Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_deteys_onr.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонетических процессов, лексики, грамматического строя).
«При ОНР отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» (Р.Е.Левина).
ОНР может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным доктора медицинских наук Е.М.Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:
— неосложненный вариант общего недоразвития речи. Когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями».
— осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее частыми являются следующие:
1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления.
2. Церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости.
3. Синдромы двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде легких геми- и монопарезов, парезов мышц языка, либо его тремора и насильственных движений, а также проявлений спастического напряжения отдельных мышц.
— грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу
составляют дети с моторной алалией. По наблюдениям Т.А.Ткаченко, в группах для детей с общим недоразвитием речи встречаются дети, которые, помимо указанных, имеют следующие особенности:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, потеря аппетита;
- агрессивность, конфликтность;
- энурез;
- повышенную обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Причинами появления стойкой речевой и психологической патологии у детей могут быть различные вредности, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним можно отнести:
- наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей);
- осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств);
- особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства - щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксия плода);
- постнатальные (послеродовые) факторы, в период до двух лет (менингиты и менинго-энцефалиты, дизентерия, пневмония и другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясения и ушибы мозга, некоторые виды отравлений);
- влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание).
Не каждый из приведенных факторов обязательно явится определяющим для возникновения патологии развития. Однако нарушения дизонтогенетические, приводящие к недоразвитию определенных структур и физиологических систем организма, а также энцефалопатические, ведущие к поражению зон центральной нервной системы, не могут пройти бесследно для ребенка. Кроме того, перинатальные факторы травматичнее постнатальных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Нередки в практике и комбинации нескольких вредностей, которые вызывают не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии (Т.А.Ткаченко).
Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общими для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушенное формирование лексики и грамматического строя речи.
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило профессору Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей: 1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кие» — «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических средств.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырех-словной фразы. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д.
Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» - «грибы», вместо «лисий» - «лиска» и пр.), существительных со значением действующего лица «молочница» - «где пьют молоко») и т.д.
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Ребенок понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» - «горшочный»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник» и пр.). По наблюдениям Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой, типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми многих слов. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина» - «сумка», вместо «перчатки» - «эти, на руки которые» и т.д.).
Р.Е. Левина, выявив три уровня, уже говорила, что это деление условное, и внутри каждой подгруппы можно выделить подтипы. Многолетнее изучение детей с ОНР, сбор анамнестических данных позволили профессору Т.Б.Филичевой выделить 4 уровень речевого развития. У этих детей на первый взгляд вполне хорошая речь: они свободно пользуются структурой сложного предложения, легко вступают в диалог, задают вопросы, могут пересказать сказку, составить рассказ. У них достаточно разнообразный словарь на уровне бытовой тематики, сформированы основные навыки словообразования. Однако дети этой группы испытывают определенные затруднения при образовании редко встречающихся существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (песчинка, изюминка), при назывании одних и тех же профессий мужского и женского рода (скрипач-скрипачка), при подборе антонимов к разным частям речи (пригнуть-отогнуть), при образовании сложных слов, мало встречающихся в повседневной практике (скалолаз, пчеловод). Много ошибок при преобразовании одной грамматической категории в другую (читать-читающий). Почти недоступным является подбор родственных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....
Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
3 уровня общего недоразвития речи: – 1-ый уровень общего недоразвития речи;– 2-ой уровень общего не...
- Мне нравится (1)