Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
статья
3 уровня общего недоразвития речи:
– 1-ый уровень общего недоразвития речи;
– 2-ой уровень общего недоразвития речи;
– 3-ий уровень общего недоразвития речи.
Первый уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Таких детей называют «безречевыми». Данный уровень ОНР перекликается с первым периодом овладения родным языком в ситуации нормального онтогенеза, и предполагает или однословные предложения, или предложения из двух слов-корней.
ОНР второго уровня обозначается, как «зачатки» связной (фразовой) речи. Ребенок овладевает данным этапом развития речи последовательно (слоговая структура слова, от простого к сложному, непосредственно отталкиваясь от формирования правильного звукопроизношения). Также на данном этапе происходит усвоение некоторых грамматических структур предложения. Речь у таких детей ограничена, бедна в объемах, лексический словарь маленький, с наличием аграмматизмов, ограничена воспринимаемыми и воспроизводимыми в речи названиями предметов и слов-действий.
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой (связной речи) с присутствием элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с данным уровнем речевого развития употребляют простейшие грамматические формы, используя все части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.
В настоящее время под термином общее недоразвитие речи (далее ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Ребенок с ОНР отличается от детей, которые имеют временную задержку речевого развития (ЗРР). Главным отличием этих двух отклонений считается своевременная заинтересованность детей с ОНР предметной и игровой деятельностью, понимание разговорной речи, избирательное и эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Первичная патология речи у детей с ОНР усложняет формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Вместе с тем по ходу формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей, интеллектуальное развитие детей с ОНР приближается к норме. Для того чтобы разграничить проявления ОНР и ЗРР, следует внимательно исследовать анамнез и проанализировать речевые навыки ребенка.
Р.Е. Левиной были отмечены 3 уровня общего недоразвития речи:
– 1-ый уровень общего недоразвития речи;
– 2-ой уровень общего недоразвития речи;
– 3-ий уровень общего недоразвития речи.
Первый уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Таких детей называют «безречевыми». Данный уровень ОНР перекликается с первым периодом овладения родным языком в ситуации нормального онтогенеза, и предполагает или однословные предложения, или предложения из двух слов-корней.
ОНР второго уровня обозначается, как «зачатки» связной (фразовой) речи. Ребенок овладевает данным этапом развития речи последовательно (слоговая структура слова, от простого к сложному, непосредственно отталкиваясь от формирования правильного звукопроизношения). Также на данном этапе происходит усвоение некоторых грамматических структур предложения. Речь у таких детей ограничена, бедна в объемах, лексический словарь маленький, с наличием аграмматизмов, ограничена воспринимаемыми и воспроизводимыми в речи названиями предметов и слов-действий.
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой (связной речи) с присутствием элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с данным уровнем речевого развития употребляют простейшие грамматические формы, используя все части речи. Также предпринимают попытки построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Часто затрудняются в назывании и обозначении предметов, слов-действий, признаков, качеств и состояний предметов. Дети с ОНР III уровня могут рассказать о себе, о своей семье и друзьях, а также некоторых событиях окружающей действительности. Способны составить небольшой рассказ (чаще с опорой на иллюстрации).
Клинические проявления данных расстройств значительно затрудняют учебу и воспитание ребёнка и требуют, по возможности, наиболее раннего исследования и своевременной медикаментозной терапии. При осложнённом характере ОНР у детей также очень часто возникают нарушения личностного роста, может наблюдаться снижение умственной способности, повышенная психическая истощаемость, лишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирова...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....