет на доске демонстрационные купюры различного достоинства (мной использовались денежные знаки увеличенного масштаба) и обращает внимание детей, что на купюрах нанесены разные цифры. Учитель на доске, а дети на партах расставляют купюры в порядке увеличения. Затем учителем последовательно показывается купюра и называется ее достоинство (эта купюра 1 рубль), дети находят у себя такую же и показывают ее. Далее, по аналогии сравниваются монеты. После первоначального сравнения денежных знаков по их достоинству проводится игра «Поезд монет и купюр» (дети распределяют монеты или купюры по вагонам в порядке убывания/увеличения достоинства).

Далее ребятам предлагается отправиться в магазин за покупками. Дети выбирают понравившийся товар и «покупают» его, находя среди денег монету или купюру равную его стоимости (на этом этапе происходит первичное ознакомление детей с понятием цена товара или его стоимость). Во время игры в магазин следует проговаривать «Сколько стоит ……?», «……. стоит два рубля», «……заплатил два рубля» и т.п. Далее следует усложнять задание, задавая вопрос ребенку «Сколько стоит…..?».  Безречевых детей ориентировать на показ цены, детей со сформированными речевыми навыками на называние цены.

В последующие занятия подбор задний для школьников идет с нарастанием сложности. Здесь уже включаются задания на нахождение стоимости товара (например, цена товара представлена в виде примера 2 р. + 1 р. =). Решив пример, дети узнают цену товара и совершают покупку. Или вычисляется стоимость двух покупок, вычисляется «сдача» и т.п.

Организуя работу по ознакомлению с денежными средствами, их узнаванию и различению следует приближать подбираемые задания к реальной жизни (проводятся игры «На почте», «В аптеке», «Автобус», «В магазине», «Готовимся к школе» и т.п., в которых дети «оплачивают» покупки или услуги, используя деньги). Таким образом, в игре закрепляется назначение денег как платежного средства. Также в проводимых играх дети знакомятся со способами узнавания цены товара - посмотреть на ценник товара, спросить у продавца, найти цену товара в каталоге.

Ознакомление школьников с умеренной умственной отсталостью осуществляется при изучении следующих тем учебного предмета «Математические представления»: «Различение денежных знаков (монет, купюр)», «Узнавание достоинства монет (купюр)», «Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости».

 Подготовка к проведению занятий по ознакомлению с денежными знаками  включает в себя:

- разработку единого сюжета и подбора заданий, объединенных логической связью;

- учет психофизических особенностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью и планирование минимума материала для усвоения;

- подбор ярких наглядных пособий, раздаточного дидактического материала, карточек с цифрами, денежными знаками и монетами;

- учет необходимости многократной повторяемости материала, постепенного усложнения заданий по мере усвоения;

- использование как фронтальной, так и индивидуальной форм работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

- подбор заданий с чередованием различных видов деятельности;

- соблюдение охранительного режима.

Пример построения урока в классе обучающихся с умеренной умственной отсталостью с использованием методики «Ознакомление обучающихся с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста  с денежными знаками (монетами, купюрами)»:

Урок Математические представления в 5 классе

Тема урока:  «Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости»

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала

Цель урока:   учить решать простые примеры с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить понятия «деньги», «монета», «купюра»;
  2. Продолжить работу над формированием умения различать денежные знаки (купюры, монеты);
  3. Учить решать простые примеры с числами, выраженными единицей измерения стоимости;

Коррекционные:

  1. Коррекция мелкой моторики пальцев рук;
  2. Коррекция и развитие мышления на основе упражнений на сравнение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.   

 Оборудование:

- демонстрационный и раздаточный материал «Купюры, монеты»,

- иллюстрации с изображением товаров, ценники, каталоги товаров;

- математические пазлы, шнуровка;

- ноутбук;

- открытка;

- воздушные шары;

- карточки с домашним заданием.

Ход    урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Проверка готовности  к уроку.

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

Учитель:

Ребята! К нам в гости пришел сказочный герой. Узнали кто это? Правильно Буратино. Буратино получил вот такую открытку (показываю детям). Он просит помочь ему прочитать, что в ней написано.

Читаю (Дорогой Буратино! приглашаю тебя на свой день рождения! Мальвина)

Буратино:

Ура! Меня пригласили на День рождения! Но я совсем не знаю, что мне нужно делать, чтобы пойти в гости…. Ребята, может вы поможете мне собраться?

Учитель:

Вещи, которые нужны Буратино спрятались в заколдованных картинах. А чтобы их расколдовать, мы с вами должны вспомнить порядок цифр.

________ посмотри на доске все цифры перепутались. Расставь их в правильном порядке, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.

Индивидуальная работа с математическим пазлами.

