ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья по технологии (5 класс)
Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при выполнении различных трудовых заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование трудовых умений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
ПОДГОТОВИЛА Е.Е. МЕЛЯКОВА
2019-2020 У
ЧЕБНЫЙ ГОД
В мою подгруппу входят трое обучающихся – все с умеренной умственной отсталостью, общим недоразвитие речи, двое из них с синдромом Дауна.
Изучив психолого – педагогические характеристики обучающихся, психофизические особенности и возможности каждого ученика, я пришла к выводу, что обучать их по нашей традиционной программе под редакцией В Воронковой швейному делу невозможно. Программа под редакцией Маллера А.Р., Цикото Г.В. предполагает картонажно – переплетное дело, что в наших условиях так же не приемлемо из – за отсутствия профильной мастерской и необходимого оборудования.
Просмотрев в интернете большое количество адаптированных программ, в том числе и на УМК СИПР, я не нашла ничего, что подходило бы моим обучающимся. Т.к. у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны, потому с учащимися данной категории необходимо проводить работу, направленную на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей
Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при выполнении различных трудовых заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование трудовых умений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Основная цель предмета профильный труд: дать ряд бытовых навыков детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР и по возможности обучить основам швейного дела.
Я продолжала поиски и нашла программу обучения глубоко умственно отсталых детей ( НИИ Дефектологии АПН СССР),-М.,1983 г. и программу образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой ( Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 г)
На их основе я составила адаптированную программу «Ремесло», в рамках которой я веду преподавание предмета профильный труд. При
составлении программы учитывала следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированость мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.
Программа трудового обучения направлена на:
• психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и познание внешнего мира и его объектов;
• формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;
• реализацию личностного потенциала;
• развитие умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.
Уроки трудового обучения носят социальный характер:
− формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);
− выработка установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого ученика. Учащиеся данной категории могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.
Материал в программе расположен по принципу усложнения, увеличения объема сведений и повышения доли самостоятельности. Это позволяет использовать имеющийся опыт учащихся как основу для совершенствования их трудовых умений и навыков, формирования новых. Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться. Динамика овладения трудовыми навыками и умениями у обучающихся с умеренной умственной отсталостью крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических ситуациях.
Обучение ведётся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР) в соответствии с возрастом, психофизическими
особенностями ребенка, диагнозом, сопутствующими заболеваниями. Календарно – тематический план составлен на каждого обучающегося так, что учащиеся одного класса могут обучаться одновременно на разных этапах и даже по разным тематическим разделам программного материала.
Было непонятно, как начинать работу с детьми этой категории, т.к. все они практически не говорящие, не умеющие или слабо читающие. Как строить урок ? Как осуществлять обратную связь?
После первой встречи все сомнения отпали. У детей очень яркий эмоциональный отклик, им интересно новое! Они широко раскрытыми глазами смотрят на окружающее, им хочется все потрогать руками. Когда обучающиеся впервые попали в мастерскую, мы с воспитателем едва успевали выхватывать у них ножницы, игольницы. Надеть фартуки было большой проблемой. А сейчас, по истечению трех месяцев обучения дети работают в спецодежде. Могут организовать рабочее место, убрать за собой после работы.
В течение первой четверти обучающиеся познакомились с видами ниток, учились наматывать нитки на катушки, завязывать узелки, плести косички. Мы изготовили куколок из ниток. Вы обратили внимание, что вначале я использовала в работе нитки для вязания. Это связано с тем, что у детей слабо развита мелкая моторика и работа с тонкими нитками для них очень сложна. То, что для обучающихся с легкой умственной отсталостью не представляет труда, у этих детей вызывает большие затруднения.
Но преодолевая трудности – трясущиеся руки, покрытый испариной от усилий лоб, к концу четверти мы подошли непосредственно к шитью! Сначала учились отмерять нитку необходимой длины, отрезать ее. Это было сложно, т.к. хватка инструментов практически не сформирована. Потом учились вдевать нитку в иглу, сначала в большую пластмассовую, после большую металлическую, и, в конце концов, в обычную. Порой этот процесс занимал целый урок! Но что самое поразительное - дети не отказывались от работы, упорно доводили начатое до конца. Правда, завязывать узелок на конце нитки мы еще не научились.
Начали шить швом вперед иголку сначала по картону по проколам, по бумаге в клетку, потом на ткани для вафельных полотенец. Но самостоятельно определять длину стежка дети не могли. Тогда стали прокладывать стежки по проставленным мною предварительно точкам. Сначала по прямым линиям, затем по контуру узнаваемых предметов,
изученных букв и цифр. Сейчас мы уже пришиваем пуговицы с двумя отверстиями.
Для «особых» детей трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Для организации полезной и интересной деятельности детей используются современные технологии коррекционно-развивающего обучения, используются методические разработки Г.Н. Давыдовой, Т.Н. Просняковой, Н.А. Цирулик, Т.Н. Геронимус,
Моя задача, как учителя – создать творческую, созидательную атмосферу на уроках, дать возможность учащимся проявить свои способности. Поэтому, большое внимание уделяется формированию познавательного интереса и положительного отношения к труду как одной из основных задач обучения и воспитания в коррекционной школе. Эффективность учебного процесса будет снижена, если у ребенка не будет интереса к занятиям, тогда любой труд будет ему в тягость. Интересное запоминается легко, быстро и надолго, интерес способствует повышению работоспособности.
Для формирования познавательного интереса на уроках использую различные методы подачи учебного материала; включаюэлементы занимательности и игровой деятельности (сказочные герои, персонажи в виде иллюстраций, куклы «помогают» проводить урок: загадывают загадки, рассказывают о праздниках, временах года); предоставляю детям возможность выбора поделочного материала, инструментов для изготовления поделок. Все изделия имеют практическое применение, например:, подарки к празднику, сувениры, новогодние игрушки, аппликации из ниток, и т.п.). Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.
Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения предполагает также осуществление работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью во время уроков я провожу физкультминутки, пальчиковые игры, упражнения для зрительной гимнастики (методика Базарного В.П.). Кроме того, для детей подбираю упражнения и задания, направленные на развитие осязательного восприятия предмета, мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений: выкладывание фигур разноцветными деталями, работа с косточками, пуговицами, семенами, зёрнами, крышками, пробками. Также дети работают
с прищепками разными по форме, цвету, материалу; со спичками, шнурами.
Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений способствует активизации познавательной и трудовой деятельности детей, преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере, созданию положительного фона, интереса к занятиям
Помимо учебной деятельности, проводится и внеклассная трудовая деятельность. Так, наравне со всеми обучающимися школы, ребята работают на субботниках, овладевают навыками работы с сельхозинвентарем.
Для «особых» детей трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность.
Таким образом, можно отметить, что основное предназначение трудового обучения, в целом, заключается в повышении уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что в значительной степени будет способствовать повышению адаптационных способностей выпускников коррекционной школы и успешной их интеграции в социально-трудовые отношения.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения
Целью данных программ является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавате...
Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".
Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Положение конкурса рисунков к празднику "День Победы" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Положение конкурса рисунков....
ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...
Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной обра...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...