Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
статья

Сорокотягина Анастасия Станиславовна

3 уровня общего недоразвития речи: 

–        1-ый уровень общего недоразвития речи;

–        2-ой уровень общего недоразвития речи;

–        3-ий уровень общего недоразвития речи.

Первый уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Таких детей называют «безречевыми». Данный уровень ОНР перекликается с первым периодом овладения родным языком в ситуации нормального онтогенеза, и предполагает или однословные предложения, или предложения из двух слов-корней.

ОНР второго уровня обозначается, как «зачатки» связной (фразовой) речи. Ребенок овладевает данным этапом развития речи последовательно (слоговая структура слова, от простого к сложному, непосредственно отталкиваясь от формирования правильного звукопроизношения). Также на данном этапе происходит усвоение некоторых грамматических структур предложения. Речь у таких детей ограничена, бедна в объемах, лексический словарь маленький, с наличием аграмматизмов, ограничена воспринимаемыми и воспроизводимыми в речи названиями предметов и слов-действий. 

Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой (связной речи) с присутствием элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с данным уровнем речевого развития употребляют простейшие грамматические формы, используя все части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

В настоящее время под термином общее недоразвитие речи (далее ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.  

Ребенок с ОНР отличается от детей, которые имеют временную задержку речевого развития (ЗРР). Главным отличием этих двух отклонений считается своевременная заинтересованность детей с ОНР предметной и игровой деятельностью, понимание разговорной речи, избирательное и эмоциональное отношение к окружающей действительности.

  Первичная патология речи  у  детей  с  ОНР  усложняет формирование  потенциально  сохранных  умственных  способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Вместе с тем  по  ходу  формирования  словесной  речи  и  устранения  собственно речевых трудностей, интеллектуальное развитие детей с ОНР приближается к норме. Для того  чтобы  разграничить  проявления  ОНР  и  ЗРР,  следует внимательно  исследовать  анамнез  и  проанализировать  речевые  навыки ребенка.

Р.Е. Левиной были отмечены 3 уровня общего недоразвития речи:  

–        1-ый уровень общего недоразвития речи;

–        2-ой уровень общего недоразвития речи;

–        3-ий уровень общего недоразвития речи.

Первый уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Таких детей называют «безречевыми». Данный уровень ОНР перекликается с первым периодом овладения родным языком в ситуации нормального онтогенеза, и предполагает или однословные предложения, или предложения из двух слов-корней.

ОНР второго уровня обозначается, как «зачатки» связной (фразовой) речи. Ребенок овладевает данным этапом развития речи последовательно (слоговая структура слова, от простого к сложному, непосредственно отталкиваясь от формирования правильного звукопроизношения). Также на данном этапе происходит усвоение некоторых грамматических структур предложения. Речь у таких детей ограничена, бедна в объемах, лексический словарь маленький, с наличием аграмматизмов, ограничена воспринимаемыми и воспроизводимыми в речи названиями предметов и слов-действий.  

Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой (связной речи) с присутствием элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с данным уровнем речевого развития употребляют простейшие грамматические формы, используя все части речи. Также предпринимают попытки построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Часто затрудняются в назывании и обозначении предметов, слов-действий, признаков, качеств и состояний предметов. Дети с ОНР III уровня могут рассказать о себе, о своей семье и друзьях, а также некоторых событиях окружающей действительности. Способны составить небольшой рассказ (чаще с опорой на иллюстрации).

Клинические проявления данных расстройств значительно затрудняют  учебу и воспитание ребёнка и требуют, по возможности, наиболее раннего исследования и своевременной медикаментозной терапии.  При осложнённом характере ОНР у детей также очень часто возникают нарушения личностного роста, может наблюдаться снижение умственной  способности,  повышенная психическая истощаемость, лишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирова...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....