Ребята. Перед каждым из вас части заколдованной картинки. На каждой детали цифра. Расставьте их в правильном порядке, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.

Справились? Молодцы. Что получилось у каждого из вас?

(воздушные шарики, цветы, нарядный костюм, подарок, торт).

Креплю к доске картинки с полученными изображениями.

Буратино,  посмотри, вот мы и разгадали, что тебе нужно, чтобы пойти на день рождения!

Буратино:

Какие вы молодцы! Но у меня нет ни шариков, ни костюма, ни цветов…. Что же делать?

Учитель:

Мы поможем тебе Буратино. Все это ты можешь купить.

Буратино:

Купить? Здорово! А где?

Учитель:

 Ребята, подскажите нашему гостю, где мы можем все это купить? В магазине.

Буратино:

Ура! Мы идем в магазин! Только я еще ни разу там не был. Вы поможете мне? 

3. Сообщение темы и цели урока

Ребята, поможем Буратино?

Давайте отправимся все вместе в магазин, и поможем нашему герою купить то, что нужно для похода на день рождения Мальвины. Мы будем решать простые примеры с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

4. Закрепление изученного материала:

Учитель:

Итак, ребята. Вот мы и пришли в магазин. (на доске «подходящие» товары и «лишние»)

Посмотрите, есть ли в нем то, что нужно Буратино? Да.

Буратино:

Ух ты! Все что нужно! А как узнать, сколько все это стоит?

Учитель:

ребята, давайте расскажем Буратино: как можно узнать цену товара?

  • На ценниках (демонстрирую ценники);
  • В каталоге (демонстрирую каталоги товаров);
  • Спросить у продавца;

Буратино:  

Какие вы умницы, так много знаете. Только, мне кажется, что с ценниками в магазине что-то произошло.  Они какие-то неправильные…

Учитель:

И правда. Ребята, посмотрите, вместо цены, здесь написаны примеры. Чтобы узнать, сколько стоит товар нужно их решить.

Решение примеров с записью в тетрадь.  Замена ценника с примерами на правильный.

Буратино:

Как здорово! Какие вы молодцы! За это я научу вас секретным упражнениям, чтобы всегда оставаться веселыми и здоровыми!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Буратино:

Ребята, посмотрите! А вот здесь вообще нет ценника. Как же быть?

Учитель:

Ребята, откуда еще мы можем узнать стоимость товара?

Спросить у продавца или найти в каталоге.

Учитель:

Давайте найдем в каталоге товар, на который нет ценника и узнаем его стоимость.

Поиск цены в каталоге.

Учитель:

Буратино, этот товар стоит …..

Буратино:

Здорово! Теперь можно купить все, что мне нужно!

Учитель:

Ребята, а что забыл Буратино? Без чего нам в магазине не продадут товары? Деньги.

Буратино:

Ой, а у меня все деньги перепутались с какими-то фигурами. Помогите мне ребята выбрать отсюда деньги!

Дети отбирают деньги из смешанных геометрических фигур и денег.

Учитель:

Какие вы умницы! А давайте вспомним, какие бывают деньги (показываю образцы)? Круглые, железные это….монеты. А бумажные, прямоугольные это ….купюры.

Найдите у себя монеты, покажите нашему гостю, а теперь купюры.  

Учитель:

Ну что, Буратино, теперь ты можешь купить все, что тебе нужно.

Буратино:

Ура! Только вы помогите мне правильно оплатить мои покупки!

Решение примеров на нахождение стоимости двух покупок, сдачи с покупки товара.

С записью примеров в тетради.

Учитель:

Буратино! Посмотри, вот у тебя и есть все, чтобы пойти на день рождения к Мальвине.

Буратино:

Спасибо Вам, ребята. Вы мне очень сильно помогли! За это я хочу каждому из вас сделать подарок (воздушные шарики). До свидания друзья!

5. Подведение итогов урока:

- Ребята, кто приходил к нам сегодня на урок?

- Как мы помогали Буратино?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало сложности?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

 И за сегодняшний урок вы получаете следующие оценки…….

6. Домашнее задание

Ребята, а дома вы выполните следующее здание: математическая раскраска Буратино

Каждый этап урока оцениваю с помощью звездочек: все выполнил правильно – зеленая, с ошибками – желтая, не справился или отказался выполнять красная. Вкладываю в кармашек с именем ребенка. При подведении итогов и выставлении оценка учитываю полученные результаты.

Литература:

1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М. Н. Перова. − М.: Издательство «ВЛАДОС», 2011. − 408 с.

2. АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развитиями (Вариант 2)

3. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта [Текст]. — СПб.: «Образование», 1996.
4. Юхтанова Е.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1831/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".

Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью п...

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ

Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...

«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»

Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...