Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."
консультация
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Биоэнеггопластика."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusalina_master-klass_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 90.47 КБ |
adobe_scan_26_yanv._2023_g._2.pdf | 680.29 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Туймазинская коррекционная школа-интернат № 2
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Мастер-класс для учителей-логопедов
«Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда.
Биоэнергопластика».
Подготовила: Николаева Р. Р.,
учитель-логопед
Туймазы
«Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.»
(Народная мудрость)
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
К сожалению, с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка.
Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе с такими детьми мы реализуем следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).
2 Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).
3 Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).
Но сегодня, мне бы хотелось более подробно остановиться на нетрадиционном (инновационном) методе в логопедии, это биоэнергопластика.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Использование метода биоэнергопластики
- активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Биоэнергопластика, на мой взгляд, должна стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для психо – эмоционального равновесия ребенка.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Ребенком усваиваются не только положения рук, но и языка при выполнении упражнений.
Для каждого артикуляционного упражнения существуют свои упражнения с осуществлением биоэнергопластики.
Приведем ниже несколько таких упражнений:
Упражнение 1. Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).
Кисти рук работают по схеме
1.Упражнение повторяется 4-6 раз.
Схема 1.
Упражнение 2. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.
Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)
Схема 2
Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).
Схема 3.
Упражнение 4.
Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.
Упражнение 5. Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.
Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).
Схема 4.
Тренировка нижней челюсти
Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Упражнение 1.
Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).
Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).
Схема 5.Схема 6.
Тренировка губных мышц
Упражнение 1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).
На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).
На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.
Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.
Схема 7. Схема 8. Схема 9.
Упражнение 2.
Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).
Схема 10.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...
Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»
Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...
Мастер-классдля воспитателей " Организация занятий по заданию учителя-логопеда"
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по задан...
Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"
Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми - логопатами....
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер - класс на тему: "Использование ИКТ - технологий в монтессори классе".
Данный мастер - класс был разработан с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать и обучить педагогов работе в сервиса...
Мастер-класс для педагогов «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...